Выступление Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедева на VIII Всероссийском съезде судей

Уважаемый Президент РФ!

Уважаемые делегаты и гости съезда!

 

   За время, прошедшее  после VII Всероссийского съезда судей, проделана значительная работа, направленная на совершенствование правосудия.

В течение последних четырех лет судами рассмотрено 50 млн. 100 т. гражданских дел. Число осужденных сократилось на 21% с 925 тыс. в 2008 году до 740 тыс. в 2012 году.

Качество рассмотрения дел остается стабильно высоким и дела в основном рассматриваются в разумные сроки. Анализ судебной статистики свидетельствует о расширении сфер судебной защиты  прав и свобод граждан, эффективность которой зависит от стабильности законодательной базы правосудия и единообразия судебной практики. После VII Всероссийского съезда судей Верховный Суд РФ 23 раза использовал свое право законодательной инициативы.

Принято 70 Постановлений Пленума, которые оказали существенное влияние на формирование единообразной судебной практики. Вместе с тем на съезде необходимо обсудить ряд вопросов, решение которых будет способствовать эффективности защиты прав и свобод граждан.

Следует обратиться к вопросам досудебного урегулирования споров.

В соответствии с резолюцией VII Всероссийского съезда судей принят Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

В настоящее время создано 40 учреждений медиации, планируется создание еще 20. Это немного.

Судам необходимо более активно разъяснять возможности медиации.

Кроме того требует обсуждения вопрос о законодательном закреплении обязательности таких процедур по отдельным категориям гражданско-правовых, семейных, трудовых споров и административных правоотношений.

Помимо медиации имеются и другие процедуры досудебного урегулирования споров. В частности, 3 января 2011 года внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, в соответствии с которыми взыскание неуплаченного налога или сбора в судебном порядке допускается, если сумма неуплаченного налога составляет не менее 1,5 тыс. руб.

С принятием этого закона количество таких дел в судах сократилось на 28% с 5,5 млн. в 2010 году до 4 млн. в 2011 году и 1 млн. 900 тыс. дел в 2012 году.

Практика показывает, что, как правило, гражданин не осведомлен о наличии у него незначительной задолженности и простом способе ее погашения.

Повышение суммы задолженности по налогам и сборам с 1,5 тыс. руб. до 3 тыс. для взыскания в судебном порядке, как это предусматривает законопроект, принятый Государственной Думой в первом чтении, сократит поступление в суд таких дел еще на 30%.

В 2012 году судами прекращены уголовные дела в отношении 230 тыс. лиц. Одним из оснований прекращения дел явилось малозначительность деяния и отсутствие общественной опасности лица. В связи с этим необходимо законодательно предусмотреть такие условия привлечения к уголовной ответственности, которые не позволят тратить материальные и кадровые  ресурсы на дела, не имеющие судебной перспективы. Например, увеличить размер мелкого хищения с 1 до 3 тыс. руб. с отнесением мелких хищений к административным  правонарушениям.

Следует принять меры, исключающие искусственную криминализацию общества с вовлечением в уголовную среду большого числа наших граждан. Для этого в законе следует предусмотреть возможность освобождения лиц от уголовной ответственности за преступления небольшой тяжести с привлечением их к административной ответственности.

Негативно на правоприменительной практике сказывается нестабильность законодательства.

В текущем году Верховный Суд РФ подготовил официальные отзывы на 69 законопроектов, которые предусматривали внесение изменений в УК РФ, из которых поддержано только 12 законопроектов, полностью не поддержано 38 законопроектов или более половины.

В действующий Уголовный кодекс РФ внесено  более 3 тыс. изменений и дополнений. За период действия Уголовно-процессуального кодекса РФ внесено 727 изменений.  С 1  января 2012 года на рассмотрении Государственной Думы находился 61 законопроект о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

В течение последних нескольких лет суды ежегодно наряду с рассмотрение уголовных дел в отношении 1 млн. лиц выносят до 500 тыс. постановлений о приведении приговоров в соответствие с новым уголовным законом, а также ежегодно рассматривают 1,5 млн. жалоб на действия органов предварительного  расследования.

С учетом этих и некоторых других  обстоятельств целесообразно обсудить предложения о разработке Концепции уголовной политики нашего государства.

В целях оптимизации рабочего времени судьи необходимо рассмотреть вопрос об оглашении в судебном заседании только резолютивной части приговора, так как в соответствии с действующим законодательством текст приговора должен публиковаться на сайте суда.

В суде апелляционной инстанции следует предусмотреть единоличный порядок рассмотрения апелляционных жалоб и представлений на промежуточные судебные решения, а также на приговоры по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести и по делам, рассмотренным в особом порядке принятие судебного решения.

Из гражданского судопроизводства надо исключить принцип непрерывности судебного разбирательства. Законодатель отказался от этого принципа в уголовном процессе, чем упростил порядок судебного разбирательства.

Заслуживает обсуждения предложение о сокращении категорий дел об административных правонарушениях, подлежащих рассмотрению в суде. Такой законопроект подготовлен. Его принятие сократит рассмотрение судами на 1 млн. дел об административных правонарушениях.

Обратившиеся в суд общей юрисдикции заявители получили возможность по электронной почте и СМС–уведомлению получать информацию о движении их жалоб и заявлений, датах назначения и рассмотрения дел.

Возможности электронной почты необходимо использовать во всех судебных  инстанциях, как и аудио и видео – протоколирование судебных заседаний.

Развитию электронных технологий в судах будет способствовать Информационно-аналитический Центр поддержки «Государственной автоматизированной системы Правосудие».

Большое внимание уделяется деятельности мировых судей. Этот институт доказал свою состоятельность. Достаточно сказать, что служебная нагрузка мировых судей возросла с 1,5 млн. дел, рассмотренных в 2001 году, до 13 млн. 600 тыс. дел в 2012 году и организация работы мировых судей требует совершенствования. В настоящее время в Государственной Думе находится законопроект, который предусматривает  назначение мирового судьи не на конкретный участок, а в судебный район, что предоставит дополнительные возможности для управления служебной нагрузкой.

Законопроект предусматривает совершенствование процедуры привлечения на должность мирового судьи федеральных и мировых судей, пребывающих в почетной отставке.

Предусматривается изготовление мотивированного решения по гражданскому делу только по ходатайству сторон, поскольку в течение последних лет в исковом производстве ежегодно рассматривается примерно 3 млн. дел, из которых обжалуется только 5% решений.

Вместе с тем, необходимо определить отдельные категории гражданских дел, по которым мотивированное решение имеет существенное значение.

Остается актуальным вопрос об установлении норм служебной нагрузки судей и работников аппарата судов на базе научно-обоснованных критериев.

На протяжении длительного времени не решается вопрос обеспечения судей жильем.

Средств на эти цели выделяется явно недостаточно. Не установлен порядок обеспечения жильем работников аппарата судов.

Следует обратить внимание на то, что не реализовано Поручение  Президента РФ по результатам работы VII Всероссийского съезда судей о повышении заработной платы работников  аппарата судов,   текучесть кадров которых по этой причине очень велика.

В некоторых субъектах РФ в течение года смена работников аппарата судов происходит неоднократно.

Необходимо существенно повысить заработную плату судей и установить правила ее дальнейшего поддержания на высоком уровне.

Серьезные проблемы возникли с формированием кадрового резерва судей районных судов, в связи с принятием в декабре 2008 года Федерального закона, по-моему мнению, необъективно и необоснованно сократившего перечень профессий, дающих право на судейский стаж, в том числе адвокатов и прокуроров. Закон принят с нарушением Регламента Государственной Думы, а Верховный Суд РФ узнал о нем только после официального опубликования. 

Регламент нарушался и по другим законам, в результате чего не учитывались правила подведомственности (подсудности) судебных дел, конституционная компетенция федеральных органов государственной власти, что влечет за собой правовую неопределенность в правоприменительной практике и как следствие ограничение прав и свобод граждан.

 В этой связи представляется, что процедура принятия законов должна быть основана не на регламенте, а на федеральном законе, несоблюдение которого повлечет предсказуемые правовые последствия.

Необходимо обратить внимание на то, что критерий правовой определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы непосредственно содержится в закрепленных в Конституции РФ принципе юридического равенства (ч.I, ч.II ст.19) и принципа верховенства Конституции РФ и основанных на ней федеральных законов (ч.II  ст.4, ч. I и ч.II  ст.15).

Неопределенность содержания правовых норм влечет неоднозначное их понимание и, следовательно, неоднозначное их применение, создает возможности неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и влечет к произволу, а значит к нарушению конституционных принципов.

Рассмотрение дел вопреки  правилам о подсудности (подведомственности) не отвечает требованиям справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение дела по смыслу ст.ст.46 и 47 Конституции РФ не является законным судом. Принятые же в результате такого рассмотрения судебные акты не могут признаваться реально обеспечивающими права и свободы. Это правовая позиция получила свое закрепление в постановлении Конституционного Суда РФ.

Такая же правовая позиция содержится в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Почему же суд, не уполномоченный на рассмотрение таких дел, признает незаконными судебные акты 12 районных судов общей юрисдикции в период с 11 марта 2009 года по 28 апреля 2011 года. Такие судебные решения создают не только правовую неопределенность, но могут повлечь и другие негативные последствия для правосудия и общества.

В наступающем 2013 году исполняется 20 лет Конституции РФ, утвердившей Россию как демократическое  федеративное правовое государство, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. На конституционном уровне разрешены вопросы организации судебной системы, статуса судей, порядка наделения полномочиями судей, финансирования судов, что подчеркивает их самостоятельность и независимость.

Однако некоторые положения Конституции РФ и ее правовой потенциал  не реализованы.

До настоящего времени отсутствует самостоятельное административное судопроизводство, предусмотренное ч.II ст.118 Конституции РФ. Необходимость Кодекса административного судопроизводства была отмечена еще в 2000 году в Постановлении V Всероссийского съезда судей.

Необходимость совершенствования административного судопроизводства содержится в Указе Президента РФ от 7.05.2012 года и в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 года.

Даже в процедуре действующего ГПК РФ ежегодно судами общей юрисдикции рассматривается более 200 тыс. дел, возникающих из публичных правоотношений, по которым более половины заявлений удовлетворяется.

В 2012 году нормативно-правовые акты субъектов РФ и муниципальных органов власти признавались недействующими по 69% дел, а решения и действия  должностных лиц, государственных и муниципальных органов власти признавались неправомерными по 60% дел.

Очевидно, что рассмотрение споров в административном судопроизводстве расширит средства защиты личности, поскольку Кодекс административного судопроизводства установит понятную, прозрачную процедуру рассмотрения  споров человека с властью, особенности этой процедуры и будет способствовать устранению правовой неопределенности, возникшей в результате внесения изменений в действующее законодательство относительно  подсудности (подведомственности) административных дел, в том числе  абстрактного нормоконтроля.

В связи с этим я прошу Вас, уважаемые делегаты, внести в резолюцию Съезда обращение к законодательной власти Российской Федерации принять Кодекс административного судопроизводства.

В настоящее время в Верховном Суде РФ, республиканских краевых и областных судах действуют специализированные коллегии по административным делам.

Уважаемый Президент РФ!

Уважаемые делегаты и гости Съезда!

VIII Всероссийский съезд судей обсудит и другие вопросы, и мы убеждены в том, что решения съезда внесут достойный вклад в обеспечение верховенства права и устойчивого развития общества.

18 декабря 2012 года.

 



Оцените эту публикацию:
Голосов: , Среднее:
Коментарии (0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.