Отчётный доклад Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Гусева А.В. на VIII Всероссийском съезде судей

Уважаемые делегаты и гости съезда!

 

   В отчетном периоде Судебный департамент, руководствуясь законодательством о судебной системе, федеральными законами «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» и «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», решениями VII Всероссийского съезда судей и поручениями Президента Российской Федерации по итогам работы съезда, постановлениями Совета судей Российской Федерации и его Президиума, поручениями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, осуществлял организационное обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества и Дисциплинарного судебного присутствия, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей.

Главным итогом, безусловно, стало завершение реализации федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007–2012 годы. И сегодня мы можем доложить Всероссийскому съезду: федеральная целевая программа успешно выполнена.

Обновляется и совершенствуется законодательная база судебной системы. Суды всех уровней действительно становятся доступными и открытыми, а принцип гласности нашего правосудия становится действительно активно работающим принципом. Существенно обновлена инфраструктура судебной системы, улучшилось материально-техническое обеспечение судов.

Реализован крупнейший проект общероссийского масштаба – Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие»), уникальная система, не имеющая аналогов в российской практике по количеству информации и по охвату территории.

Тем самым в основном создана современная информационная и телекоммуникационная инфраструктура для единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей и органов судейского сообщества.

Особенно хотел бы подчеркнуть: на протяжении всего этого периода,  а по сути, ежедневно мы в своей повседневной работе ощущали поддержку и деловую помощь Председателя Верховного Суда и Совета судей Российской Федерации. При этом взыскательная оценка деятельности сочеталась с внимательным и заинтересованным подходом к проблемам, над которыми работал Судебный департамент.

Позвольте теперь более подробно остановиться на основных направлениях и итогах деятельности Судебного департамента в период после VII Всероссийского съезда судей.

 * * * * *

   В общем контексте задач, стоящих перед Судебным департаментом, безусловным приоритетом являлось осуществление финансирования судов общей юрисдикции и их материально-техническое обеспечение.

Особенностью финансовой политики в этот период являлось то, что работать приходилось в условиях кризисных явлений и ограниченных финансовых ресурсов. В целях улучшения результативности бюджетных расходов были приняты конкретные меры по повышению эффективности управления бюджетными средствами.

Утверждены и действуют ведомственные нормативные правовые акты, направленные на совершенствование планирования бюджетных ассигнований, составления и ведения бюджетной сметы федеральных судов, на оптимизацию и равномерное расходование средств в течение года.

Все активнее применяется программно-целевой метод планирования и исполнения бюджета. Действуют аналитические ведомственные целевые программы по различным направлениям. В отчетный период реализовано 6 таких программ, реализация 5 программ продолжается. Это позволяет наиболее эффективно и рационально использовать бюджетные средства, добиться более высоких показателей.

Словом, основная задача состояла в том, чтобы в создавшихся экономических условиях проводить грамотную принципиальную линию в сфере финансирования судов, выявлять дополнительные возможности для финансирования, вносить аргументированные предложения в Минфин России по увеличению расходов на систему судов общей юрисдикции.

Думается, что при поддержке Председателя Верховного Суда и Совета судей Российской Федерации нам удалось в целом решить эту задачу.

Если в 2008 году объем финансирования судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, мировых судей и системы Судебного департамента составлял 85 млрд. 360,5 млн. рублей, то в 2012 году он достиг 110 млрд. 717,1 млн. рублей, то есть возрос на 22,9 процента.

В целях контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, соблюдением действующего законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности в судах и системе Судебного департамента в 2009–2012 годах Судебным департаментом проводились мероприятия по предварительному, текущему и последующему ведомственному финансовому контролю, в том числе контрольные мероприятия совместно со Счетной палатой Российской Федерации.

За отчетный период проведено около 400 ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности судов и органов Судебного департамента, в ходе которых финансовым контролем было охвачено большинство субъектов Российской Федерации.

Главный итог работы в финансовой сфере состоит в том, что удалось не допустить снижения финансирования судов, добиться позитивной динамики и тем самым сохранить устойчивое развитие системы судов общей юрисдикции.

Материально-техническое обеспечение деятельности судов было направлено на создание надлежащих условий для отправления правосудия. В отчетный период на эти цели выделено 8,8 млрд. рублей, что позволило решить целый ряд наиболее актуальных проблем и прежде всего реализовать ведомственные целевые программы:

«Повышение оснащенности федеральных судов общей юрисдикции материально-техническими средствами» на 2008–2010 годы;

 «Организация приемных в федеральных судах общей юрисдикции» на 2010–2011 годы;

 «Оснащение судов общей юрисдикции материально-техническими средствами» на 2011–2013 годы;

«Материально-техническое обеспечение апелляционных инстанций в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах на 2012–2013 годы».

* * * * *

     В комплексе решаются задачи по информатизации федеральных судов общей юрисдикции и созданию единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, повышению открытости и доступности правосудия на основе современных информационных технологий.

За последнее время произошел огромный по своим масштабам информационно-технологический прорыв в организационном обеспечении судов. Не осталось ни одного суда общей юрисдикции, не имеющего средств автоматизации судопроизводства на базе компьютерного оборудования. Безусловно, знаковым событием в развитии российского правосудия стала сдача в промышленную эксплуатацию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие», которая  позволила на качественно новый уровень поднять всю работу судов.

По сути дела, ГАС «Правосудие» стала воплощением идеи электронного управления и электронного документооборота в системе судов общей юрисдикции. Её имущественный комплекс насчитывает свыше 100 тыс. компьютеров. Разработаны и действуют 27 подсистем, обеспечивающих автоматизацию всех сторон деятельности судов и системы Судебного департамента.

С введением в эксплуатацию ГАС «Правосудие» решена в основном ключевая задача: создана современная информационная и телекоммуникационная инфраструктура федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей, органов судейского сообщества, Дисциплинарного судебного присутствия и системы Судебного департамента.

ГАС «Правосудие» в полном объеме обеспечивает информационную и технологическую поддержку судопроизводства, создает широкие возможности для повышения ее эффективности.

В единое информационное пространство объединено более 85 тысяч автоматизированных рабочих мест на более чем трех тысячах объектов на всей территории России.

С применением специального программного обеспечения ГАС «Правосудие» автоматизированы процессы:

судебного делопроизводства;

отображения информации о движении судебных дел на официальных сайтах судов;

подготовки текстов судебных актов к публикации и размещения их на сайтах судов;

обращения в суд неограниченного круга лиц в электронном виде;

обеспечения технической возможности оповещения участников процесса о рассмотрении дел путем направления СМС-извещений.

1756 залов судебных заседаний оснащены комплексами аудио-, видеофиксации и протоколирования хода судебного заседания. Верховные суды республик, краевые, областные и равные им суды обеспечены средствами видео-конференц-связи для проведения процессов в удаленном режиме со следственными изоляторами. Федеральные суды общей юрисдикции оснащены 376 комплектами мобильных комплексов скрытия свидетеля. В результате все верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов  оснащены мобильными комплексами скрытия свидетеля и как минимум один  комплект находится в каждом управлении (отделе) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации для его использования районными судами при необходимости.

Реализовано в полном объеме поручение Президента Российской Федерации о закреплении компетенции Судебного департамента в сфере информатизации судебных участков мировых судей. В июне 2011 года принят Федеральный закон «О внесении изменений в федеральные законы «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», «О мировых судьях в Российской Федерации», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». В настоящее время развернут и функционирует интернет-портал мировой юстиции, который включен в состав подсистемы «Интернет-портал «ГАС «Правосудие».

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 мая2012 г. № 681-р в июле текущего года создано федеральное государственное бюджетное учреждение «Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие».  Это позволит в комплексе, оперативно и эффективно в центре и на местах обеспечивать сопровождение и эксплуатацию ГАС «Правосудие», поддержание ее работоспособности.

Особое внимание в отчетном периоде было уделено реализации Федерального закона от 22 декабря2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», в соответствии с которым Судебным департаментом с применением специального программного обеспечения ГАС «Правосудие» созданы необходимые организационно-технические условия для реализации права граждан и других пользователей на доступ к информации о деятельности судов общей юрисдикции. Проводятся мероприятия по формированию единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей.

Все суды общей юрисдикции, органы судейского сообщества, Дисциплинарное судебное присутствие имеют официальные сайты в сети Интернет, во всех судах имеются информационные стенды или информационные табло, содержащие предусмотренную законодательством информацию. Областные и равные им суды, районные суды оснащены информационными киосками.

На всех сайтах в соответствии с нормами Федерального закона реализована возможность обращения граждан в суд в электронном виде. За последние два года поступило свыше 145 тысяч таких обращений. Для совершенствования информирования граждан о судебной деятельности во всех судах созданы приемные. Утвержден Типовой регламент организации деятельности приемной в судах общей юрисдикции. Посетителю, обратившемуся в приемную суда, оказывают всю необходимую правовую и информационную помощь: примут исковое заявление, подготовят копии нужных документов, проконсультируют. Это, по сути, новая форма работы с гражданами не только обеспечивает доступность и открытость правосудия, но и, что особенно важно, освобождает судей от непосредственного общения судей с участниками процесса до начала судебного разбирательства. Успешно реализована аналитическая ведомственная целевая программа «Организация приемных в федеральных судах общей юрисдикции» на 2010–2011 годы. Рабочие места укомплектованы персональными компьютерами, подключенными к локальной сети, что обеспечивает доступ к информационным ресурсам и подсистемам. Приемные оснащены необходимым набором мебели, средствами связи и оргтехникой.

В перспективе ГАС «Правосудие» получит дальнейшее развитие. Существенно обновится ее имущественный комплекс.

Определен комплекс мер по повышению уровня автоматизации деятельности федеральных судов, совершенствованию нормативно-правовой и методической базы развития и эксплуатации ГАС «Правосудие», последовательной интеграции ее информационных ресурсов с автоматизированными системами Верховного Суда Российской Федерации, органов прокуратуры, следственных органов, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы исполнения наказаний.

Предстоит завершить разработку проекта концепции формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и мировых судей на базе ГАС «Правосудие».

* * * * *

     Постоянно в центре внимания находится и такая важная задача,  как развитие и обновление инфраструктуры системы федеральных судов общей юрисдикции, создание всех необходимых условий для размещения судов, отвечающих стандартам современного судопроизводства.

В рамках федеральных целевых программ «Развитие судебной системы России» на 2007–2012 годы и «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008–2012 годы» мы получили весьма существенную финансовую поддержку в объеме 34,1 млрд. рублей.

Это позволило значительно обновить и обустроить инфраструктуру российского правосудия, создать комфортные условия для работы судей и работников аппаратов судов. За этот период было построено, реконструировано и введено в эксплуатацию 143 здания и 38 зданий приобретено.

При этом замечу: это уже принципиально иные новостройки по планировке, архитектурному облику и дизайну, и главное, по условиям для работы судейского корпуса. В новых комплексах правосудия, как правило, удобные, оборудованные всем необходимым кабинеты судьи и его помощника, секретаря судебного заседания, просторные залы судебных заседаний, приемные, конвойные помещения. Современные компьютерные технологии сопровождают весь процесс судопроизводства.

В итоге целевой индикатор и показатель размера общей площади служебных помещений на одного федерального судью (один судебный пристав) сегодня достиг 145 квадратных метров, что существенно выше норматива, установленного федеральной целевой программой – 133,1 кв. метра.

Появился у нас в столице и свой прекрасно обустроенный и оборудованный на основе новейших информационных технологий Дом органов судейского сообщества и Дисциплинарного судебного присутствия, где созданы все необходимые условия, удобства и комфорт для работы Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи,  Дисциплинарного судебного присутствия.

Конечно, ограниченность финансовых ресурсов не позволила в полном объеме решить намеченную программу строительства, реконструкции и полного капитального ремонта зданий судов. В ходе реализации федеральной целевой программы 30 объектов, обеспеченных проектно-сметной документацией, были исключены из перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд, финансируемых за счет бюджетных средств. Поэтому проблема размещения судов продолжает оставаться довольно острой. Выделенные государственные инвестиции не позволили обеспечить реальную потребность судов в служебных помещениях. В первую очередь необходимо создать условия для работы введенных апелляционных инстанций по рассмотрению гражданских и уголовных дел в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах.

Работа по дальнейшему развитию инфраструктуры судебной системы продолжается. Проведен анализ потребностей в строительстве и реконструкции для улучшения размещения судов и на его основе подготовлены предложения для включения в новую федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы», концепция которой утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября2012 г. № 1735-р.

Согласно требованиям нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Минэкономразвития России сформирован перечень строек и объектов, который включает в себя 102 объекта по строительству и реконструкции и 5 объектов по приобретению зданий. Объем финансирования составит 39,2 млрд. рублей.

Большой объем работ осуществлен в рамках ведомственных аналитических программ «Комплексный капитальный ремонт зданий судов общей юрисдикции» на 2008–2010 годы и на 2011–2013 годы. В строй вошло 444 обновленных и оснащенных всем необходимым здания судов. В рамках ведомственной программы до конца 2013 года планируется провести комплексный капитальный ремонт еще 116 зданий.

Растут масштабы работы, усложняются задачи, трансформируясь в новые. А это требует, в свою очередь, и увеличения объемов финансирования системы судов общей юрисдикции. Без увеличения бюджетных средств весьма проблематично решить в полном объеме намеченную программу строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий судов.

Учитывая это, Судебный департамент подготовил аргументированные предложения по дополнительному финансовому обеспечению судов общей юрисдикции на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, которые в основном были поддержаны Минфином и Правительством России.

Позитивная тенденция финансирования системы судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества сохраняется и на ближайшие годы. Бюджетные ассигнования, предусмотренные Судебному департаменту Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов», составляют:

2013 год – 118 млрд. 428,4 млн. рублей;

2014 год – 123 млрд. 297,3 млн. рублей;

2015 год – 124 млрд. 278,2 млн. рублей.

Бюджетные ассигнования на реализацию федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы» определены в следующих объемах:

2013 год – 4 млрд. 267 млн. рублей;

2014 год – 5 млрд. 444,8 млн. рублей;

2015 год – 5 млрд. 842,1 млн. рублей.

* * * * *

   Качественно обновляется организационное обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества. Основные его направления: повышение качества судопроизводства на основе электронных технологий, обновление правовой базы, оказание правовой и методической помощи мировой юстиции, создание эффективной системы охраны судов и обеспечение безопасности судей.

Завершено формирование нормативно-правовой базы по совершенствованию деятельности судов, ведения судебной статистики, организации делопроизводства, работы архивов судов. Во всех судах полноценно функционируют институты администратора, помощников судьи и председателя суда. В судах функционируют постоянно обновляемые информационно-справочные системы «Консультант Плюс», «Гарант» и «Кодекс».

В целях более эффективной организации процесса извещения участников судопроизводства о месте и времени судебного разбирательства и на основании положений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля2012 г. № 3 «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации» Судебным департаментом разработан и утвержден Временный типовой регламент организации извещения участников судопроизводства посредством СМС-сообщений.

Одно из важнейших полномочий Судебного департамента – организационное обеспечение органов судейского сообщества и Дисциплинарного судебного присутствия. Обеспечивая финансовое, материально-техническое и информационное проведение мероприятий органов судейского сообщества, мы стремимся совершенствовать и укреплять взаимодействие с Советом судей Российской Федерации, его Президиумом, комиссиями, развивать деловые контакты с председателями советов судей в регионах. В практику работы Совета судей Российской Федерации и его Президиума вошли систематические заслушивания информации руководителей подразделений Судебного департамента по наиболее актуальным проблемам организационно-правового, финансового, информационного обеспечения судов общей юрисдикции. Специалисты  Судебного департамента участвуют в выездных заседаниях комиссий Совета судей Российской Федерации.

Тесные деловые контакты сложились у руководителей органов Судебного департамента и работников центрального аппарата с председателями советов судей в регионах. Стало уже узаконенным правило: любая служебная командировка начинается со встречи с председателем совета судей субъекта Российской Федерации. Это дает возможность получить не только необходимую информацию, деловой совет, но и глубже вникнуть в решение той или иной проблемы организационного обеспечения судов. Руководители органов Судебного департамента участвуют в заседаниях советов судей регионов, согласуют планы своей работы, совместно организуют конференции судей и семинары, выпускают периодические издания.

Совершенствуется организационное обеспечение деятельности  Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. За отчетный период подготовлено 3788 проектов решений и заключений по вопросам рекомендаций на должности судей, прекращения полномочий судей, представления к награждению государственными наградами, присвоению почетных званий, квалификационных классов и по другим вопросам, а также направлено почти 22 тысячи запросов в министерства и ведомства России в отношении претендентов на должности судей, председателей и заместителей председателей судов.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Дисциплинарном судебном присутствии» с марта 2010 года функционирует этот специализированный судебный орган. Судебным департаментом осуществлены необходимые мероприятия по организационному обеспечению деятельности Дисциплинарного судебного присутствия: решены вопросы финансирования и материально-технического обеспечения. В структуре Судебного департамента создан отдел по обеспечению его деятельности – Секретариат Дисциплинарного судебного присутствия. На основании федерального законодательства с марта 2012 года приступила к своей деятельности Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Значительная работа проведена по созданию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры судейского сообщества. В рамках подсистемы ГАС «Правосудие» были разработаны и созданы официальные сайты Совета судей Российской Федерации и советов судей субъектов Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей России и квалификационных коллегий судей в регионах, Дисциплинарного судебного присутствия и Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Это позволяет обеспечить доступ граждан, юридических лиц, средств массовой информации, органов государственной власти к информации о деятельности органов судейского сообщества и Дисциплинарного судебного присутствия, создать действенный механизм информационного взаимодействия с гражданским обществом.

В отчетный период существенно обновлено законодательство, направленное на продвижение судебной реформы, введение в правовое поле наиболее эффективных и оптимальных норм деятельности для судов общей юрисдикции. Принципиальное значение для развития российского правосудия имеет принятый в феврале 2011 года  Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», в котором закреплены система судов, порядок их создания и упразднения, компетенция и принципы деятельности, а также урегулированы вопросы финансового и материально-технического обеспечения их деятельности. Основная новелла федерального закона – введение апелляционной инстанции в областных и равных им судах, окружных (флотских) военных судах.

Судебная реформа предполагает качественно новый уровень законодательства, постоянное развитие и совершенствование законопроектной работы. Поэтому в рамках своей компетенции Судебный департамент активно работал в этом направлении. За прошедший период дано около 800 заключений на проекты федеральных конституционных и федеральных законов, других нормативных правовых актов.

В поле зрения находилась проблема завершения формирования института мировых судей, обновления законодательной базы и создания наиболее эффективной модели организационного обеспечения деятельности мировой юстиции. Назначен и осуществляет правосудие 6801 мировой судья, или 91% от общего их числа, предусмотренного законодательством. Полностью укомплектован штат мировых судей в 9 субъектах Российской Федерации, а в 48 регионах на 90% и выше.

С целью реализации постановлений Совета судей Российской Федерации и выработки единого подхода к решению вопросов развития мировой юстиции в регионах продолжалась работа по оказанию методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в нормативно-правовом обеспечении деятельности мировых судей.

Требует постоянного внимания и принятия оперативных и продуманных решений и действий такая актуальная задача, как обеспечение безопасности судей и охраны судов, оснащение их современными техническими системами и средствами защиты. На эти цели в рамках федеральной целевой программы выделено 1 млрд. 891 млн. рублей.

Что предпринято, чтобы совершенствовать охрану зданий судов, надежно обеспечить безопасность судей и членов их семей?

1904 здания судов оснащены техническими системами и средствами защиты: турникетом на входе, охранно-пожарной сигнализацией, стационарными кнопками тревожной сигнализации в залах судебных заседаний и кабинетах судей.

Системами видеонаблюдения оснащено 2363 здания судов. На основе договоров, заключенных органами Судебного департамента с подразделениями вневедомственной охраны и филиалами ФГУП «Охрана» МВД России, охраняется 757 зданий федеральных судов общей юрисдикции.

С помощью технических средств охраны с выводом  на пульт централизованного  наблюдения  органов внутренних дел охраняется 1205 зданий. Сторожами, состоящими в штатах судов, осуществляется охрана 2015 зданий судов.

Во взаимодействии с Федеральной службой судебных приставов, МВД России и МЧС России Судебным департаментом приняты дополнительные меры по повышению уровня безопасности судебной деятельности в первую очередь в Северо-Кавказском федеральном округе.

Учитывая особую актуальность проблемы, а также необходимость принятия комплексных мер по организации эффективной системы обеспечения безопасности судей и охраны судов, Судебным департаментом разработана и реализуется аналитическая ведомственная целевая программа «Обеспечение безопасности судей федеральных судов общей юрисдикции и сохранности их имущества» на 2012–2014 годы.

* * * * *

   В решении проблем кадрового обеспечения судов общей юрисдикции акцент был сделан на повышение качества судейского корпуса, уровня профессиональной подготовки судей. В поле зрения находятся практически все аспекты работы: определение потребности судов в кадрах и укомплектование штатов, подготовка кандидатов на должности судей и организация их обучения на новой организационно-правовой основе.

За этот период качественно обновился судейский корпус. Указами Президента Российской Федерации в военные суды назначены 500 судей и 692 судьи для комплектования инстанций по гражданским делам в областных и равных им судах.

Продолжается процесс совершенствования системы федеральных судов общей юрисдикции, оптимизации ее структуры. Реформирована система военных судов. В соответствии  с изменениями, внесенными в Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» исключена возможность прохождения военной службы в военных судах и Судебном департаменте, а согласно Федеральному закону от 23 июля 2010 года упразднено 14 гарнизонных военных судов с невысокой служебной нагрузкой. Осуществлен комплекс мероприятий по оптимизации системы районных судов путем укрупнения судебных районов, объединения нескольких малосоставных судов в один. В результате за последние пять лет количество малосоставных судов уменьшилось на 270 судов.

Сегодня в России функционируют 83 верховных, краевых, областных и равных им суда, 12 окружных (флотских) военных судов, 2198 районных судов, 105 гарнизонных военных судов, в том числе 5 судов, находящихся в местах дислокации войск за пределами территории Российской Федерации.

В соответствии с федеральным законодательством установлены общие правила реализации права на апелляционное обжалование судебных актов, принятых мировыми судами и федеральными судами общей юрисдикции. С 1 января 2012 года  начали функционировать апелляционные инстанции по гражданским делам в верховных судах республик, судах областного звена. Для этого была увеличена численность судей на 860 единиц и введена дополнительная численность работников аппаратов судов общей юрисдикции в количестве 1126 единиц, а также решен комплекс вопросов, связанных с материально-техническим обеспечением апелляционных инстанций. Разработана и реализуется аналитическая ведомственная целевая программа «Материально-техническое обеспечение апелляционных инстанций в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах на 2012–2013 годы».

В новом году начнут функционировать апелляционные инстанции по рассмотрению уголовных дел в областных и равных им судах, а также окружных  (флотских) военных судах. Это потребует дополнительных усилий для решения кадровых вопросов по комплектованию должностей судей и работников аппаратов судов.

Значительная работа проведена в рамках Национальной стратегии противодействия коррупции и реализации Федерального закона «О противодействии коррупции». Разработан и осуществляется план мероприятий по противодействию коррупции. Создана и постоянно действует Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих. Действуют такие комиссии в федеральных судах общей юрисдикции и органах Судебного департамента, ежеквартально проводится мониторинг их деятельности. В Управлении государственной службы и кадрового обеспечения Судебного департамента создан отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Совершенно очевидно, что эффективность правосудия во многом зависит от профессионального уровня судейского корпуса. А отсюда вдвойне возрастает роль государственной системы подготовки и переподготовки судей и работников аппаратов судов с учетом новых современных требований. И в этом направлении сделаны важные начинания. Судьи, впервые назначенные на должность, в соответствии с федеральным законодательством проходят профессиональную переподготовку в течение полугода в Российской академии правосудия с сохранением заработной платы за этот период. В процессе обучения аудиторные занятия сочетаются со стажировкой в судах. Образовательная программа завершается государственной итоговой аттестацией, а слушатели получают диплом о профессиональной переподготовке. В течение двух лет прошли профессиональную переподготовку 1023 судьи, впервые назначенные на должность.

Всего в Российской академии правосудия и ее филиалах в отчетный период повысили профессиональный уровень свыше 10 тыс. судей федеральных судов общей юрисдикции и более 20 тыс. государственных гражданских служащих судов и системы Судебного департамента.

Одновременно активно велась переподготовка кадров для системы судов общей юрисдикции в рамках государственного заказа на основе ежегодных распоряжений Правительства Российской Федерации. Начиная с 2009 года обучение прошли 27 217 федеральных государственных гражданских служащих, в том числе повысили свою квалификацию около 23 тысяч работников аппаратов районных судов и гарнизонных военных судов. Особое внимание было уделено обучению государственных гражданских служащих, в обязанности которых входит противодействие коррупции в системе государственной службы. По этой тематике прошли обучение свыше 3600 специалистов, в том числе в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и Высшей школе экономики.

Получает распространение практика обучения кандидатов, зачисленных в резерв на должности судей федеральных судов общей юрисдикции. Кандидаты на должности судей обучаются в филиалах Российской академии правосудия и учебных заведениях регионов, проходят стажировку на базе областных и районных судов,  участвуют в работе семинаров. В период стажировки кандидаты посещали судебные заседания, изучали судебные дела, готовили проекты судебных решений. По общему мнению, это весьма эффективная форма подготовки и повышения квалификации резерва на должности судей федеральных судов общей юрисдикции.

* * * * *

     Особый статус судьи должен быть гарантирован такой системой социальной защиты, которая бы в полной мере соответствовала тем задачам и той большой ответственности, которая возложена на судейский корпус.

Эта установка VII Всероссийского съезда судей и стала определяющей в практической деятельности Судебного департамента по реализации социальных прав и гарантий судей.

Основные усилия были сосредоточены на оперативном решении вопросов материального обеспечения судей, медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения, обязательного государственного страхования жизни, здоровья, а также имущества – всего спектра социальных прав, которые гарантирует Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

В числе первоочередных проблем социальной защиты судей – создание системы их достойного материального обеспечения, существенное повышение заработной платы. В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам VII Всероссийского съезда судей о разработке законопроекта по совершенствованию системы оплаты труда судей, включая порядок присвоения квалификационных классов, Минфин России подготовил такой законопроект, который был доработан с учетом предложений, внесенных Верховным Судом Российской Федерации, Советом судей России и Судебным департаментом. В законопроекте предусматривается установить для судей ежемесячное денежное вознаграждение, аналогичное оплате труда лиц, замещающих иные государственные должности Российской Федерации, которое состоит из месячного оклада судьи в соответствии с занимаемой должностью, присвоенным квалификационным классом, ежемесячным денежным поощрением, ежемесячной доплаты за выслугу лет, ученую степень. Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе судей Российской Федерации» должен вступить в силу с 1 января 2013 года.

Неоправданно низким остается уровень оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих судов, особенно занимающих младшие должности гражданской службы. В постановлениях Всероссийских съездов судей, Совета судей Российской Федерации неоднократно отмечалось, что в федеральных судах общей юрисдикции сложилась негативная тенденция к оттоку квалифицированных кадров, обусловленная крайне низким уровнем оплаты труда работников аппаратов судов.

Указом Президента Российской Федерации с 1 января2011 г. должностные оклады были незначительно повышены лишь помощникам председателей судов, помощникам судей и секретарям судебных заседаний.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 3 мая 2012 года гражданским служащим с 1 октября текущего года повышены размеры должностных окладов и окладов за классные чины на 6%. Однако,  заработная плата таких же специалистов, работающих в других государственных органах, а также в коммерческих структурах, значительно выше, чем в судах.

С января 2012 года произошло значительное увеличение денежного содержания государственных служащих военной и правоохранительной служб. В связи с низким уровнем оплаты труда и большой нагрузкой многие работники аппаратов судов, в том числе имеющие высшее образование и опыт работы, увольняются,  выпускники юридических вузов предпочитают работу в иных сферах.

Все это приводит к значительной текучести кадров, что крайне негативно сказывается на качестве осуществления правосудия. Остается низкой и оплата труда персонала по охране и обслуживанию зданий судов. Учитывая это, подготовлено обращение Совета судей Российской Федерации Президенту России о необходимости увеличения работникам аппаратов судов размеров должностных окладов на 35 – 50 процентов.

В поле зрения постоянно находятся проблемы медицинского, пенсионного и иного материального обеспечения судей и членов их семей. Оказание медицинской помощи осуществляется по программам обязательного медицинского страхования, утверждаемым в каждом регионе, и добровольного медицинского страхования централизованно – через страховую компанию ЗАО «МАКС». Число застрахованных превысило 104 тысячи. Это практически весь судебный корпус. Проводится мониторинг организации медицинского обслуживания судей и членов их семей, анализ предложений по его улучшению. Однако до сих пор порядок организации медицинского обслуживания на законодательном уровне отсутствует, хотя необходимость в разработке такого нормативного акта давно назрела. Ежемесячное пожизненное содержание получают 10 509 судей и судей, пребывающих в отставке; ежемесячную надбавку к заработной плате в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания – 8608 судей. Действует Комиссия по рассмотрению возникших спорных ситуаций при назначении ежемесячного пожизненного содержания судьям.

Следует активнее расширять возможности для доступного и полноценного санаторно-курортного лечения судей и членов их семей тем более, что эта важная социальная гарантия реализуется далеко не в полной мере. Бюджетные ассигнования на эти цели выделяются лишь из расчета штатных единиц судей, без учета их членов семей, без учета статуса судьи и роста цен на санаторно-курортные путевки соответствующего уровня. При этом количество судей и членов их семей, а также судей, пребывающих в отставке, желающих воспользоваться своим правом на санаторно-курортное лечение, возрастает, ежегодно увеличивается стоимость санаторно-курортного лечения.

Особенно остро данный вопрос затрагивает интересы судей, пребывающих в отставке. Действующее законодательство не предусматривает выплату им денежной компенсации за неиспользованное право на санаторно-курортное лечение. Ежегодное увеличение численности этой категории судей и выделяемое при этом финансирование не позволяют обеспечить всех нуждающихся санаторно-курортными путевками. Сейчас приходится их приобретать на договорных условиях в более ста российских здравницах. Поэтому наиболее оптимальный вариант – создать сеть ведомственных санаториев, что позволит значительно экономить бюджетные средства и существенно улучшить санаторно-курортное обслуживание судейского корпуса.

Имущество судей застраховано Единым страховым полисом. В 2012 году имущество одного судьи застраховано на 15 млн. рублей, что почти в три раза превышает страховую сумму на одного застрахованного в 2009 году. Одной из самых острых социальных проблем, безусловно, остается проблема обеспечения федеральных судей жильем. Во-первых, явно затянулось решение этого жизненно важного вопроса на законодательном уровне, хотя подготовлен и представлен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект о внесении изменений в Закон Российской Федерации, определяющий порядок обеспечения жилыми помещениями судей. Во-вторых, установленный Правительством России 21 марта 2008 года порядок приобретения жилья судьям за счет выделения средств из федерального бюджета существенно ухудшил положение судей, поскольку не определяет срок обеспечения жильем, не решает вопросы передачи жилья в собственность судьи, содержания жилых помещений, отнесенных к специализированному жилому фонду. Да и средств, выделяемых на эти цели, крайне недостаточно. Объем их втрое ниже реальной потребности. Недостаточное финансирование, постоянное удорожание стоимости строительства приводят к затягиванию сроков предоставления жилья и росту числа очередников и в конечном счете снижает уровень материальных гарантий судей.

В рамках федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007–2012 годы на приобретения жилья для судей выделены инвестиции в объеме 1 млрд. 556,7 млн. рублей и государственных гражданских служащих в сумме 317,2 млн. рублей. Объемы финансирования, как видим, более чем скромные. В итоге в течение 6 лет было приобретено 814 квартир для судей и 305 квартир для работников аппаратов судов и системы Судебного департамента. Совместно с Минобороны России, ФСБ России, МВД России и МЧС России проработан вопрос об обеспечении 158 военнослужащих военных судов, увольняемых с военной службы, жилыми помещениями. Жильем уже обеспечены 76 военнослужащих.

В отчетном периоде 2724 судьи федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей воспользовались правом на компенсацию расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений. Расходы федерального бюджета на эти цели составили 348,9 млн. рублей.

Таким образом, проблема обеспечения жильем судей по-прежнему остается острой и требует принятия комплексных государственных мер и прежде всего законодательного и финансового характера. В настоящее время свыше тысячи судей федеральных судов общей юрисдикции, включая военных судей, нуждаются в предоставлении жилых помещений, на что потребуется более 2,5 млрд. рублей. Более двух тысяч  гражданских служащих аппаратов судов и системы Судебного департамента нуждаются в предоставлении субсидий для приобретения жилья. Эти жизненно важные вопросы социальной защиты судей учтены в утвержденной Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы».

Учитывая особую актуальность проблемы социальной защиты судейского корпуса, Совет судей Российской Федерации в марте 2012 года направил обращение Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой ускорить рассмотрение законопроекта, определяющего порядок обеспечения жилыми помещениями судей Российской Федерации.

Не решен на законодательном уровне вопрос обеспечения жильем мировых судей. Законодателем до настоящего времени не определен уровень бюджетной системы Российской Федерации, на котором должна лежать обязанность по обеспечению этих расходов.

* * * * *

   Совершенствуется информационное обеспечение судебной системы. Основные усилия направлены на расширение гласности правосудия, повышение эффективности информационного обеспечения судов и органов судейского сообщества, укрепление делового взаимодействия со средствами массовой информации. Сегодня с полным правом можно утверждать: декларируемый принцип гласности нашего правосудия становится активно работающим принципом. Расширился круг изданий, освещающих деятельность судебной системы России. Возобновился выпуск ежемесячного журнала судейского сообщества России «Судья». Регулярно выходит в свет бюллетень «Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации». Зарегистрирован «Вестник Дисциплинарного судебного присутствия».

С сентября 2009 года работает Российское агентство правовой и судебной информации, учрежденное Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации и федеральным государственным унитарным предприятием «РИА Новости». В 72 субъектах Российской Федерации издаются журналы и бюллетени, учрежденные совместно управлениями (отделами) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, региональными советами судей и областными и равными им судами. В Республике Бурятия, Пермском крае, Читинской области, Еврейской автономной области, кроме того, выпускаются газеты «Фемида Бурятии», «Вестник судейского сообщества», «Суд правый», «Третья власть».

С июня 2012 года в суды общей юрисдикции и управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации по каналам электронной связи поступает учрежденное Российским агентством правовой и судебной информации еженедельное периодическое издание «Вестник Фемиды».

Во всех органах Судебного департамента активно действуют пресс-службы. Это позволяет полнее и оперативнее освещать деятельность судов, создавать надежный механизм передачи и распространения информации между судебной властью и обществом, противодействовать проявлению некомпетентных, тенденциозных выступлений в прессе, наносящих серьезный урон авторитету судов.

Основным направлением работы Судебного департамента в отчетный период стала организация информационного сопровождения деятельности судов, органов судейского сообщества, распространение идей правосудия, повышение авторитета судебной власти и престижа профессии судьи, формирование благоприятного общественного мнения о деятельности федеральной судебной системы.

Налажено тесное взаимодействие и реализовываются различные образовательные, научные и информационные проекты совместно с Общественной палатой Российской Федерации, Союзом журналистов России, Фондом защиты гласности.

Особое внимание уделялось информационному обеспечению мероприятий, проводимых Верховным Судом Российской Федерации, Советом судей Российской Федерации, заседаний Дисциплинарного судебного присутствия. В средствах массовой информации организованы интервью Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Совета судей Российской Федерации, проведена пресс-конференция членов Дисциплинарного судебного присутствия.

Все это способствовало достижению главной цели – расширению гласности, открытости российского правосудия, улучшению освещения в средствах массовой информации деятельности судов, проблем развития судебной системы России.

* * * * *

     Международно-правовая деятельность Судебного департамента в отчетный период ориентировалась на создание наиболее благоприятных условий для изучения судьями передового зарубежного опыта в области судебной практики и освоения наиболее оптимальных форм организационного обеспечения деятельности судов, на сближение российской судебной системы с международным судейским сообществом. В этих целях эффективно использовались двусторонние и многосторонние взаимовыгодные связи со многими зарубежными организациями и судебно-юридическими структурами, ставшими активными участниками решения задач судебно-правовой реформы в Российской Федерации.

За отчетный период в зарубежных поездках в рамках различных программ и проектов, в международных конференциях, семинарах, форумах и встречах, а также иных важных мероприятиях участвовало более 600 судей судов общей юрисдикции. Представители российской судебной системы побывали более чем в 30 странах мира, ознакомились с передовым зарубежным опытом судебной практики, проинформировали своих коллег о достижениях судебной реформы в России.

Большое внимание уделялось такой важной области сотрудничества, как ознакомление судей с деятельностью Европейского Суда по правам человека в г. Страсбурге. Заместители председателей областных и равных им судов из более чем 60 регионов Российской Федерации ознакомились с работай Суда, принимали участие в слушаниях, обсуждали вопросы применения положений Европейской конвенции по правам человека.

Делегация судей и специалистов Судебного департамента приняла участие в пленарной сессии Европейской комиссии по эффективности правосудия, где были обсуждены вопросы правовой помощи, доступа к правосудию, альтернативные методы решения споров и исполнения судебных решений.

Продолжалась практика командирования судей и работников Судебного департамента в государства Европы, США, Китай, Японию и другие страны для ознакомления с передовым международным опытом работы. Изучена практика организации судебной системы, строительства и технической оснащенности судебных комплексов в Китайской Народной Республике.

Председатели ряда краевых и областных судов в ходе зарубежных поездок ознакомились с организацией деятельности и функционирования судебных систем стран Латинской Америки, а судьи Московского городского и Московского областного судов изучили опыт работы германской системы  административного правосудия.

В целях дальнейшего развития и совершенствования международно-правового сотрудничества основные усилия предполагается сосредоточить на:

продолжении сотрудничества с перспективными зарубежными партнерами, привлечении к сотрудничеству новых международных организаций и учреждений;

улучшении взаимодействия с зарубежными партнерами в рамках действующих программ и проектов;

изучении передового опыта зарубежных учреждений, ответственных за организационное обеспечение деятельности судов;

содействии российским судьям в освоении передового зарубежного опыта;

участии в международных мероприятиях с целью пропаганды достижений российской судебной реформы,

укреплении присутствия российской судебной системы в международном правовом пространстве.

* * * * *

Уважаемые коллеги!

     Таковы основные итоги деятельности Судебного департамента в 2009–2012 годах и проблемы дальнейшего развития системы судов общей юрисдикции, над которыми нам предстоит работать. Нашим постоянным и главным приоритетом в этом будет практическая реализация решений VIII Всероссийского съезда судей, мероприятий федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы».

Более подробная информация о деятельности Судебного департамента содержится в отчете, находящемся в материалах участника VIII Всероссийского съезда судей.

Благодарю за внимание.

 

Статьи по теме:



Оцените эту публикацию:
Голосов: , Среднее:
Коментарии (0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.