Доклад Председателя Высшей Квалификационной коллегии Судей Российской Федерации Кузнецова В.В.

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации третьего состава была избрана на Всероссийском съезде судей четыре года назад. В то время и практически до 20 сентября 2002 года свои полномочия осуществляли квалификационные коллегии двух высших судов и судов различной юрисдикции. Сама Высшая квалификационная коллегия была разделена на секции. Более полутора лет продолжался период организационных изменений. Полномочия квалификационных коллегий высших судов перешли к Высшей квалификационной коллегии судей. Были сформированы квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации.
Это осуществлялось на ходу, параллельно с выполнением насущных задач и ответственных полномочий по формированию судейского корпуса, квалификационной аттестации судей, рассмотрению сообщений и жалоб, укреплению дисциплины.

Все новации, вся работа протекала в русле судебной реформы, на основе масштабных законодательных изменений, которые обозначили новые перспективы правового развития общества и государства.

Основной целью судебной реформы было и остается создание независимого, беспристрастного и справедливого суда, без которого не может быть и сильной судебной власти, а с ней и надежной судебной защиты прав человека и гражданина, конституционного строя, экономического и правового пространства России.
В развитие принципа разделения государственной власти Федеральный конституционный закон "О судебной системе в Российской Федерации" закрепил положение о том, что судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Не останавливаясь подробно на гарантиях независимости судей, следует сказать, что одной из таких гарантий является система органов судейского сообщества, в которую входят Высшая квалификационная коллегия судей и квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации.

Определенным фактором обеспечения самостоятельности и независимости самих квалификационных коллегий стала законодательно закрепленная неподотчетность органам, их избравшим, за принятые решения.
Контроль деятельности квалификационных коллегий осуществляется путем включения в их состав представителей общественности. Назначенные в состав Высшей квалификационной коллегии судей Советом Федерации, а в другие квалификационные коллегии судей - законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации представители общественности расширяют горизонты видения вопросов и проблем, повышают степень открытости коллегий. По их же собственным оценкам, работа в составе органов судейского сообщества убедила их в том, что судьи - члены квалификационных коллегий принципиально относятся к решению всех вопросов и не стремятся во что бы то ни стало защищать "честь мундира".

Одна треть состава квалификационных коллегий судей составляют представители общественности. Это обязывает законодателей осуществлять качественный отбор и своевременное их назначение. Задержки с назначением или назначение представителями общественности тех, кто не отвечает требованиям федерального закона, создают проблемы функционирования некоторых квалификационных коллегий судей. Поэтому не случайно ряд руководителей органов судейского сообщества и судов выступает за законодательное закрепление единого порядка и единых критериев отбора представителей общественности в составы квалификационных коллегий судей, за учет судейских мнений по их кандидатурам.

Выполняя в соответствии с законом государственно-властные полномочия, квалификационные коллегии судей должны сохранить способствующую принятию законных и обоснованных решений независимость от власти законодательной и исполнительной. Это касается и порядка формирования квалификационных коллегий судей, осуществления ими полномочий и контроля за их деятельностью.

Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации формируются, а Высшая квалификационная коллегия судей впервые будет сформирована в соответствии с Федеральным законом "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", имеющим особое значение. Для динамичного и эффективного развития органов судейского сообщества, а значит и квалификационных коллегий судей, нужна законодательная база со стабильным фундаментом. Попытки же поспешных перестроек могут разрушить само здание правосудия.

В этой связи не будет лишним законодательно закрепить гарантии независимости и самих квалификационных коллегий судей, в частности, наложив безусловный запрет на чье-либо вмешательство в их деятельность.

Безусловно, авторитет судебной власти, а, следовательно, государственной власти в целом, и эффективность ее деятельности зависят от кадрового состава судей, их профессионализма, объективности, беспристрастности и справедливости. Поэтому отбору кандидатов на вакантные судейские должности уделяется особое внимание.
Первыми с потенциальными судьями на их пути в судебную власть встречаются экзаменационные комиссии. Исполняя Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" Высшая квалификационная коллегия судей 15 мая 2002 года утвердила Положение об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи, а также состав состоящей при ней экзаменационной комиссии. За это время, точнее с июня 2002 года по октябрь 2004 года, в комиссию поступило 244 заявления, сдавали экзамен 228 претендентов, из которых 193 получили положительные оценки.
В субъектах Российской Федерации квалификационные коллегии судей также утвердили составы состоящих при них экзаменационных комиссий.
Экзаменационные комиссии, в основном, выполняют свое предназначение. Хотя работают и не без недостатков. Что можно сказать об экзаменационной комиссии, поставившей положительную оценку претенденту на должность судьи, который на заседании квалификационной коллегии судей не смог ответить на вопрос об отличии арбитражного суда от суда общей юрисдикции? А каким был уровень проверки знаний другого кандидата, сдавшего экзамен на должность судьи, но также не получившего рекомендацию квалификационной коллегии судей, который затем не смог сдать экзамен уже для занятия адвокатской деятельностью.

Удостоверение о сдаче экзамена действительно в любом регионе Российской Федерации. Следовательно, экзаменационные требования к претендентам должны быть едиными, в том числе и вопросы по судейской этике, культуре судебного процесса, психологии общения с участниками судебного разбирательства. Претендент на ту или иную судейскую должность должен сдать экзамен по всем отраслям права: гражданского, уголовного, административного, арбитражного, имея в виду, что цель такого экзамена - установить наличие у претендента профессиональных знаний, необходимых для работы в суде определенного вида и уровня.

Профессионализм судьи - это совокупность знаний, интеллекта, культуры, нравственно-психологических качеств, которые ему необходимы для полноценного осуществления должностных обязанностей. И правильно оценить степень готовности кандидата к столь ответственной и многотрудной работе - первостепенная и важная часть работы квалификационных коллегий судей.

За 4 года Высшая квалификационная коллегия судей рассмотрела заявления 1100 кандидатов о даче рекомендации для назначения на должности судей и руководителей судов, что в два раза больше, чем за предыдущее четырехлетие. В их числе и лица, претендующие на судейские должности в субъектах Российской Федерации, где ввиду не назначения представителей общественности квалификационные коллегии судей не были сформированы своевременно, и в которых, как например, в Чеченской Республике, квалификационные коллегии отсутствуют.

Всего Высшей квалификационной коллегией рекомендовано 662 кандидата. Не рекомендовано к назначению 182 кандидата, то есть почти четвертая часть. И причина этого - повышение требований к кандидатам на судейские должности. В своей работе мы не определяем никаких цифровых рубежей. Просто чем выше планка, тем меньше кандидатов берут высоту.
Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации за 3 года и 9 месяцев рассмотрели 24325 заявлений, и рекомендовали на судебные должности судей 20070 кандидатов.

При рассмотрении заявлений учитывалось многое: результаты проверки достоверности документов и сведений о претенденте, предъявляемые законами требования к претенденту на указанную должность, его стаж по юридической специальности, уровень профессиональной подготовки, результаты работы по юридической специальности (в том числе в должности судьи), организаторские способности, деловые и моральные качества, положительные данные о претенденте, факты привлечения судей к дисциплинарной ответственности, упущения в прошлой работе, в том числе судебной.

Говорится подробно об этом потому, что время от времени высказывается мнение не проводить проверку в отношении действующих судей и судей в отставке, претендующих на замещение судейских вакансий. Это, якобы, ускорит их назначение. Однако предусмотренная законом проверка достоверности представленных претендентом документов и сведений не содержит изъятия в отношении судей, и проверка, только позже, однозначно будет проведена перед принятием окончательного решения по кандидату.
Вместе с тем, полноценному выполнению именно этой части задач квалификационных коллегий судей мешает отсутствие организационно-правового механизма отбора кандидатов на судейские должности по морально-этическим и психофизическим критериям, а также проведения проверки наличия препятствующих назначению обстоятельств, в том числе компрометирующих.
Не на уровне региональных инициатив, а на государственном уровне должна быть решена задача по проведению профессионально - психологического отбора кандидатов перед вынесением вопроса на заседание квалификационной коллегии судей.
Изложенное позволяет заключить о целесообразности детальной разработки правового регламента по отбору кандидатов на должности судей, в котором следует закрепить параметры всесторонних проверок кандидата на наличие обстоятельств, препятствующих наделению его судейскими полномочиями. При этом, однако, должны быть установлены правила и гарантии, исключающие субъективизм и нарушение прав личности.

В сложной работе квалификационных коллегий по отбору кандидатов на должности судей возникали и проблемные вопросы, связанные с применением законодательства. В частности, исчисление стажа работы, дающего право на замещение вакантной должности судьи. Президиум Верховного Суда Российской Федерации согласился с позицией квалификационных коллегий: такой стаж должен исчисляться с момента наступления двух условий - получения претендентом юридического образования и занятия должности, требующей наличия такого образования.

В соответствии с законом в случае несогласия с решением квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи председатель соответствующего суда возвращает его для повторного рассмотрения в ту же коллегию. Если она двумя третями голосов подтверждает первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначение рекомендуемого лица на должность судьи.
Только за 9 месяцев 2004 года в коллегии поступило 26 представлений от председателей соответствующих судов о пересмотре ранее данных заключений.
Квалификационные коллегии судей подтвердили положительные заключения о рекомендации 5-х кандидатов на должности судей и приняли отрицательные заключения в отношении остальных, поскольку первоначально, в частности, не располагали важными данными о кандидатах.

Представляется, что право требовать пересмотра решений с учетом и на основе точных фактических данных целесообразно предоставить также председателю соответствующего федерального суда субъекта Российской Федерации, федерального арбитражного суда округа, окружного (флотского) военного суда. Разумно, когда квалификационные коллегии судей извещают руководителей судов, соответствующих или вышестоящих, о том, заявления каких кандидатов на судейские должности подлежат рассмотрению. В таком случае руководители судов имеют возможность высказать свое мотивированное мнение о том или ином кандидате.
Вероятно, пора и дальше демократизировать процесс оценки кандидатов и подключать к нему не только руководителей, но и коллективы судов. Кто как не судьи заинтересованы в наилучшем пополнении, кто как не коллектив суда знает работавшего у них судью и сможет дать ему подробную характеристику.
Опыт показывает, что квалификационные коллегии судей не должны ограничиваться требованиями о проверке соответствующими органами представленных претендентом данных, тем более, что результаты этих проверок не всегда полны и достаточны. Признаем, что квалификационные коллегии судей не используют весь арсенал средств и методов изучения кандидатур на должности судей, их способности вершить правосудие именем Российской Федерации.
Об этом свидетельствуют результаты работы Комиссии при Президенте России по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов. Среди причин, в силу которых Комиссия рекомендовала Президенту отклонить представленные кандидатуры, наличие дискредитирующих данных, полученных в результате дополнительных проверок кандидатов. К примеру, с начала этого года Президент отклонил 7 кандидатур, рекомендованных Высшей квалификационной коллегией судей, и 50 - рекомендованных квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации.
Очевидно, что всеми необходимыми сведениями о претенденте должны располагать именно квалификационные коллегии судей, чтобы убежденно и обоснованно давать рекомендации тем из них, кто в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к российскому судье. А органы, осуществляющие такие проверки, должны более ответственно, профессионально и своевременно решать поставленные перед ними задачи.
Рассчитываем, что участие в составе квалификационных коллегий судей представителей Президента Российской Федерации позволит получить более полную и тщательно выверенную информацию о каждом претенденте для оценки всех "за" и "против".

Для оптимального решения задач кадрового укрепления судебной системы требуется совершенствование всех форм, средств и методов работы. Новое - это хорошо "незабытое старое". Может быть настало время ввести понятие института кандидатов на судейские должности. Пора организовать набор и подготовку кадров будущих судей в системе Российской академии правосудия, а время подготовки и стажировки в судах, прокуратуре, адвокатуре, нотариате, других органах включать в стаж, необходимый для замещения должности судьи.
Вся система учебной и внеучебной подготовки судей должна не только насыщать, подпитывать будущего или действующего судью знаниями, но, и это главное - прививать им устойчивые потребности и навыки самостоятельного овладения постоянно обновляющейся законодательной базой. Надо учить судью учиться. В этом и фактор, и залог повышения профессионального уровня судейского корпуса, и возможность карьерного роста каждого судьи.

Судье с учетом стажа, опыта судебной работы и занимаемой должности присваивается квалификационный класс, который не является специальным либо почетным званием. При этом оцениваются уровень его профессиональных знаний, умение применять их при осуществлении правосудия, деловые качества и соответствие его требованиям, предъявляемым к судье Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
За 4 года Высшая квалификационная коллегия судей провела квалификационную аттестацию 1906 руководителей судов и судей. Это на треть больше, чем за предыдущий период. В прежних классах оставлено 98, остальным присвоены более высокие квалификационные классы, в основном, первый и высший.
Квалификационные коллегии в регионах провели аттестацию 20871 судьи и руководителя соответствующих судов, из которых в прежних классах оставлены 391.
Причины оставления в прежних квалификационных классах очевидны: недостатки в обеспечении надлежащего качества судебной работы и выполнении профессиональных обязанностей, нарушение процессуальных сроков рассмотрения дел, а также отсутствие убедительных доводов для присвоения более высокого квалификационного класса.
Хотя эта мера не является взысканием, ее применение говорит о том, что квалификационные коллегии все менее формально подходят к вопросу аттестации, учитывают не только стаж работы в прежнем классе и занимаемую должность, но и реальный профессиональный уровень каждого судьи.
Ознакомление с работой квалификационных коллегий судей показывает, что квалификационная аттестация судей в основном проводится правильно и своевременно.
И все же недостатки имеются. К ним относится и невыполнение требований Положения о квалификационной аттестации судей, когда не соблюдается условие обязательной аттестации впервые назначенных судей по результатам работы за первые 6 месяцев.

Необходимо отметить, что Положение о квалификационной аттестации судей было утверждено еще Верховным Советом Российской Федерации 13 мая 1993 года. С тех пор многое изменилось: нет квалификационных коллегий высших судов, изменилась структура судов, появились мировые судьи, конституционные (уставные) суды. И если в отношении мировых судей вопрос об аттестации решен в Законе о статусе судей, то по отношению к судьям конституционных, уставных судов законодательное решение этого вопроса отсутствует. Да и в целом документ 11-летней давности устарел.
Поэтому не случайно предложения о новом, законодательном регулировании вопросов аттестации высказывают судьи, руководители судов и органов судейского сообщества. Они аргументируют принятие закона о квалификационной аттестации судей, в котором следовало бы предусмотреть существенное повышение уровня материального поощрения тех судей, кому по результатам аттестации присвоены более высокие квалификационные классы. В то же время аттестация должна заканчиваться присвоением только того квалификационного класса, который судья заслуживает на момент ее проведения.

Преобладающий вектор судейских мнений на этот счет таков: надо четче увязывать аттестацию с реальным уровнем профессионализма судьи, точнее выявлять этот уровень, совершенствовать аттестацию и расширять ее арсенал, чтобы эффективнее использовать в том числе и воспитательный потенциал аттестации.

Квалификационные коллегии судей решают взаимосвязанные задачи наполнения кадровой составляющей судебной системы достойными профессионалами и самоочищения судейского корпуса от тех, кто недостоин носить судейскую мантию.
Функцию превенции проступков должна эффективно выполнять введенная в свое время дисциплинарная ответственность судей.

В работе квалификационных коллегий судей по этому направлению также возникали сложные моменты. Так, спор о возможности применения требований статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации о сроках давности привлечения судьи к дисциплинарной ответственности стал предметом судебного разбирательства. И точку поставил Президиум Верховного Суда Российской Федерации, указав на различия между дисциплинарным проступком судьи и дисциплинарным проступком иного работника и признав решение Высшей квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий одного из заместителей председателя арбитражного суда за совершение дисциплинарного проступка законным и обоснованным.
Именно в законности и обоснованности своих решений квалификационные коллегии должны были быть убеждены сами и убеждать других каждый раз из 196 случаев досрочного прекращения полномочий судей и руководителей судов за совершение поступков, позорящих честь и достоинство судьи и умаляющих авторитет судебной власти. По численности это сравнимо с тем, как будто средняя по населению область России осталась без судей.
И в два с половиной раза больше, а именно 513 судей и руководителей судов, получили дисциплинарное взыскание в виде предупреждения.
В большинстве случаев дисциплинарными проступками судей и руководителей судов признавались грубые или систематические нарушения процессуальных законов, повлекшие волокиту при рассмотрении судебных дел, фальсификация правовых актов, недостойное поведение.

Четвертая часть судей, привлеченных к дисциплинарной ответственности, имела стаж судебной работы до 3 лет. Это обстоятельство не должно остаться без внимания со стороны руководителей судов и органов судейского сообщества. Вновь назначенным судьям следует уделять пристальное внимание и оказывать больше товарищеской помощи. Именно помощь и принципиальная оценка каждого проступка коллеги должны стать нормой жизни судейских коллективов.

Квалификационные коллегии призваны защищать законные права и интересы судей, в том числе от наветов, попыток свести счеты.

За отчетный период квалификационные коллегии судей вынесли решения об отказе в привлечении 327 судей к дисциплинарной ответственности. Однако во всех ли случаях эти решения были обоснованными?

В соответствии с действовавшим ранее законодательством руководители судов имели право вносить в Высшую квалификационную коллегию судей представления о пересмотре необоснованных решений, и решения пересматривались. В настоящее время таких полномочий ни руководители судов, ни Высшая квалификационная коллегия судей не имеют.
Дисциплинарная ответственность - крайняя мера. Для того, чтобы не стал вопрос о ее применении, необходимо активизировать работу комиссий по этике судей при соответствующих советах судей, а где их нет -создать такие комиссии, для того, чтобы этические и иные проблемы не возрастали до пределов, влекущих дисциплинарную ответственность.
От уровня организации работы судов во многом зависит выполнение ими задач по отправлению правосудия. Эта обязанность законом возложена на председателей, заместителей председателей судов. Полномочия тех, кто не исполняет или исполняет ненадлежащим образом эти обязанности, досрочно прекращаются. Таково требование закона.
С 2002 года, когда была введена эта норма, прекращены полномочия 13 руководителей судов. Еще семеро обратились с заявлениями о прекращении их полномочий руководителей судов с оставлением в должности судьи, мотивируя это появлением обстоятельств, затрудняющих надлежащее исполнение ими обязанностей по организации деятельности судов. Их просьба была удовлетворена.
Установленный законом порядок прекращения и приостановления полномочий судей позволяет исключить возможность их отстранения от должности в интересах каких-либо органов, должностных и не должностных лиц.
Применяя положение п.1 ст.14 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", за 4 года Высшая квалификационная коллегия судей по указанным в законе объективным основаниям, в том числе в связи с истечением срока полномочий, состоянием здоровья, заявлениями об отставке, достижением предельного возраста пребывания на военной службе прекратила полномочия 168 председателей, их заместителей и судей соответствующих судов.
Квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации прекращены по тем же основаниям полномочия 6209 судей и руководителей судов.
В предусмотренных законом случаях полномочия судей и председателей судов приостанавливались - Высшей квалификационной коллегии судей в 5 случаях, иными коллегиями - в 20 - как для решения в дальнейшем вопроса об ответственности судей, так и в связи с участием судей в предвыборной кампании в качестве кандидатов в состав органов законодательной или исполнительной власти.

Каждый судья имеет право на отставку. Это также одна из гарантий независимости судей. Однако и находясь в отставке, он сохраняет принадлежность к судейскому сообществу в случаях, предусмотренных законом. Требования о соблюдении Закона о статусе судей и Кодекса чести судьи на него распространяются в полной мере. Их невыполнение влечет за собой прекращение отставки. 5 раз отставка прекращалась в связи с совершением порочащих поступков, 2 - в связи со вступлением в силу обвинительного приговора. 82 судьи выбыло из судейского сообщества по причине поступления на работу, не предусмотренную ст. 3 Закона о статусе судей.

Высшая квалификационная коллегия судей рекомендовала продлить срок военной службы 91 руководителю соответствующих военных судов, а 59 находящихся в отставке судей привлечь к осуществлению правосудия в Чеченской Республике.
Квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации рекомендовано привлечь к осуществлению правосудия 1405 судей в отставке.
Квалификационные коллегии судей также рекомендовали к назначению членами президиумов судов 91 судью.

Судейской работой в силу ее специфики всегда кто-то недоволен, кто-то возмущен, кто-то обвиняет судей во всех смертных грехах.
В последние годы законодатель последовательно расширял объем судебной компетенции. Это значительно увеличило количество гражданско-правовых споров, и, соответственно, нагрузку на судей.
В этих условиях естественным был рост количества заявлений, обращений, жалоб граждан, в том числе должностных лиц, не только в Высшую квалификационную коллегию, но и в квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации.
Высшая коллегия получила 25648 таких писем, или на 10 тысяч больше, чем за предыдущие 4 года.
В региональные коллегии в совокупности поступило 74441 жалоба и обращение.
Причина такого количества лежит в самих письмах. В почте велик удельный вес писем, в которых заявители приводят доводы о нарушениях норм законодательства, допущенных, по их мнению, судьями и руководителями судов. В письмах не соглашаются с ответами квалификационных коллегий судей и председателей судов на жалобы в отношении судей. Многие не согласны с судебными актами и ответами на надзорные жалобы. Вероятно, авторы писем видят в квалификационных коллегиях судей инстанцию, которая вправе отменять судебные решения или в состоянии одним махом навести должный порядок во всем и везде.
Как показывает анализ, основными поводами и основаниями для появления жалоб и обращений являлись, по мере убывания, нарушения норм процессуального законодательства, волокита, несогласие с судебными актами, неэтичное поведение судьи в отношении участников процесса и других граждан.
Жалобы разрешались с учетом содержания доводов заявителей, норм действующего законодательства, полномочий Высшей и иных квалификационных коллегий судей:
- направлялись по принадлежности, о чем сообщалось заявителям;
- по ним давались ответы с соответствующими разъяснениями и с возвращением приложенных документов;
- не содержащие сведений о совершении судьей дисциплинарного проступка, в том числе поданные в связи с несогласием с принятыми судебными актами, возвращались заявителям без рассмотрения;
-проверялись и разрешались с учетом результатов проверок.

К сожалению, нельзя утверждать, что рассмотрение жалоб и сообщений лишено недостатков.
В ряде случаев председатели судов, которым направлены для проверки жалобы и сообщения, содержащие сведения о совершении судьями дисциплинарных проступков, ограничивались отписками заявителям, о результатах проверки не сообщали в квалификационные коллегии судей, а те свои поручения не контролировали. Не всегда качественно и своевременно проводились проверки и самими квалификационными коллегиями судей, не всегда заявителям давались аргументированные ответы, о чем свидетельствует поступление повторных жалоб, но уже в Высшую квалификационную коллегию судей.

В соответствии со статьей 121 Конституции Российской Федерации судьи неприкосновенны. Однако это не означает, что они не могут быть привлечены к уголовной ответственности в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. При наличии данных, свидетельствующих о признаках преступления в действиях судьи, подтверждении обоснованности внесения представления о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи такое согласие давалось.
Так, за 4 года Высшей квалификационной коллегией судей дано согласие на возбуждение уголовных дел в отношении 5-х судей: за халатность, вынесение заведомо неправосудных судебных актов, нарушение правил дорожного движения, должностной подлог и причинение средней тяжести вреда здоровью.
В даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении 2 судей отказано.
Квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации дано согласие на возбуждении уголовных дел и привлечение в качестве обвиняемых в отношении 26 лиц, занимающих судейские должности, причем более половины за вынесение заведомо незаконных судебных актов.
В даче согласия на привлечение к уголовной ответственности в отношении 8 судей отказано.
Мотивами отказов являлись как отсутствие достаточных данных, подтверждающих необходимость дачи такого согласия, так и обращение с представлениями о даче согласия вопреки требованиям закона, когда уголовное дело не могло быть возбуждено вследствие акта амнистии.
Следует и здесь подчеркнуть, что правомочий по пересмотру указанных решений, как это имело место ранее по представлениям Генерального прокурора Российской Федерации, Высшая квалификационная коллегия судей не имеет.
Судами Российской Федерации за это время осуждено 12 судей, в отношении 4 уголовные дела прекращены. Постановлено 2 оправдательных приговора.

В соответствии с действующим законодательством квалификационные коллегии судей пересматривали собственные решения. Вновь открывшиеся обстоятельства привели коллегии к необходимости удовлетворить 80 ходатайств из 183 о пересмотре ранее принятых решений.

Квалификационные коллегии судей рассматривали и другие вопросы, в том числе: об утверждении экзаменационных билетов для кандидатов на должности судей; об утверждении Положения о предварительном медицинском освидетельствовании кандидатов на должности судей; об установлении юридического стажа претендентов на должности судей; об утверждении Положения о порядке рассмотрения жалоб и сообщений, поступающих в квалификационную коллегию судей и содержащих сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка; об утверждении инструкции по делопроизводству в аппарате коллегии; об утверждении состава судебных коллегий, дающих заключение о наличии в действиях судьи признаков преступления.

Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации во исполнение Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" 15 июля 2002 года утверждено Положение о квалификационных коллегиях судей, которое распространяется на деятельность всех квалификационных коллегий судей.
Решением Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации от 17 октября 2003 г. в целях обеспечения качественной работы и реализации возложенных на нее полномочий образован Аппарат Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
20 ноября 2003 года утверждена и введена в действие с 1 января 2004 года Инструкция по делопроизводству в Аппарате Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Квалификационным коллегиям судей субъектов Российской Федерации рекомендовано на ее основе разработать собственные инструкции по делопроизводству и ввести их в действие.
Разработана анкета для кандидата на должность судьи, позволяющая получить о нем необходимые сведения.
Следует отметить, что за отчетный период обеспечение квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий существенно улучшилось, однако, по мнению некоторых их руководителей, является недостаточным для полноценного и качественного выполнения этими органами возложенных на них задач. Коллегиям и комиссиям нужен профессиональный аппарат в качестве исполнительного органа, состоящий из государственных служащих и подчиненный соответствующему председателю квалификационной коллегии или экзаменационной комиссии. Штат должен определяться количеством судей в субъектах, объемом кадровой, аттестационной, экзаменационной и иной работы, а материально - техническое и другое обеспечение осуществляться по нормам, общим для судебной системы.

Одной из функций, предусмотренной Положением о квалификационных коллегиях судей, является проведение Высшей квалификационной коллегией судей семинаров-совещаний с руководителями квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий. Их было 6. Еще одно совещание проведено с председателями экзаменационных комиссий в Российской академии правосудия. С выездами в регионы члены Высшей квалификационной коллегии судей ознакомились с работой 37 квалификационных коллегий судей.
На заседаниях Высшей квалификационной коллегии периодически обсуждались поступавшие вопросы, связанные с применением действующего законодательства. В результате дано 470 аргументированных ответов с разъяснениями и рекомендациями. Также регулярно проводились обобщения деятельности квалификационных коллегий, которым направлялись соответствующие обзоры. Рассчитываем, что оказанная помощь способствовала качественному выполнению квалификационными коллегиями судей своих полномочий.
Квалификационные коллегии судей в свою очередь ежеквартально информировали Высшую квалификационную коллегию судей о своей деятельности и практике применения законодательства.

Открытость, гласность должны сопутствовать всей деятельности квалификационных коллегий судей. Реализуя эту идею, уже несколько лет выпускается "Вестник Высшей квалификационной коллегии судей". Его регулярное чтение, особенно дисциплинарная практика, как выразился один из председателей совета судей, позволяет не забывать о существующих границах судейской независимости. Информация, содержащаяся в "Вестнике", помогает судьям не только определять границы служебной дисциплины, но и личного поведения. "Вестник" востребован всеми, кто заинтересован в объективной и беспристрастной информации.

Тщательность отбора кандидатов, принципиальность при решении вопроса об ответственности судей должна сочетаться с защитой и поддержкой тех, кто верой и правдой служит правосудию, не считаясь с объективными трудностями надлежащим образом выполняет служебные обязанности и является примером честности и справедливости. Таких подавляющая часть в судейском корпусе. Они достойны уважения, а их заслуги - признания.
Отмечая профессионализм, добросовестность и порядочность, Высшая квалификационная коллегия рекомендовала 232-х судей и руководителей судов к присвоению почетного звания "Заслуженный юрист Российской Федерации", а еще 146 - к другим наградам, в том числе 6-х орденом "За заслуги перед Отечеством", 79 - орденом Почета , 17 - орденом Дружбы.

Председатель ВККС В.Кузнецов



Оцените эту публикацию:
Голосов: , Среднее:
Коментарии (0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.