ПОСТАНОВЛЕНИЕ VIII ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА СУДЕЙ от 19 декабря 2012 №1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ VIII ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА СУДЕЙ 

О состоянии судебной системы Российской Федерации и основных направлениях ее развития

 

«19 » декабря 2012 г.                                                                                                                                   г.Москва


Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к деятельности судов. Система судебных органов обеспечивает незыблемость основ конституционного строя, единство экономического и правового пространства, имущественные и неимущественные права граждан и юридических лиц, а также гарантирует свободу экономической деятельности.

Осуществление мер по повышению качества правосудия, совершенствованию судопроизводства и его постоянной адаптации к потребностям государства и общества является неотъемлемой частью последовательно проводимого демократического процесса в России. Построение в стране развитого гражданского общества и устойчивой демократии, позволяющей в полной мере обеспечить права человека, гражданские и политические свободы, определено в качестве одной из главных целей развития в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Время, прошедшее после VII Всероссийского съезда судей, характеризуется дальнейшим развитием судебной системы Российской Федерации в направлении укрепления конституционных гарантий права граждан на судебную защиту и независимости судебной власти.

Произошла глубокая модернизация российской судебной системы, которая сделала решительные шаги по пути демократизации судебной власти, гуманизации правосудия. Принят ряд федеральных законов, направленных на обеспечение открытости и прозрачности правосудия, повышение эффективности и качества рассмотрения дел, обеспечение доступности правосудия и предотвращение коррупции в органах судебной власти.

Вместе с тем дальнейшее продвижение нашего общества по пути построения правового государства ставит перед судебной системой новые задачи.

Проведение судебной реформы, обеспечивающей справедливость принимаемых судом решений, защита частной собственности, создание условий, при которых российским компаниям было бы выгодно оставаться в российской юрисдикции и использовать для разрешения споров российскую судебную систему, борьба с коррупцией определены в качестве основных, требующих скорейшего решения, проблем в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

С учетом положительного опыта реализации федеральных целевых программ развития судебной системы России на 2002–2006 и на 2007–2012 годы распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2013–2020 годы. Предусмотренные этой программой возможности должны быть максимально использованы судебной системой.

В целях реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года о долгосрочной государственной экономической политике и об основных направлениях развития системы государственного управления необходимо внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих совершенствование административного судопроизводства и направленных на повышение доступности правосудия, обеспечение права общественных объединений обращаться в суды в защиту интересов граждан, а также уточнение подведомственности судебных споров по экономическим делам в целях исключения возможности решения хозяйственного спора посредством уголовного преследования.

Все более настоятельной потребностью становится необходимость разработки государственного проекта  стратегических преобразований организационно-правового механизма отечественного правосудия, конечной целью которых стало бы построение справедливого суда, отвечающего чаяниям российского общества. К отысканию путей решения этой задачи целесообразно привлечение потенциала высших судов страны, соответствующих государственных органов, научных учреждений, органов судейского сообщества и общественных формирований.

1. О путях повышения качества правосудия и обеспечения разумных сроков рассмотрения дел в судах

Качество правосудия во многом зависит от уровня обеспечения права каждого на справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Одним из таких непременных условий является законодательное обеспечение судебной деятельности. За последние четыре года законодательство, регулирующее вопросы судоустройства и судопроизводства, получило дальнейшее развитие. Активное участие в законотворческом процессе принимало судейское сообщество. Особое внимание уделялось законопроектам, которые были подготовлены в порядке выполнения постановления VII Всероссийского съезда судей и поручений Президента Российской Федерации по его итогам.

Принят и вступил в силу Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», которым установлены порядок формирования, состав и компетенция судов общей юрисдикции (за исключением военных судов и мировых судей), предусмотрена процедура апелляционного рассмотрения не вступивших в силу судебных решений. В связи с введением апелляционных процедур внесены соответствующие изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

Внесены изменения в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», направленные на предотвращение коррупции в органах судебной власти, устанавливающие обязанность кандидата на должность судьи и судей представлять сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

По инициативе Верховного Суда Российской Федерации в целях формирования доверия к российской судебной системе был принят Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», направленный на обеспечение прозрачности, публичности и гласности правосудия. 

Принятие указанных законов, а также федеральных законов «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» делает судебную систему более эффективной, открытой, доступной и независимой, что является основой уважения к суду,  а главное, направлено на повышение доверия граждан России к судебной власти, уверенности в способности органов правосудия профессионально и эффективно защитить их права и законные интересы.

В процессуальное законодательство включены нормы, предусматривающие возможность автоматизированного распределения дел. В настоящее время в системе федеральных судов общей юрисдикции используется подсистема независимого распределения дел между судьями, созданная в рамках Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие». Аналогичное распределение дел внедрено и во всех арбитражных судах.

Существенно изменилось арбитражное процессуальное законодательство: установлены специальные правила рассмотрения арбитражными судами корпоративных споров (включая групповой иск как способ защиты прав и законных интересов группы лиц); усовершенствован механизм пересмотра судебных актов по новым и вновь открывшимся обстоятельствам; установлены новые правила упрощенного производства; дальнейшее развитие получил институт арбитражных заседателей: предусмотрено широкое использование электронных технологий в судопроизводстве в арбитражном суде. Принят закон, предусматривающий создание Суда по интеллектуальным правам, который должен начать свою работу не позднее 1 февраля 2013 года.

Федеральным конституционным законом в судебной системе создан новый судебный орган, уполномоченный рассматривать конфликты, связанные с применением мер дисциплинарного воздействия в отношении судей, – Дисциплинарное судебное присутствие. Создание данного органа было вызвано необходимостью повышения уровня гарантий независимости судей, а также выполнения Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 13 октября1994 г. № R (94) 12 «О независимости, эффективности и роли судей» (принцип VI).

За период с 2010 года по 25 октября 2012 года Дисциплинарным судебным присутствием было рассмотрено более 70 жалоб (обращений); из них удовлетворено  – 33,8%, отказано в удовлетворении  – 64,7%, прекращено в связи с отказом от иска – 1,4%. Опыт Дисциплинарного судебного присутствия заслуживает серьезного изучения и учета при определении оснований дисциплинарной ответственности судей.

В целях обеспечения единообразия судебной практики принято 5 совместных постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также 101 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и 52 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в полной мере реализуют предусмотренную Конституцией Российской Федерации функцию осуществления в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебного надзора за деятельностью нижестоящих судов, дают разъяснения по вопросам судебной практики путем утверждения обзоров судебной практики, направления в суды информационных писем по вопросам судебной практики.

Вместе с тем законодательство, регулирующее вопросы функционирования судебной системы, требует дальнейшего совершенствования.

В условиях современного демократического процесса одним из концептуальных вопросов судебной реформы является создание действенного механизма, обеспечивающего надлежащую и эффективную защиту прав граждан и организаций в сфере их взаимодействия с органами публичной власти.

В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» названная задача определена в числе первоочередных мер государственного развития на ближайший период, от выполнения которой будет зависеть процесс совершенствования системы государственного устройства в целях дальнейшего развития общества и государства.

Решение указанной задачи должно осуществляться посредством формирования института административной юстиции и установления в законе процедуры административного судопроизводства для разрешения споров, возникающих в сфере административных правоотношений, и контроля за действиями и решениями органов публичной власти в ходе выполнения ими функций государственного управления и обеспечения прав граждан на местное самоуправление.

В целях обеспечения конституционного права на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, устранения правовой неопределенности в вопросах подведомственности дел судам Российской Федерации, недопустимости произвольного ограничения права на судебную защиту и доступа к правосудию  Съезд считает необходимым дальнейшее совершенствование процессуального законодательства в части установления четких правил определения подведомственности дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам.

Верховным Судом Российской Федерации разработан и направлен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, направленных на более чёткое отграничение преступных деяний в сфере экономики от гражданско-правовых сделок, совершаемых в области предпринимательской и иной экономической деятельности, возникший спор из которых должен решаться судами в порядке гражданского судопроизводства, а не путём уголовного преследования.

Съезд считает необходимым обеспечить принятие этих законов в первоочередном порядке.

Нерешенной остаётся задача, поставленная на VII Всероссийском съезде судей, об установлении порядка, при котором проекты законов о внесении изменений в законодательные акты по вопросам ведения высших судов страны могли бы быть внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации только при наличии официальных отзывов соответственно Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и заключения Совета судей Российской Федерации.

В настоящее время Советом судей Российской Федерации подготовлены и направлены в Верховный Суд Российской Федерации проекты законов, в соответствии с которыми Совет судей дает письменные заключения на законопроекты о федеральном бюджете (в части финансирования судебной системы), об органах судейского сообщества, о статусе судей, о судебной системе и судопроизводстве в Российской Федерации.

Это предложение согласуется с Европейской хартией о статусе судей (Лиссабон, 1998 г.), в соответствии с п. 1.8 которой судьи через своих представителей и через свои профессиональные организации принимают участие в принятии решений, связанных с управлением судами и с определением их средств, а также с их распределением на общенациональном и местном уровне. В том же порядке с судьями проводятся консультации по планам изменения их Закона и при определении условий их вознаграждения и социального обеспечения.

Съезд полагает необходимым продолжить работу по реализации этого предложения.

Съезд отмечает, что решение этой задачи особенно актуально в условиях поспешного и не всегда оправданного изменения законодательства, нарушения межотраслевой и внутренней согласованности правовых норм, что  приводит к дестабилизации судебной деятельности и правоприменительной практики, не способствует правовому образованию населения.

Достаточно сказать, что за последние четыре года было принято более 100 законов о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Причем, если до 2012 года изменения уголовного законодательства касались преимущественно декриминализации ряда деяний и гуманизации уголовной ответственности, то в последнее время наметилась обратная тенденция – к усилению уголовной ответственности.

Съезд отмечает, что практика назначения наказаний, не связанных с лишением свободы, в качестве альтернативы реальному лишению свободы в отношении лиц, совершивших преступления впервые, за преступления, не представляющие большой общественной опасности, должна сочетаться с назначением предусмотренных законом строгих мер наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления рецидивистам и иным лицам, систематически нарушающим закон.

Следует продолжить оптимизацию практики применения мер пресечения, не связанных с изоляцией от общества, в том числе залога и домашнего ареста, особенно в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступлений небольшой и средней тяжести, женщин и несовершеннолетних. Эти правила в полной мере должны распространяться и на лиц, выдаваемых Российской Федерацией для уголовного преследования, в отношении которых процедура избрания и продления сроков содержания под стражей не имеет чёткой регламентации в законе.

Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012–2017 годы, направленной на государственную поддержку семьи, материнства и детства, предусматриваются меры по сохранению семейных ценностей, профилактике правонарушений несовершеннолетних, их реабилитации и исправлению. Несмотря на поддержку идеи о создании специализированных судов для судебной защиты прав и свобод несовершеннолетних, она пока не нашла отражения в законодательстве.

Всё большее значение приобретает проблема обеспечения принципов независимости и объективности при отправлении правосудия. Одним из ее аспектов является нормативное закрепление фиксации случаев непроцессуального обращения к судье по делам, находящимся в производстве суда (судьи). В арбитражных судах сложилась практика размещения на официальных сайтах в сети Интернет информации о таких непроцессуальных обращениях.

В 2006 году Совет судей Российской Федерации направил в суды рекомендации о формах реагирования судей на обращения граждан и должностных лиц по делам, находящимся в производстве судов. Это предложение не получило широкого развития из-за отсутствия соответствующих норм в законе. В 2011 году Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации подготовлен соответствующий проект федерального закона, принятие которого позволило бы укрепить независимость судов и судей, обеспечить превенцию, исключить факты вмешательства в деятельность по отправлению правосудия, повысить авторитет суда, укрепить уверенность общества в его беспристрастности и справедливости. Съезд поддерживает эту инициативу.

В последнее время наблюдается тенденция к росту числа обращений граждан за судебной защитой, что свидетельствует о повышении доверия граждан к судебной власти, уверенности в способности органов правосудия профессионально и эффективно защитить их права и законные интересы. Вместе с тем это влечет увеличение нагрузки судей и работников аппаратов судов.

Так, в последние годы неуклонно росло количество рассматриваемых судами дел, ширилось их многообразие. Судами общей юрисдикции, включая военные суды и мировых судей, ежегодно рассматривалось (по всем инстанциям) дел и материалов: в порядке уголовного судопроизводства – около 4,5 млн., в порядке гражданского судопроизводства – свыше 14,5 млн., в порядке, установленном КоАП РФ, – более 5,5 млн. В среднем на одного судью общей юрисдикции приходилось 76  дел и материалов в месяц; наибольшее количество приходилось на мировых судей.

Арбитражными судами за 4 года (2008–2011 годы) рассмотрено 5,8 млн. дел по экономическим спорам и иных дел, подведомственных системе арбитражных судов. Причём наибольший рост количества рассмотренных дел пришёлся на 2008 и 2009 годы, когда в отдельных регионах их количество увеличилось в 5 раз. К 2012 году количество дел практически вернулось к прежнему периоду (в арбитражных судах первой инстанции в 2008 году – свыше 1,4 млн. дел; в 2011 – более 1,7 млн. дел). Возрастала и судебная нагрузка: в 2008–2011 годах в среднем по системе она составляла около 50 дел в месяц, а по некоторым судам превышала 100 дел в месяц, тогда как научно обоснованные нормы составляют ежемесячно 15–20 дел.

В этих условиях всё возрастающее значение приобретает проблема оптимизации судебной нагрузки, решение задачи обеспечения права граждан на справедливое и публичное судебное разбирательство в разумные сроки.

Этому может способствовать внедрение и развитие альтернативных способов разрешения споров по различным категориям дел, использование которых позволит повысить качество правосудия и обеспечить надежные гарантии прав граждан на судебную защиту в разумные сроки. Одним из приоритетных направлений совершенствования существующих механизмов урегулирования споров и защиты нарушенных прав граждан является развитие примирительных процедур, в том числе посредничества (медиации). Необходимо определить пути дальнейшего развития претензионного порядка урегулирования споров, который в настоящее время предусматривается лишь в ограниченном числе случаев. С учетом международного опыта в этой сфере Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации подготовлен законопроект, направленный на совершенствование примирительных процедур, который заслуживает одобрения.

Требует нормативно-правового регулирования процедура замены судьи, не имеющего возможности продолжать участие в судебном разбирательстве в судах общей юрисдикции. В целях обеспечения равномерной нагрузки мировых судей сохраняется актуальность предложения по изменению законодательства в части назначения мировых судей не на конкретный судебный участок, а в административный район; не на конкретный срок, а бессрочно.

Нуждается в осмыслении порядок определения размера государственной пошлины, подлежащей уплате при обращении в суды, который во многих случаях носит символический характер, что не способствует тщательной подготовке сторон к судебному разбирательству, не препятствует подаче необоснованных исков и обращений, не стимулирует разрешение споров во внесудебном порядке.

Заслуживает внимания предложение о расширении полномочий помощников судей за счёт возможности выполнения по поручению судьи отдельных процессуальных действий, не требующих принятия судебных актов, и в частности на стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Важным направлением повышения эффективности правосудия является также введение института профессионального представительства в арбитражных судах. Участие в процессе неподготовленных лиц приводит к затягиванию самого процесса, а также ставит таких лиц в неравное положение в сравнении с профессиональным юристом.

Помимо этого, оптимизации судебной нагрузки могли бы способствовать такие меры, как передача отдельных категорий дел в компетенцию иных органов, расширение категории дел, подлежащих рассмотрению в особом порядке. Съезд полагает, что Совет судей Российской Федерации должен детально проработать эти предложения и при необходимости внести соответствующие предложения субъектам законодательной инициативы.

Основными причинами нарушения сроков рассмотрения дел являются: ненадлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания; трудности с формированием коллегии присяжных заседателей; неявка в судебные заседания без уважительных причин адвокатов, участвующих в деле по назначению суда; ненадлежащий уровень исполнения судебных актов о приводе лиц по уголовным делам и делам об административных правонарушениях; недопустимая длительность производства судебных экспертиз. Процессуальные законы не содержат эффективных механизмов защиты от искусственного затягивания сроков рассмотрения дел, действенных санкций за неисполнение процессуальных обязанностей и злоупотребление участниками судопроизводства процессуальными правами.

По-прежнему актуальным является вопрос доставки судебной корреспонденции. Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации подготовлен законопроект «О почтовой связи», который станет основой для разработки новой редакции Правил оказания услуг почтовой связи. В связи с этим Съезд обращает внимание на необходимость приведения процедуры доставки (вручения) судебных извещений в соответствие с нормами процессуального законодательства.

Требует совершенствования законодательство об организации экспертной деятельности в стране. Заслуживают одобрения и поддержки меры, предусмотренные Концепцией федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы», направленные на создание условий для проведения качественных экспертиз государственными судебно-экспертными учреждениями Министерства юстиции Российской Федерации.

Вместе с тем даже этих мер недостаточно для принципиального решения вопроса чрезмерности судебной нагрузки. Необходимость принятия закона о нормах судебной нагрузки, варианты которого неоднократно обсуждались на заседаниях Совета судей Российской Федерации и его Президиума, становится все острее. Съезд считает необходимым активизировать работу в этом направлении.

Одной из важнейших гарантий реализации права на справедливое судебное разбирательство является своевременное исполнение судебных решений. Федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» был признан Европейским Судом по правам человека эффективным средством правовой защиты российских граждан. В то же время современное состояние исполнения судебных актов нельзя признать удовлетворительным. Это отмечается и в разработанном Министерством юстиции Российской Федерации проекте долгосрочной программы повышения эффективности исполнения судебных решений                              (2011 – 2020 годы). В связи с этим Съезд указывает, что неудовлетворительное исполнение решений, принятых судами, приводит к снижению эффективности правосудия, уменьшению доверия граждан. Необходимо принятие дополнительных государственных мер по расширению существующих средств правовой защиты физических и юридических лиц в случае неисполнения судебных актов.

2. О статусе судей в Российской Федерации

Обеспечение независимости и беспристрастности суда рассматривается в качестве основного направления деятельности государства по выработке мер, направленных на защиту прав граждан, на противодействие коррупции. Между тем со времени, прошедшего после VII Всероссийского съезда судей, на законодательном уровне не было принято достаточно действенных мер по укреплению статуса судей. Более того, имеются отдельные тенденции к снижению материальных и социальных гарантий независимости судей, то есть произошло дальнейшее отступление от весьма важных положений, которые были закреплены в 1992 году в Законе Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

Особый статус судьи, сопряжённый с предъявлением к нему специальных требований и установлением целой системы запретов и ограничений, в том числе в отношении возможности заниматься иной оплачиваемой работой, должен гарантировать достаточно высокий уровень оплаты его труда. Нельзя не учитывать также, что повседневная работа судьи осуществляется в условиях, связанных с высокой психологической нагрузкой, большим социальным давлением, а в ряде случаев и с опасностью для жизни и здоровья. Предоставлением судье за счет государства надлежащего материального и социального обеспечения является одной из значимых гарантий осуществления правосудия беспристрастным и независимым судом.

Как отмечалось в постановлении VII Всероссийского съезда судей, в целях укрепления независимости судей должно быть предусмотрено существенное повышение заработной платы судей и установление системы ее дальнейшего поддержания на высоком уровне, гарантирующем достойное материальное обеспечение.

Вместе с тем с 2008 до 2011 года заработная плата судей не повышалась, а состоявшееся  увеличение (на 6,5 процента с 1 июня 2011 года и на 6 процентов с 1 октября 2012 года) не обеспечило даже плановых показателей роста потребительских цен. Реальная покупательная способность заработной платы судьи с 2008 года уменьшилась примерно на 1/3. Темпы роста реальной заработной платы судей по-прежнему существенно отстают от роста средней заработной платы в Российской Федерации. 

В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации по итогам VII Всероссийского съезда судей Министерством финансов Российской Федерации подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации». В нем нашли отражение принципиальные позиции высших судов государства и Совета судей Российской Федерации о недопустимости снижения гарантий материального обеспечения судей. Достигнуто соглашение о финансовом обеспечении мер по введению новой системы оплаты труда судей. Законопроект внесён Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Съезд считает необходимым скорейшее принятие данного закона.

До настоящего времени не урегулирован порядок обеспечения судей жильём, который был упразднен Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. В связи с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31 января 2008 г. № 2-П, которым положение пункта 2 статьи 14 названного Федерального закона было признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, Правительством Российской Федерации при активном участии высших судов и Совета судей Российской Федерации подготовлен проект федерального закона «О внесении изменения в статью 19 Закона Российской Федерации                     «О статусе судей в Российской Федерации». Данный законопроект был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении ещё в 2008 году. Несмотря на неоднократные обращения Совета судей Российской Федерации в законодательный орган, активной работы по законопроекту не ведется. Съезд считает недопустимым такое нарушение прав судей на обеспечение жильем.

На законодательном уровне не урегулирован вопрос обеспечения жилыми помещениями мировых судей, не определен уровень бюджетной системы Российской Федерации, ответственной за обеспечение этих расходных обязательств. В связи с этим денежные средства на обеспечение жильём мировых судей федеральным бюджетом не предусматриваются.

Отсутствуют надлежащие условия для организации медицинского обслуживания судей (в том числе пребывающих в отставке) и членов их семей, а также работников аппаратов судов. Судебная система не располагает своими лечебно-оздоровительными учреждениями, и федеральными законами о федеральном бюджете средства на эти цели не предусматриваются.

Неудовлетворительно реализуется право судей (в том числе пребывающих в отставке) и членов их семей на санаторно-курортное лечение, которое судье, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям в соответствии с законом должно оплачиваться за счет средств федерального бюджета. Бюджетные ассигнования выделяются только из расчета штатной численности судей, без учета членов их семей и стоимости санаторно-курортных путёвок. 

Особенно остро данный вопрос затрагивает судей, пребывающих в отставке, поскольку многие из них не могут использовать право на санаторно-курортное лечение, а действующее законодательство не предусматривает выплату им денежной компенсации.

Требует законодательного урегулирования порядок исчисления стажа работы в качестве судьи. Во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля2010 г. № 9-П Верховным Судом Российской Федерации разработан законопроект, предусматривающий внесение изменений в статью 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» в части определения порядка исчисления стажа работы в качестве судьи в соответствии с ранее действовавшей редакцией, то есть с учетом времени работы в качестве прокурора, следователя, адвоката. Данный законопроект одобрен Советом судей Российской Федерации, и Съезд считает необходимым его скорейшее рассмотрение и принятие.

Заслуживает внимания предложение о совершенствовании института отставки судей путем достижения надлежащего баланса гарантий материального и социального обеспечения судьи в отставке и ограничений, вытекающих из его статуса. В целях защиты права судьи на отставку необходимо инициировать от имени судейского сообщества отмену запрета заниматься какой-либо оплачиваемой деятельностью под угрозой прекращения статуса судьи в отставке судьям, находящимся в отставке и не получающим ежемесячного пожизненного содержания.

Съезд считает необходимым изменение законодательства в части пенсионного обеспечения судей, не приобретших права на ежемесячное пожизненное содержание либо утративших его, так как в действующей системе пенсионного обеспечения отсутствует справедливый правовой механизм, обеспечивающий преобразование их пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал в период, когда за судей не уплачивались страховые взносы. В настоящее время по инициативе Совета судей Российской Федерации подготовлены проекты федеральных законов «О пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, осуществлявших полномочия судьи» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения судей Российской Федерации», которые Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации направлены в Правительство Российской Федерации для получения заключения.

Съезд отмечает, что длительное время не находит своего разрешения вопрос о социальной защите членов семьи судьи в случае его смерти (гибели), не связанной со служебной деятельностью. Разработанный высшими судами законопроект, предусматривающий механизм назначения ежемесячного возмещения членам семьи судьи независимо от обстоятельств его гибели (смерти), а также его размеры, был отклонён Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. В настоящее время по инициативе Совета судей Российской Федерации вновь вносится предложение об изменении статьи 20 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в части определения порядка выплаты ежемесячного возмещения членам семьи судьи независимо от обстоятельств его гибели (смерти). 9 октября 2012 года Президиум Совета судей Российской Федерации рассмотрел проект федерального закона по этому вопросу, подготовленный совместно с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, и обратился к Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации с просьбой внести данный законопроект в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

27 ноября 2012 года Верховным Судом Российской Федерации  законопроект внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Съезд обращает особое внимание на дальнейшее совершенствование статуса мировых судей, необходимость реализации постановления VII Всероссийского съезда о включении должности мирового судьи в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 1995 года № 32, наделения мировых судей властно-организационными полномочиями по отношению к аппарату мирового судьи.

Незаслуженно вне внимания судейского сообщества остаются конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, которые играют роль дополнительного гаранта прав граждан, в том числе на судебную защиту. Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» в отношении конституционных (уставных) судов определена диспозитивная норма, предусматривающая возможность их создания в субъектах Российской Федерации. Однако в большинстве регионов до сих пор конституционные (уставные) суды не созданы.

Съезд с удовлетворением отмечает, что судьи принимают всё более активное участие в развитии институтов гражданского общества в Российской Федерации. В частности, многие судьи являются членами Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». Наряду с действующими органами судейского сообщества, совмещающими и общественные и государственные функции, в нашей стране впервые создана общественная организация судей классического типа, основанная на принципе добровольного членства, – Российское объединение судей. В настоящее время сформированы региональные отделения Российского объединения судей в большинстве субъектов Российской Федерации, проведена подготовительная работа по вступлению в Международную ассоциацию судей, что позволяет развивать и укреплять международные связи, представлять нашу судебную власть за рубежом.

3. Об организационном обеспечении судебной деятельности

За период после VII Всероссийского съезда судей существенно расширилась и усложнилась сфера организационного обеспечения деятельности судов. Успешно завершена реализация федеральных целевых программ «Развитие судебной системы России» на 2007–2012 годы и «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008–2012 годы». Возрос объём бюджетных средств, выделяемых государством на обеспечение функционирования и развития судебной системы.

Вместе с тем объем средств, выделяемых на финансирование судов, не обеспечивает их реальную потребность. До настоящего времени не выполнены постановления V, VI и VII Всероссийских съездов судей о разработке проекта федерального закона о нормативах финансирования судов, предусмотренного Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и направленного на реализацию гарантий финансирования судов в объемах, обеспечивающих полное и независимое осуществление правосудия.

В связи с продолжающимся реформированием Вооружённых Сил Российской Федерации ухудшилась ситуация с финансированием военных судов, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Одним из ключевых направлений работы по обеспечению деятельности судов являлось повышение уровня безопасности судебной деятельности. Особые меры предприняты для обеспечения безопасности судей и зданий федеральных судов общей юрисдикции в Северо-Кавказском федеральном округе.

Реализуется аналитическая ведомственная целевая программа Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации «Обеспечение безопасности судей федеральных судов общей юрисдикции» на 2012–2014 годы, предусматривающая проведение дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности судей при их нахождении вне зданий судов, включая оснащение сигнализацией их жилищ.

Вместе с тем ситуация с надлежащим обеспечением безопасности судебной деятельности не улучшается. Наблюдается тенденция к росту числа покушений на жизнь судей. В период 2009–2012 годов зарегистрировано 14 убийств судей, из них раскрыто 9 убийств; осуждено за угрозу убийством и причинением вреда здоровью судей 26 человек. Однако более 250 преступлений, совершенных в отношении судей (покушение на убийство судей, разбойные нападения, грабежи, угрозы убийством и др.), не раскрыто, виновные лица не установлены.

Недостаточна штатная численность судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. График их работы не позволяет им исполнять свои обязанности в случае невозможности судьей закончить судебный процесс к концу рабочего дня. 

Неудовлетворительное состояние обеспечения безопасности представителей судебной власти вызывает крайнюю озабоченность судейского сообщества. В связи с этим Съезд указывает на необходимость более эффективного проведения оперативно-розыскных и профилактических мероприятий, направленных как на предупреждение совершения преступлений против судей, так и на принятие надлежащих мер по раскрытию таких преступлений.

В настоящее время большое значение приобретает вопрос организации мероприятий по обеспечению функционирования судов в чрезвычайных ситуациях. Имеющие место чрезвычайные происшествия в судах, вызванные явлениями природного и техногенного характера, противоправными действиями посетителей судов, ставят под угрозу здоровье и жизнь судей и работников аппаратов судов, участников процесса, наносят ущерб зданиям и имуществу судов. В связи с этим заслуживает обсуждения вопрос об организации системы гражданской обороны в судах.

Большая работа проведена по оптимизации системы федеральных судов общей юрисдикции, в том числе связанная с укрупнением субъектов Российской Федерации и с реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации. Данные мероприятия осуществлялись с сохранением прежних условий доступности населения к правосудию путём образования постоянных судебных присутствий.

Серьёзное внимание уделялось кадровому укреплению судов. По сравнению с 2008 годом возросла численность судей и работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции: судей – на 1843 единицы; работников аппаратов – на 4090 единиц, что обусловлено введением апелляционных процедур при рассмотрении гражданских и уголовных дел; внедрением в деятельности судов информационных технологий. С 2008 года возросла численность судей системы арбитражных судов Российской Федерации на 30 единиц (в связи с образованием Суда по интеллектуальным правам); работников аппаратов судов – на 681 единицу (в том числе 120 единиц для Суда по интеллектуальным правам).

Вместе с тем вопрос об увеличении численности работников аппаратов судов остаётся по-прежнему актуальным. Необходимо введение дополнительных штатных единиц помощников судей, а также дополнительных единиц других работников, в том числе для ведения приёма граждан, взаимодействия со средствами массовой информации, обеспечения использования информационных технологий, психологического обеспечения судебной деятельности.

Высокий профессионализм судей и работников аппаратов судов – залог успеха надлежащей организации судопроизводства, законности и обоснованности судебных постановлений и решений, которые в первую очередь и формируют мнение о справедливости суда. В отчётном периоде проведена большая работа по организации повышения квалификации, профессиональной переподготовке и стажировке судей и работников аппаратов судов.

В целях повышения эффективности и качества отправления правосудия необходимо создание надлежащих условий для осуществления Российской академией правосудия возложенных на неё функций по подготовке кандидатов на должности судей, председателей судов и их заместителей, иных работников судебной системы. Съезд считает целесообразным поддержать предложения Российской академии правосудия об обеспечении надлежащего финансирования основных направлений и сфер её деятельности.

Крайне обострилась проблема стабильности кадрового состава аппаратов судов. Недопустимо низким остаётся уровень оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих судебной системы. В условиях, когда заработная плата таких же специалистов в других государственных органах и в коммерческих структурах значительно выше, чем в судах, а служебная нагрузка работников аппаратов судов и требования к ним всё возрастают, происходит отток квалифицированных специалистов; выпускники юридических вузов предпочитают идти на работу в иные сферы. Снижаются возможности формирования системы подготовки резерва кадров для замещения должностей судей.

В связи с поручениями Президента Российской Федерации, данными по итогам VII Всероссийского съезда судей, оплата труда работников аппаратов судов повысилась только один раз (с 1 января 2011 года) и только по должностям помощников председателей судов, помощников судей и секретарей судебных заседаний, причём крайне незначительно (от 75 рублей до 151 рубля). Уровень денежного содержания других работников аппаратов судов не изменился, и, таким образом, постановление VII Всероссийского съезда судей остается не в полной мере реализованным.

Денежное содержание государственных гражданских служащих аппаратов судов было проиндексировано, то есть скорректировано на уровень инфляции, причём только один раз – с 1 октября2012 г. на 6 процентов, что в условиях высоких темпов роста потребительских цен повлекло за собой существенное снижение реальной материальной обеспеченности.

Включение работников аппаратов судов в систему государственной гражданской службы в соответствии с Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы не позволяет осуществлять присвоение им специальных званий, предусмотренных Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», а также производить дополнительные выплаты, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (надбавку за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы). Это свидетельствует о возможности дальнейшего развития системы государственной службы, что в полной мере корреспондирует  задачам по реформированию и развитию государственной гражданской службы, в том числе по совершенствованию системы оплаты труда  государственных гражданских служащих с учетом профессионально-функциональных групп.

Крайне низкой остается и оплата труда персонала по охране и обслуживанию зданий судов, транспортного хозяйства.

Не соответствует уровню и сложности решаемых задач и оплата труда работников системы Судебного департамента. Отсутствует механизм реализации социального обеспечения государственных гражданских служащих аппаратов судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственному гражданскому служащему и членам его семьи гарантировано медицинское страхование, в том числе и после выхода на пенсию за выслугу лет, однако закон о медицинском страховании государственных гражданских служащих Российской Федерации до настоящего времени не принят. Отсутствие законодательной базы и соответствующего финансового обеспечения не позволяет реализовать государственные гарантии гражданских служащих и в части санаторно-курортного лечения. Также недостаточным является финансирование предоставления работникам аппаратов судов и системы Судебного департамента единовременных субсидий на приобретение жилья.

Требует урегулирования проблема правового статуса и должностного положения администратора федерального суда общей юрисдикции, обусловленная неопределённостью его двойного подчинения. Данная проблема неоднократно являлась предметом рассмотрения Совета судей Российской Федерации, разработан проект концепции совершенствования деятельности администраторов судов общей юрисдикции, предусматривающей создание единой модели института судебного администрирования.

Отсутствует на федеральном уровне правовая регламентация организационного обеспечения деятельности мировых судей, а ее регулирование органами власти субъектов Российской Федерации является противоречивым и не способствует единству системы судов общей юрисдикции.

В субъектах Российской Федерации установлены различные нормативы кадрового и материально-технического обеспечения мировых судей; по-разному решаются вопросы охраны судебных участков, обучения и повышения квалификации мировых судей, оплаты командировочных расходов и т. д. По-прежнему остаются не решёнными проблемы размещения судебных участков мировых судей, обеспечения их оргтехникой и мебелью. Зачастую мировые судьи осуществляют правосудие в помещениях районных судов, что противоречит цели создания мировой юстиции.

Органами судейского сообщества неоднократно обращалось внимание на необходимость установления единого порядка обеспечения функционирования мировой юстиции. Однако решение VII Всероссийского съезда судей о передаче функции по организационному обеспечению деятельности мировых судей на федеральный уровень осталось нереализованным.

Внедрение в деятельность судов новейших информационных технологий позволило поднять на качественно иной уровень организации их деятельности. В настоящее время Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» объединила в единое информационное пространство свыше 85 тысяч автоматизированных рабочих мест более чем на трёх тысячах объектов на территории всей страны. Суды оснащены компьютерной и оргтехникой, программно-техническими средствами: серверным, сетевым и телекоммуникационным оборудованием, комплексами аудио- и видеопротоколирования судебных процессов, системами видеоконференц-связи, информационными терминалами и экранами (табло). Во всех судах созданы картотеки судебных дел; ведётся учёт рассматриваемых судебных дел, баз данных со сведениями о результатах их рассмотрения, обработка и представление необходимой отчётной информации; обеспечен публичный доступ к базам решений судов.

Созданы интернет-сайты всех федеральных судов общей юрисдикции, на которых с 1 июля2010 г. размещаются сведения о назначенных и рассмотренных делах, тексты принятых судебных актов, иная информация о деятельности суда. Создан интернет-портал мировой юстиции; обеспечена интеграция участков мировых судей в ГАС «Правосудие». В системе Судебного департамента создано федеральное государственное бюджетное учреждение «Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие», основными целями деятельности которого определены, в частности поддержка пользователей указанной автоматизированной системы; хранение и автоматизированная обработка судебной информации (включая электронные архивы судебных дел); интеграция информационных ресурсов и данных судебной статистики.

Активно внедряются и широко используются новейшие информационные технологии в системе арбитражных судов. Тем самым создана полноценная система «электронного правосудия» (информационные системы, позволяющие подавать исковые заявления и жалобы в электронном виде, видеоконференц-связь и т.п.). Так, в 2008 году создан единый «Банк решений арбитражных судов»; в 2010 году – новая версия системы «Картотека арбитражных дел». Законом закреплена и фактически используется аудиозапись в ходе судебного заседания арбитражного суда первой инстанции и при совершении отдельных процессуальных действий вне судебного заседания, применяются средства видеоконференц-связи, в некоторых арбитражных судах ведется видеозапись и трансляция судебных заседаний. Внедрена система электронной подачи исков и заявлений, а также система подачи жалоб на действия судей и работников аппаратов арбитражных судов. Все решения арбитражных судов, за исключением решений, принятых в закрытом судебном заседании, публикуются на сайтах арбитражных судов. Заседания Президиума и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации транслируются в прямом эфире, а запись выкладывается в сети Интернет.

Вместе с тем построение в России информационного общества ставит новые задачи по расширению применения в деятельности судов современных информационных технологий, создающих условия для перехода к внедрению элементов электронного судопроизводства, а также их законодательного урегулирования. Министерством юстиции Российской Федерации подготовлен и находится в стадии согласования законопроект, предусматривающий установление правового режима электронного документа и обеспечение его юридической значимости в органах судебной власти, прокуратуры и нотариата. Съезд считает необходимым максимально ускорить доработку и принятие данного законопроекта.

Требуется также правовая регламентация использования электронной подписи для подтверждения юридической значимости исполнительного документа, что существенно упростит и ускорит исполнение судебных актов. В настоящее время осуществляется подготовка проекта постановления Правительства Российской Федерации об утверждении форматов исполнительного документа и постановления судебного пристава, выносимых в виде электронных документов, юридическая значимость которых подтверждена электронной подписью. Для внедрения исполнительного документа в виде электронного документа необходимо обеспечить судей электронной подписью.

Осуществление аудио- и видеозаписи судебного заседания должно быть закреплено законом в качестве самостоятельной формы составления протокола судебного заседания в виде аудио- или видеопротокола.

В целях повышения доступа граждан и организаций к информации о судебной деятельности требуется дальнейшее развитие информационных технологий в направлении создания механизма централизованного автоматизированного поиска сведений по делам или судебным решениям по всем базам данных; механизма быстрого сквозного поиска сведений по всем делам и судебным решениям и по лицам; формирование массива данных для дальнейшей обработки и хранения посредством современных информационно-аналитических средств.

Приоритетное внимание уделяется обеспечению доступности правосудия, которая в значительной степени зависит как от наличия и доступного расположения самих зданий судов, так и обустройства в них необходимых помещений для проведения судебных процессов и пребывания в судах большого числа людей в течение продолжительного времени.

В отчётный период для федеральных судов общей юрисдикции в рамках федеральных целевых программ построено (реконструировано) и приобретено по состоянию на 1 октября2012 г. 80 объектов; до конца года намечено к вводу ещё 14 объектов. В этот же период посредством комплексного капитального ремонта введено в эксплуатацию более 400 объектов; до конца года планируется завершить комплексный капитальный ремонт около 50 объектов. В 2010 году введён в эксплуатацию Дом органов судейского сообщества, в котором проводятся заседания Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, Дисциплинарного судебного присутствия.  

В то же время выделенные государственные инвестиции не позволили обеспечить реальную потребность судов в служебных площадях. Кроме того, введение апелляционных инстанций по гражданским и уголовным делам требует проведения мероприятий по обеспечению судов областного звена дополнительными служебными помещениями.

В ходе подготовки проекта федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2013–2020 годы был сформирован перечень строек и объектов, который включал в себя 273 инвестиционных проекта по строительству (реконструкции) и приобретению. Однако объём инвестиций, предусмотренный Концепцией федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2013–2020 годы, позволяет реализовать не более 40 процентов от общего количества заявленных проектов.

Нередки случаи, когда само расположение здания суда не только не обеспечивает доступность правосудия, но и не соответствует статусу федерального органа судебной власти, когда здания судов располагаются вдали от общественно-деловых зон. Съезд полагает, что вопросам размещения судов в надлежащих условиях, отвечающих задачам отправления правосудия, необходимо уделять приоритетное внимание. Этому способствовало бы принятие проекта федерального закона № 480434-5 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации», внесенного в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в 2010 году Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

Предельно обострился в судах общей юрисдикции вопрос архивного хранения судебных дел и материалов. Во многих судах не хватает места для их хранения. Вопрос передачи дел судами на государственное хранение урегулирован не в полной мере, в связи с чем государственные архивные службы субъектов Российской Федерации отказываются принимать судебные дела на архивное хранение либо ссылаются на возможность оказания соответствующих услуг на возмездной основе. Одним из способов решения данного вопроса является создание объединённых судебных архивов, для чего предлагается создать в каждом субъекте Российской Федерации объединённые региональные (межрегиональные) архивы для хранения судебных дел на бумажных носителях.

4. О деятельности органов судейского сообщества

В период после VII Всероссийского съезда судей состоялось 9 пленарных заседаний Совета судей Российской Федерации и 24 заседания Президиума Совета судей Российской Федерации, на которых были рассмотрены актуальные вопросы совершенствования судебной системы и судопроизводства, укрепления статуса судей, организационного и кадрового обеспечения судебной деятельности, соблюдения судьями законов и норм Кодекса судейской этики, информационной открытости правосудия. Проведено 2 семинара-совещания с председателями советов судей субъектов Российской Федерации, на которых обсуждались актуальные вопросы судебной деятельности, планирования и организации работы советов судей субъектов, проведен обмен опытом работы. Особое внимание уделялось реализации решений VII Всероссийского съезда судей.

Совет судей Российской Федерации в пределах своей компетенции принимал активное участие в законотворческом процессе. За период между съездами было подготовлено 15 проектов законов и 130 предложений, замечаний, заключений по законопроектам, подготовленным иными лицами. На стадии подготовки законопроектов субъектами законодательной инициативы по вопросам судебной деятельности и статуса судей члены Совета судей Российской Федерации участвовали в заседаниях рабочих групп и согласительных комиссий.

Совет судей Российской Федерации принимал непосредственное участие в разработке и принятии практически всех законов, на необходимость принятия которых обращалось внимание в постановлении  VII Всероссийского съезда судей.

Первостепенное значение придавалось вопросам развития судебной системы, совершенствования законодательства о статусе судей, в том числе вопросам защиты прав и законных интересов судей и работников аппаратов судов Российской Федерации.

Советом судей Российской Федерации при активном участии высших судов и на основе широкого обсуждения осуществлялась работа по подготовке новой редакции Кодекса судейской этики.

В ходе работы над Кодексом были учтены предложения и замечания, поступившие из судов общей юрисдикции, арбитражных судов, советов судей субъектов Российской Федерации, а также от отдельных судей. Проведены научно-практические конференции, семинары и круглые столы с участием судей, изучена дисциплинарная практика.

Проект кодекса судейской этики направлялся на заключение в Министерство юстиции Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, Союз журналистов России, Федеральную палату адвокатов Российской Федерации, Общероссийскую общественную организацию «Ассоциация юристов России», региональную общественную организацию «Независимый экспертно-правовой совет». В этой работе принимали участие также зарубежные судьи и эксперты, в том числе из США и Великобритании. С их участием проведены три региональных семинара (в городах Красноярске, Владивостоке, Санкт-Петербурге). Проект кодекса направлялся  в Совет Европы в целях обеспечения его соответствия  Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Совет судей Российской Федерации принял активное участие в реализации поручения Президента Российской Федерации по итогам VII Всероссийского съезда судей, касающегося повышения статуса и совершенствования порядка формирования экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи, а также уточнения требований к квалификационную экзамену. В результате законодательно закреплён статус экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи в качестве самостоятельных органов судейского сообщества.

Продолжалось осуществляться международное сотрудничество Совета судей Российской Федерации с судами, судейскими сообществами и судьями стран СНГ и других государств. Обмен делегациями обеспечивает взаимообогащение опытом работы, информационную открытость, интеграцию в международное судейское сообщество.

В решении вопросов кадрового укрепления судебной системы, соблюдения принципов независимости, несменяемости и неприкосновенности судей, нравственного воспитания судейского корпуса большая роль отводится квалификационным коллегиям судей и экзаменационным комиссиям по приёму квалификационного экзамена на должность судьи.

В период с января2009 г. по сентябрь2012 г. включительно квалификационными коллегиями рассмотрено 34 296 заявлений претендентов на должность судьи, из них рекомендовано 24 345 кандидатов, не рекомендовано 9756, отказано в рекомендации 195 претендентам; присвоены квалификационные классы 24 042 судьям; прекращены полномочия 4919 судей; досрочно прекращены полномочия 65 председателей, заместителей председателей районных (городских) судов с сохранением полномочий судьи.

Решениями Высшей квалификационной коллегии судей прекращена отставка семи судей судов общей юрисдикции и четырех судей арбитражных судов; за совершение дисциплинарных проступков досрочно прекращены полномочия трех судей; один судья привлечен к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения; в двух случаях отказано в привлечении судей к дисциплинарной ответственности; дано согласие на возбуждение уголовных дел в отношении восьми судей и одного бывшего присяжного заседателя; в трех случаях в даче такого согласия отказано.

Решениями квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации прекращена отставка 754 судей; досрочно прекращены полномочия 160 судей; предупреждены 875 судей; отказано в привлечении к дисциплинарной ответственности в отношении 242 судей; дано согласие на возбуждение уголовных дел в отношении 38 лиц, на привлечение в качестве обвиняемых – шести лиц, отказано в даче согласия на возбуждение уголовного дела или на привлечение в качестве обвиняемого по другому уголовному делу в отношении 23 лиц.

По заключениям Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации рекомендованы к присвоению почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации» 96 судей; даны заключения о представлении к награждению орденами и медалями 93 судей.

Высшей экзаменационной комиссией (до 2012 года – Экзаменационной комиссией при Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации) проведено 38 заседаний, на которых рассмотрены заявления от 419 кандидатов на должность судьи, в том числе от 31 кандидата – в суды общей юрисдикции; от 193 кандидатов – в военные суды; от 188 кандидатов – в арбитражные суды.

В условиях повышения доступности информации о деятельности судов и открытости судебной системы важнейшая роль принадлежит взаимодействию судов и органов судейского сообщества с общественными организациями и средствами массовой информации.

Вместе с тем цели развития судебной системы России по утверждению подлинно независимого и самостоятельного правосудия не всегда находят адекватное отражение на страницах средств массовой информации. Зачастую публикуемые материалы не основаны на фактах, носят заведомо компрометирующий и заказной характер, направленный на дискредитацию конкретных представителей судебной системы. В связи с этим следует отделять объективную информацию о проявлениях коррупции от тенденциозных публикаций, содержащих беспредметную критику, не совместимую с профессиональной этикой журналиста.

Признавая важность информационной открытости судов для достижения высокого уровня гласности и открытости правосудия, Съезд считает необходимым расширение форм взаимодействия со средствами массовой информации, укрепление взаимопонимания между судейским и журналистским сообществами в целях развития конструктивного диалога и обеспечения адекватного отражения деятельности органов правосудия в общественном сознании.

Имеются случаи, когда со стороны отдельных общественных объединений предъявляются необоснованно завышенные и не основанные на законе требования к размещению в сети Интернет информации о судебной деятельности, создаются комиссии или группы по общественной ревизии либо экспертизе вступивших в законную силу судебных актов, что может рассматриваться как вмешательство в осуществление правосудия. В связи с этим Съезд обращает внимание на недопустимость какого бы то ни было вмешательства в деятельность судов, в том числе и со стороны средств массовой информации.

На основании изложенного VIII Всероссийский съезд судей


ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Органам судейского сообщества Российской Федерации, судьям, работникам аппаратов судов принять исчерпывающие меры к выполнению настоящего постановления, обеспечению качественного осуществления правосудия в разумные сроки, информационной открытости судов; своим ответственным исполнением обязанностей по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц и высоконравственным поведением укреплять авторитет судебной власти.

Совету судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи разработать план мероприятий по выполнению настоящего постановления.

2. Довести настоящее постановление до сведения Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, судов Российской Федерации.

3. Просить Президента Российской Федерации по итогам VIII Всероссийского съезда судей дать поручения компетентным органам для решения отмеченных в настоящем постановлении задач, в том числе:

а) рассмотреть вопрос о включении должности мирового судьи в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года № 32;

б) внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в части нормативного закрепления порядка фиксирования и обнародования внепроцессуальных обращений к судьям по делам, находящимся в производстве суда и мирового судьи); 

в) принять меры к существенному повышению уровня материальных и социальных гарантий независимости судей, включая повышение оплаты труда; уровня оплаты труда работников аппаратов судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;

г) оказать содействие в законодательном урегулировании порядка обеспечения жильём федеральных и мировых судей, медицинского страхования государственных гражданских служащих, а также в передаче в ведение органов судебной власти лечебно-оздоровительных учреждений (здравниц);

д) поручить Правительству Российской Федерации:

разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О нормативах финансирования судов Российской Федерации»;

внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (в части определения стажа работы в должности судьи);

повторно обсудить проект федерального закона «О пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, осуществлявших полномочия судьи»;

обеспечить:

финансирование судебной системы в объемах, необходимых для полного и независимого осуществления правосудия, включая финансирование материальных и социальных гарантий независимости судей, установленных законами;

выделение земельных участков для размещения зданий судов в местах,  обеспечивающих доступ граждан в суды и соответствующих статусу федерального органа  судебной власти;

выделение земельных участков либо зданий для размещения судебных архивов;

передачу в федеральную собственность зданий (помещений) и земельных участков, занимаемых судами и управлениями (отделами) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, с последующим закреплением их за ними на праве оперативного управления;

надлежащее финансирование расходов на реализацию мер по охране зданий судов, обеспечению личной безопасности судей при нахождении их вне зданий судов; на увеличение численности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;

капитальными вложениями основные направления и сферы деятельности Российской академии правосудия;

е) поручить Правительству Российской Федерации совместно с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации:

внести изменения в порядок финансирования военных судов, расположенных за пределами территории Российской Федерации;

подготовить проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов,  предусматривающие:

установление дополнительных выплат к заработной плате судьям и работникам аппаратов военных судов, расположенных за пределами территории Российской Федерации;

передачу на федеральный уровень вопросов организационного обеспечения деятельности мировых судей с возложением этой функции на Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации;

установление норм судебной нагрузки.

4. Просить Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации обеспечить приоритетное рассмотрение:

проекта федерального конституционного закона «О федеральных административных судах в Российской Федерации» и проекта федерального закона «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»;

проекта федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации» (о разграничении преступных деяний в сфере экономики и гражданско-правовых сделок, совершаемых в области предпринимательской и иной экономической деятельности);

проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации»;

проекта федерального закона № 411356-4 «О внесении изменения в статью 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» (о порядке обеспечения судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями);

проекта федерального закона № 480434-5 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации» (в части дополнения оснований изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд);

проекта федерального закона № 124099-6 «О внесении изменений в статьи 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» (о подведомственности дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений), направленного на обеспечение гарантий права  граждан на разбирательство дела компетентным судом, созданным на основании закона. 

4-1. Обратить внимание всех судов и судей на безусловное выполнение требований статьи 47 Конституции Российской Федерации об обеспечении права каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом.

5. Просить Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в порядке законодательной инициативы внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации:

проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с необходимостью оптимизации нагрузки на судей Российской Федерации»;

проект федерального закона «О внесении изменений в статью 20 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»  (в части мер социальной защиты членов семьи умершего (погибшего) судьи);

проекты федеральных законов «О пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, осуществлявших полномочия судьи» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения судей Российской Федерации»;

проект федерального конституционного закона «О внесении изменений в статью 29 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и проект федерального закона «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», расширяющие и уточняющие компетенцию Совета судей Российской Федерации в законотворческом процессе.

6. Просить Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и поручить Совету судей Российской Федерации при участии в подготовке проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 12-1, 14 и 15  Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», подготовленного в порядке реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2011 года № 19-П, обеспечить неукоснительное соблюдение конституционного принципа недопустимости снижения достигнутого уровня гарантий независимости судей.

7. Просить Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и поручить Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации совместно с Советом судей Российской Федерации подготовить предложения по изменению законодательства, регулирующего систему оплаты труда помощников судей и секретарей судебного заседания, в части установления их должностных окладов в процентном отношении от должностного оклада судьи соответствующего уровня.

8. Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации совместно с Советом судей Российской Федерации подготовить предложения по изменению законодательства в части дальнейшей оптимизации судебной нагрузки, реформированию института судебных администраторов, обеспечению условий в судах для перехода на электронное судопроизводство, совершенствования системы оплаты труда других работников аппаратов федеральных судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.


Председатель Совета судей

Российской Федерации                                                                                                                 Д.А. Краснов





Оцените эту публикацию:
Голосов: , Среднее:
Коментарии (0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.