Отчетный доклад Совета судей Российской Федерации к VI Всероссийскому съезду судей (Сидоренко Ю.И.)<br>

Отчетный доклад Совета судей Российской Федерации к VI Всероссийскому съезду судей (Сидоренко Ю.И.)
Уважаемые делегаты!
Уважаемые гости съезда!

Вот уже шестой раз в Москву съехались самые уважаемые, авторитетные судьи страны, чтобы оценить нынешнее состояние правосудия и высказать свое мнение о перспективах развития судебной системы.
Впервые в работе съезда принимают участие делегаты от мировых и уставных судов, отныне и они получили представительство в органах судейского сообщества.
Мы рады приветствовать наших коллег и уверены, что они будут активно работать, обогатят сообщество новыми идеями.
На съездах принято оценивать итоги минувшего четырехлетия. Но для того, чтобы определиться на каком отрезке пути мы находимся, иногда полезно оглянуться и дальше, лет на десять.
Вот несколько выдержек из постановлений предыдущих съездов судей.
"Кризис судебной системы России не преодолен, практически не начато реформирование гражданского процесса, устаревшие формы судопроизводства не обеспечивают независимости судебной деятельности" - II-й съезд судей - 1993 год.
"Судебная реформа не начав осуществляться в полном объеме, стоит на месте, а реальные условия деятельности судов общей юрисдикции таковы, что встал вопрос о невозможности дальнейшего осуществления правосудия в стране" - очередной IV (названный чрезвычайным) съезд судей - 1996 год.
В Постановлении пятого съезда в 2000-м году Вы таких выводов не увидите, вряд ли уместны они и в итоговом документе нашего съезда.
Таким образом, несмотря на трудности, а иногда и противодействие развитию судебной реформы, можно констатировать, что судебная власть состоялась и что она способна защитить права человека, интересы общества и государства.
За время, прошедшее после V Всероссийского съезда судей, судейское сообщество страны предпринимало меры по дальнейшему укреплению судебной власти, повышению ее авторитета, реализации конституционных гарантий обеспечения судебной защиты прав и свобод граждан, а также прав физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В процессе судебной реформы проведена большая работа, в результате которой в России построена простая и понятная населению система судов, сформирован работоспособный судейский корпус, состоящий из наиболее квалифицированных юристов.
В этих условиях нужно планомерно решать вопросы дальнейшего развития и совершенствования судоустройства, судопроизводства и должного организационного, прежде всего кадрового и финансового обеспечения судебной деятельности.
Исходя из этого планировал свою деятельность нынешний состав Совета судей Российской Федерации.
Мы считаем, что нет никаких оснований для реализации радикальных предложений, коренной ломки судебной системы.
Правосудие может осуществляться только в условиях стабильного законодательства, касающегося судов и статуса судей. Нельзя предлагать и пытаться реализовать новые концепции реформ через каждое десятилетие.
Поэтому Совет судей выступал против попыток ревизии сделанного за период, прошедший со времени утверждения в 1991 году Концепции судебной реформы.
Совет судей в своей деятельности руководствовался прежде всего Постановлением V Всероссийского съезда судей, в котором были сформулированы задачи органов судейского сообщества.
Одна из главных задач - укрепление независимости и самостоятельности судов при тесном взаимодействии органов судейского сообщества с органами законодательной и исполнительной власти как в центре, так и на местах.
Вскоре после V Всероссийского съезда распоряжением Президента Российской Федерации была создана рабочая группа по разработке предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность судов, адвокатуры, прокуратуры и статуса судей.
Наш Совет принимал активное участие в работе этой группы, мы информировали региональные Советы судей о выдвинутых предложениях, получали от них хорошо аргументированные, мотивированные мнения и доводили его до сведения тех должностных лиц, от которых зависело принятие решения. Была развернута широкая общественная дискуссия, в которой приняли участие судьи, другие юристы, политики, ученые, журналисты. Благодаря этому удалось избежать многих ошибок.
Основные споры развернулись вокруг статуса судей.
Почему судьи так дорожат этим законом? Потому что там содержаться гарантии независимости судей и судов, а независимость это главное достижение судебной реформы.
Статус судей не самоцель, а средство обеспечения гражданам, защита прав которых доверена судьям, необходимых гарантий эффективности такой защиты.
Статус судей должен обеспечивать ту беспристрастность, которую население вправе ожидать от судов.
Независимость судьи является основополагающим принципом и правом граждан любого государства. Независимость - обязательное условие для беспристрастности судьи, которая жизненно важна для доверия к судебной системе.
Судейская независимость является не личной привилегией судьи, а средством защиты публичных интересов, и прежде всего интересов правосудия.
Казалось бы, что конституционный принцип независимости судов и судей уже не оспаривается, но приходится говорить об этом снова и снова, поскольку регулярно появляются законопроекты и предложения, направленные на то, чтобы что-то отнять у судей или в чем-то их ограничить.
К сожалению новые инициативы Совета Федерации, Правительства в том же духе.
При этом законодатель игнорирует законы, которые сам и принимал. В ст. 5 Федерального конституционного закона (О судебной системе), т.е. закона обладающего наивысшей силой (после Конституции) записано, что в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.
Совет Федерации во внесенном в Государственную Думу законопроекте предлагает:
" во-первых сократить число судей в квалификационных коллегиях всех уровней, т.е. судей там будет меньше половины;
" во-вторых вообще лишить судей права выбирать своих представителей в эти органы.
Это будут делать законодатели. Они же будут исключать из коллегий судей за проступки. Разве это не умаление самостоятельности судейского сообщества? Вспомним, что с 1989 года до 2002 года в состав квалификационных коллегий входили только судьи.
Это предложение противоречит не только национальному законодательству, но и международному.
Европейская Хартия судей требует, чтобы для принятия любого решения по вопросу об отборе, принятии на работу, назначении, прохождении службы или прекращении функций любого судьи статусом предусматривалось участие независимой от исполнительной и законодательной власти инстанции, не менее половины членов которой составляют судьи, избранные своими коллегами.
Какие претензии на сегодняшний день к квалификационным коллегиям? Почему их нужно в очередной раз реформировать?
Кроме того, Совет Федерации предлагает назначение Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде передать Президенту Российской Федерации, т.е. переподчинить этот орган.
Президент России, выступая у нас на съезде, сказал, что Судебный департамент должен остаться внутри судебной системы. Поэтому нет необходимости подробно останавливаться на этой идее.
Министр юстиции также обратился с предложением подчинить ему Судебный департамент. Неужели забыли до какой нищеты довело суды Министерство юстиции за 25 лет руководства, как Совет судей Российской Федерации выражал недоверие Министру юстиции за нецелевое расходование средств, предназначенных судам, как затем судили Министра юстиции за злоупотребления. Ведь это было совсем недавно.
Президиум Совета судей, обсудив эти предложения, высказался против них, о чем проинформирован Президент и руководители Федерального Собрания. Мы считаем, что и съезд должен высказать свою позицию по этому вопросу.
Очень важным мы считаем обеспечение реализации принципов публичности и гласности правосудия, в том числе путем взаимодействия судов со средствами массовой информации.
Совет судей постоянно занимается этой проблемой, действует постоянная комиссия по связям со средствами массовой информации. Советом судей Российской Федерации, судейским сообществом сделан вывод о том, что сложности проведения судебной реформы, утверждения подлинно независимого и самостоятельного правосудия в государстве не находят адекватного отражения в общественном сознании и средствах массовой информации. В результате на сегодняшний день у общественного мнения нет полного представления об остроте проблем, с которыми сталкивается судебная система, понимания необходимости и путей их решения.
В целом ряде случаев судебная система остается в информационной блокаде, что лишает ее возможности публично отстаивать свои интересы, делает уязвимой и, в известной степени, зависимой от интересов как отдельных социальных групп, так и конкретных лиц. Серьезный урон авторитету судов наносят некомпетентные, тенденциозные, нередко заданные, выступления отдельных средств массовой информации. Все это, в конечном счете, противоречит интересам общества, подрывает веру граждан в судебную власть и правосудие.
Следует признать, что такое положение дел отчасти является следствием информационной закрытости судов. Между судьями и журналистами зачастую нет взаимопонимания, складываются настороженные, а порой и конфликтные отношения.
Во многом это объясняется тем, что информационная работа внутри самой судебной системы до настоящего времени ведется разобщенными силами и средствами, которыми располагают высшие суды, федеральные суды общей юрисдикции и арбитражные суды, система Судебного департамента.
Для преодоления этих негативных явлений Совет судей принял Концепцию информационной политики судебной системы, разработал рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций между судебными органами и средствами массовой информации, связанных с защитой чести и достоинства судей.
Проведен Всероссийский конкурс на лучший материал в средствах массовой информации о деятельности судов, учрежден всероссийский журнал судейского сообщества "Судья", первый номер которого делегаты получили.
Обращение Совета судей к Президенту с просьбой предоставить эфирное время на телевидении не оставлено без внимания. Президент дал поручение соответствующим службам, которое находится в стадии исполнения.
Неизменно в поле зрения Совета судей находятся вопросы финансирования судов, заработной платы судей и работников аппарата. Много внимания этим вопросам уделяла финансовая комиссия Совета под руководством к сожалению безвременно погибшего Драченова Александра Степановича.
Период, прошедший после V Всероссийского съезда судей отмечен улучшением организационного обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции (включая военные суды), органов судейского сообщества, мировых судей. Значительно возрос объем бюджетных ассигнований, выделяемых на их финансирование: с 9 705 646,0 тыс. рублей в 2001 году до 29 388 185, 4 тыс. рублей в 2004 году.
Отмечая тенденцию увеличения объемов финансирования судебной системы, следует, вместе с тем, констатировать, что Правительством Российской Федерации не выполняется должным образом положение статьи 124 Конституции Российской Федерации о том, что финансирование судов должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Так, финансирование затрат на материально-техническое обеспечение судов осуществляется только на 50 % от потребности.
Заработная плата судей не соответствует их высокому статусу, оплата труда работников аппаратов судов не соответствует объему и сложности выполняемой ими работы. Крайне низка заработная плата персонала по охране и обслуживанию зданий.
Правительством Российской Федерации в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" предлагается приостановить с 1 января по 31 декабря 2005 года действие нормы Федерального закона "О финансировании судов Российской Федерации" о том, что размер бюджетных средств, подлежащих выделению на очередной финансовый год для финансирования судов Российской Федерации, может быть уменьшен только с согласия органов судейского сообщества. Данное предложение противоречит также статье 33 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации".
Президиум Совета судей высказался против этого законопроекта, просим съезд нас поддержать.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" финансирование судов должно осуществляться на основе утвержденных федеральным законом нормативов. Однако до настоящего времени проект федерального закона о нормативах финансирования судов, разработка которого поручениями Правительства Российской Федерации была возложена на Министерство финансов Российской Федерации, не подготовлен.
Принятие федерального закона о нормативах финансирования судов будет способствовать реализации статьи 124 Конституции Российской Федерации.
За отчетный период проведено 9 пленарных заседаний Совета судей и 16 заседаний Президиума, 2 семинара-совещания председателей советов судей субъектов Российской Федерации, 3 семинара-совещания председателей советов и руководителей Управлений Судебного департамента в Северо-Западном федеральном округе (г. Великий Новгород), Южном федеральном округе (г. Ростов-на-Дону), Центральном федеральном округе (г. Суздаль).
На семинарах-совещаниях рассмотрены актуальные вопросы взаимодействия органов судейского сообщества с Управлением Судебного департамента, со средствами массовой информации, проведен обмен опытом работы.
Советом судей утверждены типовые правила внутреннего распорядка судов, перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, даны разъяснения по сложным и спорным вопросам применения статуса судей, подготовлена Инструкция о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям, подготовлен проект Кодекса судейской этики и проекты регламентов Всероссийского съезда судей и Совета судей Российской Федерации.
За это время Советом судей и его Президиумом вынесено 137 постановлений по различным вопросам, касающимся жизни судейского сообщества и судебной системы.
Это беглое перечисление некоторых цифр дает представление о той большой работе, которую проводят облеченные доверием коллег члены Совета судей, о той дополнительной нагрузке, которую они несут наряду с рассмотрением судебных дел.
Всех упомянуть невозможно, но некоторых самых выдающихся следует назвать. Это Майкова Людмила Николаевна - заместитель Председателя Совета, Аверин Михаил Григорьевич - председатель комиссии по вопросам статуса судей, Серков Петр Павлович - председатель комиссии по вопросам организационно-кадровой работы, Демидов Владимир Венидиктович - заместитель Председателя Совета, Шаймердянов Алимжан Каюмович - председатель комиссии по связям с советами судей в субъектах Российской Федерации, Ткачев Виктор Николаевич - председатель комиссии по вопросам совершенствования Закона "О статусе судей", Драченов Александр Степанович - председатель финансовой комиссии.
Эти судьи внесли очень большой вклад в развитие судебной системы и судейское сообщество должно знать об этом и помнить о заслугах этих людей.
Сейчас, когда у нас есть собственный журнал, мы можем возродить практику конкурса на звание 100 лучших судей страны и публиковать имена лучших.
Внимание к людям, кадровая политика - это одно из главных направлений деятельности Совета судей и мы занимались этими проблемами, изучали довольно глубоко.
По кадровым вопросам Совет судей вынес ряд постановлений, содержащих рекомендации Судебному департаменту, кадровым службам, органам государственной власти.
Изучение кадровой динамики за последние несколько лет свидетельствуют о наметившейся негативной тенденции к усилению текучести кадров, оттоку судей и квалификационных специалистов. Эти тенденции вызваны высокой судебной нагрузкой, низким материальным обеспечением судей и работников аппаратов судов.
Установленный в настоящее время уровень материального обеспечения судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов не соответствует ни их высокому статусу, ни той роли, которую они выполняют при осуществлении правосудия, а также ответственности, возложенной на них как на носителей судебной власти. Не учитывает он и сложности, напряженности и объема выполняемой судьями работы.
Сохраняются проблемы с соблюдением сроков назначения кандидатов на должности судей, несовершенством конкурса и связанные с этим трудности формирования судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Особое внимание должно быть уделено срокам назначения судей и вопросам взаимодействия с Администрацией Президента Российской Федерации. Иногда судьи ждут очередного назначения по несколько лет без всякого объяснения причин подобных затяжек.
Остаются нерешенными проблемы с обеспечением безопасности судей и судов. Инициатива Совета судей о передаче службы судебных приставов от Министерства юстиции Судебному департаменту не была поддержана, но ничего взамен Правительство и Государственная Дума не предложили.
Между тем уровень обеспечения личной безопасности судей и охраны зданий судов не адекватны состоянию криминогенной обстановки и террористической опасности.
За три последних года убиты 7 судей и 4 члена их семей, свыше 100 судей стали жертвами разбоев, грабежей и хулиганств.
Органы внутренних дел не планируют и не осуществляют профилактических мер по обеспечению безопасности судей и членов их семей. Расследование преступлений, совершенных в отношении судей нередко ведется пассивно и заканчивается безрезультатно. Многие возбужденные по этим фактам уголовные дела были прекращены, а правонарушители не изобличены и не наказаны.
Следует признать, что вопросам защиты судов и судей от преступных посягательств государство внимания не уделяет. По этим вопросам Совет принимал обращения ко многим высокопоставленным должностным лицам.
Новому составу Совета судей тоже придется заниматься этими проблемами.
Совет судей считает, что в ближайшие годы усилия органов судейского сообщества должны быть направлены на:
- существенное улучшение организационного обеспечения деятельности судов;
- укрепление гарантий независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения;
- улучшение материального и социального обеспечения работников аппаратов судов;
- повышение роли судейского сообщества и его органов в предотвращении коррупции среди судей;
- принятие более решительных мер по очищению судейского корпуса от недостойных высокого звания российского судьи;
- принятие дополнительных мер по усилению охраны судов, обеспечению безопасности судей и членов их семей;
- повышение уровня взаимодействия судебной системы со средствами массовой информации, придание этой работе системного, научно обоснованного характера.
На решении этих задач должны быть сосредоточены усилия нового состава Совета судей Российской Федерации и советов судей субъектов Российской Федерации.
Желаем им в этом успеха.
Спасибо за внимание.


Оцените эту публикацию:
Голосов: , Среднее:
Коментарии (0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.