Отчетный доклад Председателя Совета судей Российской Федерации Сидоренко Ю.И. к VIII Всероссийскому съезду судей

Уважаемые делегаты!

Уважаемые гости съезда!

 

В отчётный период Совет судей совместно с Верховным Судом, Высшим Арбитражным Судом, Судебным департаментом работал над решением приоритетных задач, определенных постановлением VII съезда, поручениями Президента Российской Федерации по итогам съезда.

Был принят ряд законов, на необходимость принятия которых обращалось внимание в постановлении VII Всероссийского съезда судей. Это способствовало повышению роли судов в обеспечении реальной защиты прав и свобод человека, разрешении социальных конфликтов в обществе, обеспечению доступности правосудия.

За последние 4 года:

- принят закон о судах общей юрисдикции в Российской Федерации;

- созданы правовые основы для обеспечения информационной открытости судебной власти;

- определены основания и порядок компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок;

- расширены законодательные гарантии права граждан на получение бесплатной юридической помощи;

- установлены специальные правила рассмотрения арбитражными судами корпоративных споров и упрощенного производства в арбитражном суде;

- сделаны первые шаги для развития в России альтернативных способов урегулирования споров;

- закреплен порядок формирования состава суда с использованием автоматизированной информационной системы;

- введено обязательное декларирование доходов кандидатов на должности судей и действующих судей;

- исключена процедура первоначального назначения федерального судьи на должность сроком на три года;

- усовершенствована деятельность экзаменационных комиссий;

- определены порядок и сроки профессиональной переподготовки и повышения квалификации судей.

Ежегодно судами общей юрисдикции рассматривается 25,5 миллионов дел и материалов, арбитражными судами 1,7 миллионов дел. Абсолютное большинство требований судами удовлетворяются, в том числе и по спорам с властью. Так в 2011 году процент удовлетворения требований в судах общей юрисдикции по наиболее значимым социальным вопросам составил:

по трудовым спорам – 94%

по пенсионным спорам – 96 %

по жилищным спорам – 97 %

по спорам с властью – 65 %

Эти цифры красноречивее всех социальных опросов свидетельствуют о доверии общества к судам и эффективности судебной защиты прав и законных интересов.

Совет судей Российской Федерации в пределах своей компетенции принимал активное участие в законотворческом процессе. За период между съездами было подготовлено 15 проектов федеральных законов и по 130 проектам даны предложения и замечания, которые в большей степени учтены в законах.

Следует отметить большой вклад в эту работу комиссии Совета судей по законодательству, возглавляемой Волосатых Риммой Евгеньевной.

Несмотря на все усилия, не удалось добиться принятия целого ряда законов в порядке реализации постановления VII Всероссийского съезда судей и поручений Президента Российской Федерации по его итогам.

Нуждается в изменении законодательство в части:

- установления четких правил определения подведомственности дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам;

- отграничения преступных деяний в сфере экономики от гражданско-правовых сделок;

- обнародование и доведение до сведения участников процесса случаев непроцессуального обращения к судьям по делам, находящимся в производстве суда.

Особую значимость приобрел вопрос совершенствования административного судопроизводства.

Принятие кодекса об административном судопроизводстве обеспечило бы введение в России всех форм судопроизводства, предусмотренных статьей 118 Конституции Российской Федерации.

На необходимость совершенствования законодательства в этой сфере обращено внимание и в Послании Президента Федеральному Собранию на 2013 год.

Дальнейшее развитие российской судебной системы невозможно без повышения авторитета судьи, совершенствования его статуса, укрепления гарантий его независимости.

К сожалению, законы, направленные на укрепление организационных, материальных и социальных гарантий независимости судей, не были приняты.

Не решены вопросы совершенствования статуса мировых судей, обеспечения их жилыми помещениями, определения уровня бюджетной системы, на котором должна лежать обязанность по обеспечению этих расходов.

Совет судей считает, что при том объеме работы, который выполняется мировыми судьями, они вправе рассчитывать на адекватную государственную социальную и материальную поддержку.

Не разрешается вопрос утверждения научно обоснованных норм судебной нагрузки.

Анализ законодательства последних лет свидетельствует о том, что принятые законы увеличивают судебную нагрузку.

Сегодня судьи работают в условиях постоянного перенапряжения, высоких физических, эмоциональных нагрузок, серьезной ответственности за принимаемые решения. Это сказывается на состоянии их здоровья и может привести к нарушению разумных сроков рассмотрения дел, оттоку квалифицированных судей из судебной системы.

Мы понимаем, что принятие закона о нормах судебной нагрузки повлечет увеличение финансирования, но это тот вопрос, на котором нельзя экономить. Надеемся, что органы, от которых зависит решение вопроса, наконец, услышат судейское сообщество.

Особое внимание следует обратить на необходимость существенного повышения материальной и социальной защиты судей. Обязанность судей осуществлять правосудие беспристрастно, на высоком профессиональном уровне не оспаривается - это аксиома. Но нужно видеть, в каких условиях работают судьи: это постоянные попытки оказать давление с помощью средств массовой информации, с помощью общественного мнения, формируемого заинтересованными лицами, давления административного ресурса, криминальных кругов. При этом судья работает в условиях большого объема законодательных и этических запретов и ограничений.

Все это позволяет утверждать, что необходима адекватная компенсация, соответствующая уровню судьи в системе государственных должностей.

Осталось нереализованным постановление съезда в части принятия закона об обеспечении судей жилыми помещениями. Установленный Федеральным законом и Постановлением Правительства порядок приобретения жилья федеральным судьям существенно ухудшил положение судей, в связи с чем постановлением Конституционного Суда признан неконституционным.

Совет судей неоднократно рассматривал этот вопрос, вносил предложения, направлял обращения в Государственную Думу, однако положение до настоящего времени не изменяется.

Не находит своего разрешения и порядок обеспечения жилыми помещениями работников аппаратов судов.

Не менее важной остается проблема повышения заработной платы. Материальное обеспечение судей, работников аппаратов судов и Судебного департамента в условиях инфляционных процессов неуклонно снижалось. Реальная покупательная способность заработной платы судьи с 2008 года снизилась на 30-40%. Этого снижения не восстановит принятие закона о совершенствовании оплаты труда судей. Он принят Государственной Думой 14 декабря 2012 г.

Цель принятия этого закона определена в поручении Президента по итогам VII съезда. В точном соответствии с поручением Высшими судами, Советом судей и Судебным департаментом был подготовлен законопроект, принятие которого решило бы и проблему повышения заработной платы судей. Однако, Министерство финансов Российской Федерации не согласилось с проектом. Правительство поручило Минфину подготовить законопроект о совершенствовании в целом системы оплаты труда судей, что и было сделано. Совет судей возражал, но предложение Министерства финансов было поддержано Администрацией Президента и Правительством. Совету судей не оставалось ничего другого как работать над новой редакцией законопроекта, отстаивая при этом достигнутый уровень гарантий социальной защиты судей. Из-за несогласованности позиций выполнение поручения Президента продлевалось. Подготовленные Минфином законопроекты существенно снижали достигнутый уровень гарантий независимости судьи. В частности предлагалось:

- упразднить принцип формирования должностного оклада судьи в процентном отношении от должностного оклада Председателей Высших Судов;

- определять размер составляющих денежного содержания не законом, а подзаконными актами, то есть снизить уровень нормативного регулирования;

- упразднить надбавки за выслугу лет, за учёную степень или учёное звание, почётное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации»;

- упразднить ежеквартальное и годовое премирование;

- предлагалось не производить перерасчета размера ежемесячного пожизненного содержания судьям, пребывающим в отставке.

Против этого Совет судей категорически возражал, и, в конце концов, Минфин с нами согласился.

В ходе работы над законопроектом мы постоянно запрашивали расчеты финансистов Судебного департамента. Согласно этим расчетам, с принятием данного законопроекта предполагается превышение размеров среднемесячного уровня оплаты труда всех судей по сравнению с производимыми им в настоящее время гарантированными выплатами (без выплат за счет экономии фонда оплаты труда, а также по районному регулированию). Превышение следующее:

судей областных и равных им судов – до 38%;

судей районных судов – от 15% до 29%;

мировых судей – от 10% до 21%.

Совет судей нового созыва должен продолжить работу над совершенствованием законодательства по изменению оплаты труда судей, конечно, в сторону увеличения.

Президент Владимир Владимирович Путин, выступая на VI-м съезде судей в 2004 году, сказал, что «…нужно повысить зарплату судьям в 2-3 раза, а затем еще раз во столько же». Первая часть этого пожелания была реализована к 2008 году. Хорошо бы сейчас реализовать и вторую.

Особую озабоченность судейского сообщества вызывает уровень заработной платы работников аппаратов судов. Этот уровень настолько мал, что не позволяет привлечь в судебную систему квалифицированных юристов, и порождает массовые увольнения работников аппарата из судов. В ряде судов аппарат меняется ежегодно.

Решение VII съезда и поручение Президента по этому вопросу осталось невыполненным. Мизерное повышение заработной платы на 100-150 рублей для отдельных категорий повышением назвать сложно.

Совет судей совместно с Судебным департаментом предлагал варианты для повышения заработной платы работникам аппаратов судов, однако они не были приняты.

Остались нереализованными и обращения по этому вопросу к Президенту, в последний раз такое обращение было подготовлено и направлено 12 ноября 2012 года.

Надеемся, что предложения съезда о путях повышения материального обеспечения работников аппаратов судов будут также поддержаны.

По постановлению Президиума Совета от 12 ноября 2012 года Советом судей и Судебным департаментом подготовлен и направлен в Верховный Суд для реализации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона о пенсионном обеспечении членов семьи судьи, находящихся на его иждивении, в случае смерти судьи, так называемый «вдовий закон».

27 ноября 2012 года Пленум Верховного Суда внес данный законопроект в Государственную Думу. Это уже третья попытка. Предыдущий законопроект был отклонен Государственной Думой в 2009 году. Надеемся, что эта попытка будет удачной, так как есть поддержка Конституционного Суда, который 19 ноября 2012 года принял Постановление по этому вопросу. Необходима также поддержка съезда.

Уважаемые гости, коллеги!

Следует отметить, что переходу судов на качественно новый уровень деятельности во многом способствовало принятие Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007 - 2012 годы, в разработке которой принимал участие Совет судей. В рамках программы судами освоены значительные объемы капитальных вложений на:

- строительство, реконструкцию, приобретение зданий судов,

- создание комплексов автоматизированных инженерных систем зданий и систем безопасности и охраны зданий судов.

Однако реальные потребности судебной системы в дополнительных площадях не обеспечены. Особенно остро этот вопрос встает после увеличения штатов судов в связи с введением апелляционного производства в судах общей юрисдикции.

Более того, для эксплуатации и содержания недвижимого имущества в надлежащем состоянии требуется ежегодное, пропорциональное инвестициям увеличение объема бюджетных ассигнований. В настоящее время увеличение этих расходов в Федеральном законе о бюджете не предусматривается. Озабоченность вызывает не контролируемый рост расходов на охрану зданий судов, который вообще не индексируется в течение последних лет.

Коэффициенты индексации расходов на оплату услуг связи, транспортных, коммунальных услуг оказывались значительно ниже фактического роста цен на эти услуги.

Решение задач Программ развития судебной системы может быть осуществлено только при полном финансировании.

Съезды судей неоднократно обращались с просьбой к Правительству разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона о нормативах финансирования судов, однако, до настоящего времени этого закона нет. Судебная система не получает финансирования для реализации тех немногочисленных социальных гарантий, которые остались в законодательстве. Особенно это касается вопросов медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения судей.

В последние годы участились попытки внесения изменений в законодательство, регулирующее статус судей, направленные на снижение достигнутого уровня гарантий независимости судей. Вносятся предложения:

- о снижении судейского иммунитета в части привлечения судьи к дисциплинарной ответственности,

- о сокращении представительства судей в квалификационных коллегиях,

- о запрете судьям, пребывающим в отставке, участвовать в работе квалификационных коллегий судей в качестве представителей общественности,

- о снижении уровня нормативного регулирования заработной платы судей и изменении ее составляющих и т.д.

Совет судей всегда возражал против этих предложений, и в настоящее время они не реализованы.

Полагаем, что такие инициативы будут иметь место и в дальнейшем, в связи с чем необходим установленный законом механизм эффективного противодействия органов судейского сообщества попыткам нарушения конституционных и международных гарантий независимости и самостоятельности судов и судей.

Это согласуется с "Европейской хартией о статусе судей" (пункт 1.8.), в силу которой судьи через своих представителей и через свои профессиональные организации принимают участие в принятии решений, связанных с управлением судами.

В этой связи Советом судей подготовлены и направлены в Верховный Суд законопроекты, предусматривающие наделение Совета судей правом давать письменные заключения на законопроекты:

- о федеральном бюджете (в части финансирования судебной системы):

- об органах судейского сообщества,

- о статусе судей,

- о судебной системе и судопроизводстве в Российской Федерации.

Предлагаемые изменения позволят ввести Совет судей в качестве обязательного участника в законотворческий процесс по вопросам судебной деятельности и статуса судей.

Просим съезд судей поддержать эту инициативу.

На рассмотрение Совета судей выносились актуальные вопросы совершенствования судебной системы, укрепления статуса судей, организационного и кадрового обеспечения судебной деятельности, информационной открытости судов, соблюдения судьями законов и норм Кодекса судейской этики.

Еще до вступления в силу Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» был утвержден Временный регламент размещения сведений о находящихся в суде делах в сети «Интернет» на официальном сайте суда. В последующем были разработаны и утверждены рекомендации по оформлению информационных стендов.

В соответствии с постановлением Президиума Совета от 18 февраля 2010 года на базе «ГАС «Правосудие» созданы интернет-портал и сайты судов общей юрисдикции, а также сайты органов судейского сообщества и мировой юстиции.

30 ноября 2009 года принято постановление Президиума Совета «О рамочном проекте закона субъекта Российской Федерации «Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей и конституционного (уставного) суда».

Советом судей и Судебным департаментом разработано и утверждено Положение о порядке рассмотрения судами поступающих в электронной форме обращений.

24 марта 2011 года принято постановление Президиума Совета «О ходе выполнения поручения Президента Российской Федерации от 15 декабря 2010 года по повышению открытости и доступности правосудия». Комиссия Совета судей по информатизации и автоматизации работы судов провела ознакомление с работой по размещению информации о деятельности судов на соответствующих сайтах в ряде субъектов Российской Федерации. Проводился обмен опытом работы, популяризация передовых технологий, оказывалась практическая помощь, итоги проверок обсуждались на заседаниях Президиума.

Активная работа велась по реализации Постановления Конституционного Суда от 20 апреля 2010 года № 9-П по делу о проверке конституционности части первой статьи 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов».

Вы помните, что в 2008 году в этот закон были внесены изменения, согласно которым в стаж работы в качестве судьи, дающий право на отставку и получение всех выплат и льгот, был включен преподавательский стаж, но исключен стаж работы а качестве прокурора, следователя и адвоката.

Создалась несправедливая ситуация, требующая исправления, что и подтвердил Конституционный Суд. В течении четырех лет Совет судей пытался исправить эту ситуацию. Были подготовлены 8 различных вариантов законопроектов, вопрос неоднократно рассматривался на заседаниях Совета и Президиума.

В конце концов Совет судей единогласно поддержал законопроект, согласно которому в стаж судебной работы предлагается включать время предшествующей работы в судах на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также прокурора, следователя и адвоката, если стаж работы судьи составляет не менее 10 лет. За указанный вариант законопроекта проголосовали все члены Совета судей, в том числе судьи арбитражных судов.

Эта концепция легла в основу законопроекта, подготовленного Министерством финансов. Однако, в последующем данный вариант не был поддержан Высшим Арбитражным Судом, который подготовил свой вариант законопроекта.

В настоящее время законопроект в варианте Минфина находится на согласовании. Последнее заседание согласительной комиссии состоялось 3 декабря 2012 года. Участники в абсолютном большинстве поддержали концепцию Совета судей.

Традиционными были вопросы организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения судей и членов их семей. Комиссией Совета судей по вопросам статуса судей ежегодно проводился сбор и анализ информации по реализации социальных гарантий судей и работников аппаратов и вносились предложения по их улучшению.

Необходимо, наконец, решить вопрос о создании ведомственной лечебно-оздоровительной базы.

Большая работа была проведена по подготовке новой редакции Кодекса судейской этики. В ней принимало участие не только судейское, но и журналистское сообщество, общественные, профессиональные, международные организации, о чем съезду будет доложено отдельно руководителем рабочей группы, председателем комиссии по этике Андреевой Татьяной Константиновной.

Вопросов много, но следует сказать, что многие проблемы уже решены, и судебная система развивается быстро, динамично и в правильном направлении.

Признавая заслуги судей перед государством и судебной системой, Совет судей регулярно награждал судей, работников аппаратов судов, системы Судебного департамента ведомственными наградами. За отчетный период были награждены:

Наградным знаком «За служение правосудию» - 322 человека;

Почетной Грамотой Совета Судей – 283 человека;

Медалью «За безупречную службу» - 479 человек;

Медалью «20 лет Совету судей Российской Федерации» - 837 человек.

Объявлено 133 Благодарности Совета судей.

Уважаемые коллеги!

Можно еще долго говорить о деятельности Совета, но рамки регламента не позволяют этого сделать. Кроме того, доклад будут дополнять другие выступающие. Необходимую дополнительную информацию Вы можете найти в розданных Вам материалах.

Всех членов действующего Совета благодарю за работу, а новому составу желаю успехов и достижения намеченных целей.

  Спасибо за внимание.

 

 

 



Оцените эту публикацию:
Голосов: , Среднее:
Коментарии (0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.