Отчетный доклад Председателя Высшей экзаменационной комиссии по приёму квалификационного экзамена на должность судьи Ершова В.В. к VIII Всероссийскому съезду судей

Уважаемый Юрий Иванович! Уважаемые делегаты и гости съезда!

В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам VII Всероссийского съезда судей от 31 декабря2008 г. № Пр-2801 Председателю Верховного Суда РФ В.М. Лебедеву, Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ А.А. Иванову и Председателю Совета Судей РФ Ю.И. Сидоренко в срок до 30 октября2009 г. было поручено подготовить изменения в федеральные законы, предусматривающие повышение статуса и совершенствование порядка формирования экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи, а также уточнение требований к квалификационному экзамену (включая вопросы права, знание судебной практики, владение письменной формой подготовки процессуальных документов).

С целью выполнения поручения Президента РФ по итогам VII Всероссийского Съезда судей Экзаменационная комиссия совместно с Высшей квалификационной коллегией судей РФ организовали сбор и анализ предложений в субъектах Российской Федерации.

В сентябре 2009 года был организован двухдневный семинар-совещание с председателями экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации, на котором участники семинара-совещания выработали целый ряд ключевых предложений.

Среди таких предложений прежде всего хотелось бы выделить три:

– первое – о создании новых самостоятельных органов судейского сообщества – Высшей экзаменационной комиссии РФ и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации;

– второе – о создании единой системы экзаменационных комиссий в России;

– третье – о предоставлении Высшей экзаменационной комиссии РФ права осуществлять методическое руководство экзаменационными комиссиями субъектов Российской Федерации.

Данные и многие другие предложения участников семинара-совещания в дальнейшем вошли в принятый Федеральный закон от 3 декабря2011 г. № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи».

В соответствии с названным Федеральным законом Высшей экзаменационной комиссией были оперативно разработаны и утверждены регламент экзаменационной комиссии и экзаменационные билеты.

Хотелось бы назвать только несколько цифр, характеризующих работу экзаменационных комиссий. За период работы между VII и VIII Всероссийскими съездами, с января2009 г. до 1 ноября2012 г. по представленной в Высшую экзаменационную комиссию информации в экзаменационных комиссиях субъектов Российской Федерации сдавали квалификационный экзамен 17889 кандидатов в судьи в суды общей юрисдикции (включая кандидатов в мировые судьи) (91,4 %) и 1691 кандидат в судьи в арбитражные суды (8,6 %).

Из них 929 кандидатов в судьи (4,7 %) отказались от ответа, а 5987 кандидатов в судьи (30,6 %) получили оценку «неудовлетворительно».

Таким образом, всего 35,3 % кандидатов в судьи (более чем каждый третий) не смогли сдать квалификационный экзамен на должность судьи.

2820 кандидатов в судьи (14,4 %) получили оценку «удовлетворительно».

Следовательно, 49,7 % кандидатов в судьи (примерно каждый второй) отказались от ответа, получили оценки «неудовлетворительно» или «удовлетворительно», т.е. не смогли успешно пройти квалификационный барьер.

Только 3293 кандидата в судьи (16, 8 %) получили оценку «отлично».

Думаю, названные результаты сдачи квалификационных экзаменов в экзаменационных комиссиях субъектов Российской Федерации позволяют сделать вывод: подготовка кандидатов в судьи является явно недостаточной, с кандидатами в судьи необходимо проводить предварительные дополнительные занятия по специализированным программам.

Результаты работы Высшей экзаменационной комиссии значительно отличаются от результатов работы экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации. Так, за период с 1 января2009 г. до 1 декабря2012 г. в Высшую экзаменационную комиссию подали заявление о сдаче квалификационного экзамена 497 кандидатов в судьи. Из числа кандидатов в судьи 232 кандидата в судьи сдавали экзамен в военный суд, 223 – в арбитражный суд и 34 – в суд общей юрисдикции. Из них только 5 кандидатов в судьи отказались от ответа (примерно 1 %), 4 кандидата в судьи получили оценку «неудовлетворительно» (менее 1 %) и 57 кандидатов в судьи – оценку «удовлетворительно (11,4 %). Таким образом, лишь 66 кандидатов в судьи (13,6 %) не смогли пройти квалификационный барьер. Остальные 431 кандидат в судьи (86,4 %) успешно сдали квалификационный экзамен с оценками «хорошо» и «отлично».

Далее хотелось бы остановиться на наиболее актуальных проблемах работы экзаменационных комиссий.

Первая проблема связана с задачами и процессуальными документами, содержащимися в экзаменационных билетах. Смысл многих замечаний экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации сводится к предложению предоставить экзаменационным комиссиям субъектов Российской Федерации право самостоятельно разрабатывать задачи и процессуальные документы.

Учитывая всё разнообразие и специфику дел, рассматриваемых судами в субъектах Российской Федерации, хотелось бы поддержать такое предложение.  Более того, такая позиция была сформулирована ранее и на семинаре-совещании с председателями экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации, состоявшемся в сентябре2009 г., но, к сожалению, не нашла своего закрепления в Федеральном законе № 388-ФЗ.

Думаю, теоретически обоснованно, а практически необходимо внести изменение в Федеральный закон № 388-ФЗ, установив в нем правовую норму, в соответствии с которой Высшей экзаменационной комиссии было бы предоставлено право утверждать в экзаменационных билетах только единые теоретические вопросы для всей России, а экзаменационным комиссиям субъектов Российской Федерации – вырабатывать и утверждать задачи и процессуальные документы индивидуальные для каждого субъекта Российской Федерации.

Вторая проблема. Многие экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации справедливо задают вопрос: вправе ли экзаменационная комиссия одного субъекта Российской Федерации принимать квалификационный экзамен у кандидата на должность судьи в другой субъект Российской Федерации? В федеральном законе точного ответа на этот вопрос нет. Как представляется, необходимо дополнить Федеральный закон нормой права, согласно которой кандидат в судьи должен сдавать квалификационный экзамен только в соответствующей экзаменационной комиссии.

Третья проблема. Зачастую экзаменационные комиссии задают вопрос: могут ли кандидаты в судьи, сдавшие экзамен, обращаться в экзаменационную комиссию с заявлениями о пересдаче экзамена на более высокую оценку?

Думаю, нет, поскольку кандидаты в судьи уже сдали квалификационный экзамен, результаты которого, согласно языкового толкования ст. 1 ФЗ РФ № 388 от 3 декабря2011 г. «действительны в течение трёх лет после его сдачи…». Вместе с тем такой ответ, полагаю, должен быть буквально сформулирован непосредственно в Федеральном законе.

Четвертая проблема. Один из самых популярных вопросов экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации следующий: является ли получение кандидатом на должность судьи по одному из вопросов экзаменационного билета неудовлетворительной оценки основанием для вывода о том, что экзамен не сдан, либо такая оценка по одному их вопросов может быть лишь основанием для снижения общей оценки?

Полагаю, универсального ответа на все случаи жизни быть не может, поскольку, во-первых, вопросы могут быть разной степени сложности; во-вторых, многие вопросы в праве вообще не имеют единственно точного ответа. Например, в случае пробела в праве.

Вместе с тем считаю, что соответствующий ответ на данный вопрос может быть сформулирован в Федеральном законе.

Пятая проблема. Многие экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации ставят вопрос о необходимости решения вопроса о выплате вознаграждения членам экзаменационных комиссий, избираемых из числа преподавателей юридических дисциплин образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных работников, а также от общероссийских общественных объединений юристов.

Как представляется, перечень проблем, связанных с деятельностью экзаменационных комиссий, возможно продолжать бесконечно, и они требуют своего дополнительного специального обсуждения.

Хотелось бы также проинформировать съезд, что благодаря активной работе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 2012 году создан сайт Высшей экзаменационной комиссии, на котором возможно размещать все необходимые правовые документы, график работы Высшей экзаменационной комиссии, вопросы экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации, ответы Высшей экзаменационной комиссии и другую информацию, необходимую для экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации и кандидатов в судьи.

Большинство экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации предлагает провести семинар-совещание председателей комиссий в2013 г. Поддерживаю данное предложение, поскольку в работе экзаменационных комиссий возникло множество специальных вопросов. В этой связи предлагаю обратиться с просьбой к Председателю Верховного Суда РФ В.М. Лебедеву и Генеральному директору Судебного Департамента при Верховном Суде РФ Александру Владимировичу Гусеву о внесении соответствующих дополнений в План повышения квалификации слушателей в Российской академии правосудия на 2013 год.

Как представляется, вновь избранному на VIII съезде составу Высшей экзаменационной комиссии прежде всего необходимо проанализировать все предложения экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации, связанные с изменениями и дополнениями регламента работы экзаменационных комиссий и экзаменационных билетов и срочно внести соответствующие изменения и дополнения.

Предлагаю также принять Постановление VIII Всероссийского съезда судей о создании рабочей группы по выработке проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 3.12.2011 г. № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи».

В этой связи считаю необходимым дополнить подготовленный проект Постановления VIII Всероссийского съезда судей следующим пунктом: «Просить Президента Российской Федерации внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 3.12.2011 г. № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи».

Как представляется, одной из важнейших проблем, связанных не только с деятельностью экзаменационных комиссий в России, но и судов, является состояние права в нашей стране. Однако, в соответствии с легизмом, продолжающим господствовать в нашей стране, право в России, как правило, ограничивается «законодательством». К сожалению, термин «законодательство» имеет самое разнообразное содержание в различных российских кодексах и других федеральных законах. Как это ни странно, но, например, ст. 1 ГПК РФ относит к «законодательству» не только Конституцию РФ, но даже и международные договоры.

До настоящего времени в нашей стране не принят Федеральный закон «О нормативных правовых актах», не разработаны и не приняты федеральные законы о других формах российского права, о формах международного права, реализуемых в России, а также о соотношении международного и внутригосударственного права в Российской Федерации.

Предлагаю вновь избранному Совету Судей Российской Федерации в 2013 году создать рабочую группу для обсуждения и подготовки соответствующих законопроектов с последующим внесением их в Госдуму России.

В конце своего выступления мне, как ректору Российской академии правосудия, хотелось бы коротко остановиться на работе Академии.

Планом работы Академии на2012 г. только в г. Москве было запланировано повышение квалификации 3480 федеральных судей, государственных гражданских служащих, а также профессиональная переподготовка 800 судей, впервые назначенных на должности судей федеральных судов общей юрисдикции. Планы успешно выполнены.

На 2013 г. запланированы ещё более высокие планы: повышение квалификации 3653 федеральных судей и государственных гражданских служащих, а также профессиональная переподготовка 800 судей, впервые назначенных на должности судей федеральных судов общей юрисдикции. Убежден, что и эти планы будут успешно выполнены.

Вместе с тем, к сожалению, учебные и вспомогательные площади Академии длительное время не увеличиваются, что ограничивает наши возможности в увеличении слушателей. В Академии нет гостиницы для слушателей. В этой связи Академия вынуждена арендовать различные гостиницы в г. Москве и перевозить слушателей на автобусах. Это приводит к дополнительным финансовым затратам из государственного бюджета и проблемам, связанным с безопасностью слушателей.

В Академии отсутствует также и общежитие для студентов. В этой связи объективно ограничивается число талантливых студентов Академии из субъектов Российской Федерации.

Одной из причин сложившегося положения является невыполнение органами государственной власти целого ряда постановлений Съездов судей.

Например, постановлением VII Всероссийского съезда судей от 4 декабря2008 г. Правительству Российской Федерации было поручено «принять необходимые меры для обеспечения капитальными вложениями по основным направлениям и сферам деятельности Российской академии правосудия в целях специализированной подготовки высококвалифицированных кадров для судебной системы, повышения квалификации судей, работников аппаратов судов, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его органов в субъектах Российской Федерации».

В проекте постановления VIII Всероссийского съезда судей содержится поручение Правительству Российской Федерации об обеспечении капитальными вложениями по основным направлениям и сферам деятельности Российской академии правосудия.

Прошу Вас, во-первых, поддержать данное постановление.

Во-вторых, прошу вновь избранный Совет Судей Российской Федерации добиться его безусловного исполнения как Правительством Российской Федерации, так и всеми должностными лицами судебной системы.


Благодарю Вас за внимание.



Оцените эту публикацию:
Голосов: , Среднее:
Коментарии (0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.