Постановление V Всероссийского съезда судей

Период, прошедший со времени одобрения российским парламентом Концепции судебной реформы в РСФСР, представленной Президентом РСФСР (октябрь 1991 г.), ознаменован утверждением в России судебной власти, которая характеризуется как самостоятельная ветвь государственной власти наличием у нее необходимых властных полномочий, реализуемых только судами; установленным законом механизмом обязательного исполнения вступивших в силу судебных актов; наличием у высших судов страны права законодательной инициативы; функционированием органов судейского сообщества; установленным законом порядком обеспечения судебной деятельности, осуществляемого внутри самой судебной системы; наличием самостоятельного учебного и научно-методического учреждения, каковым является Российская академия правосудия.
Несмотря на трудности, а иногда и противодействие развитию судебной реформы, можно констатировать, что судебная власть состоялась и что она способна защитить права человека, интересы общества и государства.
Одним из важных завоеваний в сфере правосудия явилось закрепление в Конституции Российской Федерации гарантий независимости, несменяемости и неприкосновенности судей, без чего невозможно обеспечить осуществление судебных полномочий.
Достижения в деле становления и развития судебной власти очевидны, однако нельзя не отметить, что продвижению судебной реформы препятствует ряд негативных факторов, существенно влияющих на эффективность работы судов и доступность правосудия, что вызывает обоснованные жалобы граждан.
В этой связи V Всероссийский съезд судей считает необходимым определить пути преодоления тех трудностей, которые препятствуют развитию судебной реформы и ее окончательному завершению.
Законодательство и судебная деятельность
После IV (чрезвычайного) Всероссийского съезда судей (декабрь 1996 г.) приняты и введены в действие Федеральные конституционные законы "О судебной системе Российской Федерации", "О военных судах Российской Федерации", Федеральные законы "О судебных приставах", "Об исполнительном производстве", "О финансировании судов Российской Федерации", "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", "О мировых судьях в Российской Федерации" и другие.
Этот блок законодательных актов имеет важное значение как в деле укрепления судебной системы, так и для ее дальнейшего развития и совершенствования.
Однако, как показывает практика, крайне необходимы и другие законы, принятие которых неоправданно затягивается.
Два года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации не рассматривает проект федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", внесенный Президентом страны. В течение нескольких лет не принимается подготовленный ко второму чтению проект федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации". До настоящего времени не принят внесенный Верховным Судом Российской Федерации законопроект "О приведении штатной численности судей и работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции в соответствие с нормами нагрузки", а также проект федерального закона "Об увеличении штатной численности судей и работников аппаратов арбитражных судов", внесенный Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
Нынешнее состояние процессуального законодательства крайне неудовлетворительно, на что уже обращалось внимание в резолюции предыдущего Всероссийского съезда судей.
Новые Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации до сего времени не приняты, что существенным образом отражается на своевременном и качественном разрешении дел, а в конечном итоге, на надлежащей судебной защите прав участников судопроизводства. Необходимо ускорить и рассмотрение проекта новой редакции Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
За последние годы только в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР внесены десятки изменений и дополнений. Кроме того, крайне затрудняет применение этого Кодекса и то, что ряд его норм признан Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации и, в частности, ее статье 123, провозгласившей принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон. Этот демократический принцип правосудия не будет действовать в полной мере до тех пор, пока не найдет детального закрепления в гражданском, уголовном, административном и арбитражном процессуальном законодательстве.
До настоящего времени не решена проблема, связанная с реализацией конституционного права каждого на квалифицированную юридическую помощь. Проект федерального закона "Об адвокатуре в Российской Федерации" обсуждается в Государственной Думе в течение нескольких лет, перспектива принятия его не ясна, а, следовательно, остаются нерешенными не только вопросы получения квалифицированной юридической помощи, но и вопросы относительно порядка оказания такой помощи бесплатно для малоимущих слоев населения. Предложения о создании в этих целях муниципальной адвокатуры не воспринимаются. Продолжаются дискуссии по поводу построения адвокатуры, тогда как решение вопроса о реализации конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь отодвигается на второй план.
Остается весьма актуальным вопрос о безотлагательном приведении законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Достаточно отметить, что судами общей юрисдикции рассматривается ежегодно несколько сотен тысяч дел, возникающих из административно-правовых отношений, в том числе дел об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц. В арбитражных судах дела по спорам, вытекающим из административно-правовых отношений составляют почти половину всех рассматриваемых дел. Разрешение административных дел в судах нуждается в совершенствовании.
В этой связи для деятельности судов общей юрисдикции имеет важное значение внесенный Верховным Судом Российской Федерации в Государственную Думу пакет проектов федеральных конституционных законов, в том числе "О федеральных административных судах в Российской Федерации", принятие которого будет способствовать эффективному разрешению указанной категории дел в условиях независимого осуществления правосудия.
Съезд выражает надежду, что этот законопроект будет принят и введен в действие в разумные сроки.
Говоря о необходимости добротной законодательной базы для осуществления правосудия, следует заметить, что не все принятые и введенные в действие законодательные акты учитывают возможности судов по их применению.
К таким законодательным актам относится прежде всего Федеральный закон "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации", который вместо облегчения и упрощения работы судов создал проблемы по формированию корпуса народных заседателей, поскольку большинство их отказывается от участия в осуществлении правосудия, что приводит к массовым срывам судебных заседаний.
По мнению Съезда этот Федеральный закон принят вопреки сложившимся реалиям, а поэтому нуждается в серьезной корректировке с учетом потребностей судебной практики.
Организационное обеспечение правосудия
Как отмечается в Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию: "Нам не добиться устойчивого развития без подлинно независимого суда и действенной системы правоохранительных органов".
В свете этого направления внутренней политики страны необходимо подчеркнуть, что какой бы совершенной ни была судебная система, она не может функционировать без соответствующего обеспечения ее деятельности государством. Отсутствие такого обеспечения лишает судебную власть и независимости и самостоятельности.
Ведь очевидно, что быстрое и качественное разрешение судебных дел и своевременное исполнение вступивших в силу судебных актов немыслимы без надлежащего кадрового, финансового и материально-технического обеспечения работы судов. Очевидно и то, что источник жизнедеятельности судебной системы один - федеральный бюджет.
В этой связи следует констатировать, что Правительством Российской Федерации не выполняются должным образом положения статьи 124 Конституции Российской Федерации о том, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
Отмечая наметившуюся стабильность в финансировании судов общей юрисдикции в объеме бюджетных ассигнований и регулярность доведения до них денежных средств через органы Федерального казначейства, следует, вместе с тем, подчеркнуть, что обоснованные ежегодные бюджетные заявки Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации удовлетворяются лишь наполовину, что существенным образом отражается на эффективности работы судов.
До настоящего времени не решен вопрос о погашении кредиторской задолженности судов общей юрисдикции перед местными администрациями за коммунальные услуги, услуги связи, капитальный ремонт зданий судов. На 2001 год предусмотрено выделение целевым назначением лишь 17,5 млн. рублей, что составляет 4,4% от необходимой суммы. При таком финансировании, имея в виду постоянный рост тарифов, судам в 2001 году не избежать осложнений с отправкой почтовой корреспонденции, расчетами за электроэнергию, коммунальные услуги и связь.
Не лучшим образом финансируются и арбитражные суды. Выделяемые из бюджета средства покрывают потребности арбитражных судов лишь наполовину.
Не решен окончательно вопрос финансирования и военных судов.
Свыше тысячи зданий судов общей юрисдикции, в том числе военных, требуют проведения срочного капитального либо текущего ремонта. В большинстве этих судов нет необходимого количества залов судебного заседания, совещательных комнат, кабинетов для судей, не налажено их техническое оснащение.
Требует незамедлительного решения проблема размещения арбитражных судов, большинство которых расположено в случайных, неприспособленных, требующих неотложного ремонта помещениях. Однако бюджетные заявки по капитальным вложениям на 2001 год учтены лишь на 36%.
Из-за отсутствия средств медленными темпами идет работа по компьютеризации и информационному обеспечению деятельности судов.
Ввиду существенного изменения законодательства и расширения полномочий судов общей юрисдикции нагрузка на них по рассмотрению дел возросла в несколько раз, хотя штатная численность судей этих судов увеличена в последнее время лишь на 1000 единиц без соответствующего увеличения штатной численности работников аппаратов судов.
Более чем вдвое возросла нагрузка на арбитражные суды при том, что штатная численность судей этих судов не увеличилась.
В этих условиях имеется настоятельная необходимость в принятии правительственного решения об утверждении научно-обоснованных норм нагрузки на судей и работников аппаратов судов и на этой основе обеспечить финансирование судебной системы, исходя из необходимой штатной численности судей и работников аппаратов судов.
Установленный в настоящее время уровень материального обеспечения судей не соответствует их высокому статусу, объему выполняемой ими работы и совершенно неадекватен ответственности, которая возложена на них как на носителей судебной власти. Остается низкой и оплата труда работников аппаратов судов.
До настоящего времени не разрешены проблемы, связанные с обеспечением охраны судов, безопасности судей, выплатой денежного содержания семьям погибших (умерших) судей, обеспечением судей жильем, а также вопросы страхования и некоторые другие.
Решение этих проблем по "остаточному" принципу недопустимо, ибо речь идет о людях, на которых возложена конституционная обязанность по обеспечению правосудием прав и свобод человека и гражданина.
Задачи судейского сообщества на современном этапе судебной реформы
В процессе судебной реформы проведена громадная работа, в результате которой в России построена простая и понятная населению система судов. Наряду с этим, благодаря активной позиции Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, советов судей, квалификационных коллегий судей и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, сформирован работоспособный судейский корпус, состоящий из наиболее квалифицированных юристов.
В этих условиях остается лишь планомерно решать вопросы дальнейшего развития и совершенствования судоустройства, судопроизводства и должного организационного, прежде всего кадрового и финансового, обеспечения судебной деятельности.
Однако такой подход устраивает не всех. В Государственную Думу вносятся законопроекты об изменении Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", в том числе относительно установленного порядка назначения судей. Высказываются мнения о целесообразности раздробления целостной системы судов общей юрисдикции на мини-системы со своими высшими судами для рассмотрения отдельных категорий дел (трудовые, семейные и т.д.).
Более того, предлагается разработать новую концепцию судебной реформы, отличающуюся от Концепции, одобренной парламентом страны всего девять лет назад.
Съезд выражает свое категорическое несогласие с этими предложениями исходя из того, что их авторы не учитывают специфику судебной деятельности, которая, как никакая другая, может осуществляться только в условиях стабильного законодательства, касающегося судов и статуса судей.
Не принимается ими во внимание и то, что коренная ломка судебной системы отрицательно скажется не только на интересах граждан, обращающихся за судебной защитой, но и повлечет колоссальные расходы, которые тяжелым бременем лягут на федеральный бюджет.
Наконец, необходимо при этом учитывать и сугубо психологический фактор. Ведь нельзя предлагать, а тем более реализовывать новые концепции реформ одной из ветвей государственной власти через каждое десятилетие.
В связи с изложенным Съезд считает, что в ближайшие годы усилия федеральных органов государственной власти и судейского сообщества должны быть направлены на:
укрепление независимости и самостоятельности судов при тесном взаимодействии органов судейского сообщества с органами законодательной и исполнительной власти как в центре, так и на местах;
завершение с учетом общепризнанных принципов и норм международного права работы по созданию полноценной законодательной базы, касающейся деятельности судов и статуса судей, включая необходимость внесения изменений и дополнений в действующие законодательные акты, в том числе в Федеральные законы "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (в части порядка формирования корпуса народных заседателей) и "О мировых судьях в Российской Федерации" (в части организационного обеспечения деятельности мировых судей);
совершенствование уголовно-процессуального законодательства, введение сокращенного порядка судебного следствия и института "соглашения о признании вины" в предусмотренных законом случаях; утверждение состязательности процесса, при которой обязанность по сбору доказательств обвинения, представлению их суду и обеспечению возможности исследования этих доказательств в судебном заседании возлагается на прокурора;
совершенствование гражданского и арбитражного процессуального законодательства, предусмотрев процедуры досудебного урегулирования споров, упрощение судебной процедуры по указанным в законе категориям дел;
разработку и принятие Административно-процессуального кодекса Российской Федерации и принятие Административного кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
принятие законодательных актов, обеспечивающих реализацию положений статьи 48 Конституции Российской Федерации о праве каждого на получение квалифицированной юридической помощи, предусмотрев многообразие форм ее оказания, в том числе путем учреждения муниципальной адвокатуры как гарантии доступности юридической помощи для неимущих и малоимущих;
развертывание повсеместно работы судов присяжных и мировых судей, создание административной юстиции и совершенствование процедуры рассмотрения дел, вытекающих из административно-правовых отношений;
укрепление судебной системы высококвалифицированными кадрами судей и работников аппаратов судов;
обеспечение судов необходимыми финансовыми средствами и материально-техническими ресурсами;
обеспечение охраны судов и безопасности судей не только посредством практической реализации положений Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", включая необходимость формирования специальных подразделений МВД России в целях обеспечения безопасности судей, но и путем передачи Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации из ведения Минюста России службы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (соответствующий законопроект внесен в Государственную Думу Верховным Судом Российской Федерации по инициативе Совета судей России и Судебного департамента);
разрешение проблем, связанных со страхованием, с выплатой денежного содержания семьям погибших (умерших) судей, в том числе пребывавших в отставке;
обеспечение судей жилыми помещениями в установленном законом порядке;
повышение требовательности к судьям по выполнению ими своего профессионального долга и соблюдению Кодекса чести судьи Российской Федерации;
обеспечение реализации принципов публичности и гласности правосудия, в том числе путем взаимодействия судов со средствами массовой информации.
В целях завершения судебной реформы следует разработать и утвердить Государственную программу развития судебной системы Российской Федерации на период до 2005 года, предусмотрев в ней необходимые объемы финансирования.
На основании изложенного V Всероссийский съезд судей
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1.Довести настоящее постановление до сведения Президента Российской Федерации В.В.Путина, Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
2. Просить Президента Российской Федерации:
а) принять меры по ускорению разработки и утверждению Государственной программы развития судебной системы Российской Федерации на период до 2005 года. Подготовку этого документа провести с участием представителей высших судов и Совета судей России;
б) поручить Правительству Российской Федерации разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О нормативах финансирования судов Российской Федерации" и принять меры по погашению кредиторской задолженности федерального бюджета перед местными администрациями, в том числе за предоставленное ими жилье судьям;
в) поручить Правительству Российской Федерации утвердить представленные Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации научно-обоснованные нормы нагрузки на судей федеральных судов и работников аппаратов судов;
г) ускорить принятие дополнений в Указы Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 года № 981, от 6 марта 1998 года № 265 и от 23 октября 1998 года № 1298 в части включения в перечень государственных должностей работников аппаратов окружных (флотских) и гарнизонных военных судов;
д) поручить Правительству Российской Федерации принять меры по созданию военных судов в местах дислокации воинских формирований Черноморского флота Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Украина от 28 мая 1997 года "О статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины".
3. Обратить внимание Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на необходимость принятия в первоочередном порядке находящихся на ее рассмотрении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, касающихся деятельности судов и статуса судей.
4. Обратить внимание Правительства Российской Федерации на его обязанность по выполнению требований статьи 124 Конституции Российской Федерации и предложить удовлетворить заявку Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации на капитальное строительство и капитальный ремонт зданий федеральных судов общей юрисдикции, включая военные суды, на 2001-2005 годы, а также о ежегодном выделении на эти цели не менее 300 млн. рублей, а на окончание незавершенного строительства зданий судов - не менее 500 млн. рублей; утвердить объемы средств на капитальное строительство и капитальный ремонт зданий арбитражных судов на 2001-2005 годы в сумме 3018,4 млн. рублей; выделить ассигнования на строительство и приобретение жилых помещений для судей федеральных судов общей юрисдикции в сумме 2863,9 млн. рублей, а для судей арбитражных судов в сумме 477,2 млн. рублей с ежегодным выделением средств равными долями.
5. Предложить Председателям высших судов страны и поручить Совету судей Российской Федерации и Генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации активизировать взаимодействие с Правительством Российской Федерации в целях надлежащего финансирования судебной деятельности в соответствии со статьей 124 Конституции Российской Федерации и статьей 33 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации".

Председатель Совета судей Российской Федерации
Ю.И.Сидоренко
29 ноября 2000 г.



Оцените эту публикацию:
Голосов: , Среднее:
Коментарии (0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.