Постановление IV (чрезвычайного) Всероссийского сьезда судей от 4 декабря 1996 г.

СОСТОЯНИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

В соответствии с Конституцией Российской Федерации важнейшей основой конституционного строя является разделение государственной власти в Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную.
В связи с этим, одной из главных задач по реализации названного конституционного положения стало осуществление судебной реформы, целью которой определено утверждение компетентного независимого беспристрастного суда как гаранта гражданского мира, прав и свобод человека и гражданина.
Основные принципы самостоятельности и независимости судебной власти нашли свое закрепление в Конституции Российской Федерации.
Приверженность к осуществлению судебной реформы прямо и четко выразил Президент Российской Федерации в своих Посланиях Федеральному Собранию от 24 февраля 1994 года, 16 февраля 1995 года и 23 февраля 1996 года, особо подчеркнув, что "российская государственность не мыслима без сильной и независимой судебной власти", пророчески заявив, что " и в Правительстве и в Федеральном Собрании, похоже, многие не понимают, что судебная власть - не отрасль или ведомство, а такая же опора государства, как законодательная и исполнительная ветви власти".
Казалось бы, что необходимость реформирования судебной системы восприняты также Парламентом страны и всем обществом.
Свое видение направлений осуществления судебной реформы четко выразили судьи России в постановлениях II и III (внеочередного) Всероссийских съездов.
Вместе с тем, прошедшее после предыдущих съездов время свидетельствует о том, что судебная реформа практически не коснулась судов общей юрисдикции.
Не начав осуществляться в полном объеме, реформа стоит на месте, а реальные условия деятельности общих судов таковы, что встал вопрос о невозможности дальнейшего осуществления правосудия в стране.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Со времени принятия новой Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года прошло около трех лет.
За это время приняты и введены в действие Федеральные Конституционные Законы "О Конституционном Суде Российской Федерации", "Об Арбитражных судах Российской Федерации" и новый Арбитражный процессуальный кодекс.
Однако до настоящего времени не принят Федеральный Конституционный Закон "О судебной системе Российской Федерации" - основополагающий закон для всех судов, призванный предопределить пути реформирования судебной системы. Суды общей юрисдикции, составляющие большинство судов в Российской Федерации, до сих пор не имеют никакой законодательной базы. Деятельность этих судов регламентируется давно устаревшим и не отвечающим реалиям жизни законодательством.
Сохраняющийся старый процессуальный порядок осуществления правосудия не позволяет в полной объеме эффективно осуществлять судебную защиту законных прав и интересов граждан.
Сфера судебной компетенции расширена абсолютно, а процессуальные формы деятельности суда остались без изменения. Все нарастающий поток поступающих в суды дел и сохраняющийся прежним в значительной степени громоздкий судебный процесс, одинаковый для всех категорий уголовных и значительного числа гражданских дел порождают изменения в процессуальной деятельности суда "де факто" , а не "де юре", что является очень опасной тенденцией.
Несмотря на это, работа над новыми Уголовно - процессуальным и Гражданским процессуальным кодексами далека от завершения.
До настоящего времени не принят закон о военных судах.
Не менее остро стоит вопрос об эффективности судебных решений, поскольку решение суда, не обеспеченное реально действующим механизмом его исполнения, является пустой декларацией, а следовательно, фикцией судебной защиты прав и свобод граждан.
В этой связи давно назрела необходимость принятия законов "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах".
Существенным образом на деятельность судов влияет отсутствие законодательного решения о механизме реализации конституционного положения о том, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи ( ст. 48 Конституции Российской Федерации).
Что касается гражданских дел, то значительная часть малоимущего и неимущего населения вообще лишены возможности получить квалифицированную юридическую помощь, необходимую для обращения в суд.
Несмотря на это, в Парламенте идут бесконечные баталии между сторонниками различных вариантов проекта Закона об адвокатуре, не один из которых не решает названных проблем.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Состояние дел с кадровым обеспечением судов Российской Федерации является крайне неудовлетворительным и требует принятия незамедлительных решений по созданию системы подготовки кадров для судебной работы, в том числе учреждения института стажерства.
Расширение сферы судебной компетенции, абсолютное увеличение поступающих в суды уголовных, гражданских дел и административных материалов, сохранение неизменной на протяжении ряда лет штатной численности судей привели к тому, что суды все больше "заваливаются" делами, не успевая их рассматривать.
Заработная плата судей не соответствует их высокому статусу и не обеспечивает достойных условий жизни, при этом не соблюдается единство статуса судей в части обеспечения социальных гарантий судьям судов различных уровней, а оплата труда работников аппарата судов вообще неприлично мала.
Существуют серьезные проблемы с обеспечением судей жильем.
Еще большие проблемы существуют с обеспечением безопасности судей и всей стране известны трагические случаи расправы над судьями.
Однако действительные меры по решению названных проблем не предпринимаются.
Указанные проблемы не позволяют заполнить даже имеющуюся штатную численность судов.
В итоге, привлекать в состав судейского корпуса морально чистых, порядочных квалифицированных юристов становится все труднее. А без них правосудие невозможно.

ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Следует констатировать невыполнение Правительством Российской Федерации требований ст. 124 Конституции Российской Федерации о том, что финансирование судов должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
Заявки судов о финансировании их деятельности ежегодно урезаются.
И даже те суммы, которые определены в Федеральном законе "О бюджете Российской Федерации", приходится в буквальном смысле "выбивать" у исполнительной власти.
Выделение средств на содержание судов происходит все более нерегулярно и в таком размере, что суды лишены возможности осуществлять правосудие.
В судах отсутствуют судебные повестки и конверты, необходимые для извещения и вызова в судебные заседания участников процесса, нет средств на оплату расходов, связанных с явкой в суд свидетелей и потерпевших, на командировочные расходы по рассмотрению дел в судебных заседаниях по месту совершения преступления, когда возникает такая необходимость, почтовых расходов, связанных с направлением дел в соответствии с процессуальным законом для проверки в вышестоящие судебные инстанции. Отсутствуют средства для выплат присяжным и народным заседателям ,оплаты аренды занимаемых помещений, услуг связи. Не производятся коммунальные платежи.
О сложившейся ситуации органы судейского сообщества Российской Федерации неоднократно информировали Президента, Правительство и Парламент страны.
Однако, реальных действенных мер не предпринято.


ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ И СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

Практический опыт осуществления судебной реформы в Российской Федерации и реальные условия деятельности судов позволят сделать следующие выводы.
В целях реализации конституционных принципов нормального построения судебной системы России и осуществления правосудия необходимо решение ряда конкретных задач.
Требуется незамедлительное принятие законов "О судебной системе Российской Федерации", "О Верховном Суде Российской Федерации", "О судах общей юрисдикции", "О военных судах", "О внесении изменений в Федеральный Закон "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппарата судов" в части распространения статьи 1 на судей и работников аппарата арбитражных судов, "О порядке реализации требований статьи 124 Конституции Российской Федерации" и др.
Необходимо обратить внимание Министра обороны Российской Федерации на недопустимость издания приказов и директив, которые противоречат Конституции Российской Федерации и действующему законодательству в отношении военных судей.
Необходимо реформировать процедуру осуществления правосудия судами общей юрисдикции и привести в соответствие с Конституцией и законами о судебной системе.
Эффективность правосудия немыслима без действенного законодательства об исполнении судебных решений.
В стране отсутствует влиятельный координирующий орган по осуществлению судебной реформы, вследствие чего реформа осуществляется хаотично, в направлениях собственных представлений о ней должностных лиц и органов, причастных к ее осуществлению.
В результате появились устремления сделать судебную реформу составной частью некой большой правовой реформы, а затем и просто растворить судебную реформу в ней.
Конституцией Российской Федерации провозглашен принцип равенства и самостоятельности относительно друг друга судебной, законодательной и исполнительной ветвей власти.
Однако, реально действующие механизмы, обеспечивающие практическую реализацию названного конституционного положения не созданы.
Следствием явилось то критическое положение, в котором оказались суды Российской Федерации сегодня.
Судьи России считают, а мировая практика подтверждает, что дальнейшее развитие судебной реформы и становление судебной власти действительное, а не мнимое, возможны при условии законодательного включения органов судейского сообщества в механизмы взаимодействия судебной власти с законодательной и исполнительной ветвями власти и в механизме административного управления по обеспечению судебной деятельности.
Основой такого реформирования взаимоотношений судебной власти с двумя другими должны стать следующие положения.
В настоящее время в соответствии с Законом "О статусе судей в Российской Федерации", определившим структуру и объем полномочий органов судейского сообщества, названные органы правомочны участвовать в решении всего круга вопросов, связанных с судебной деятельностью: вопросы судебной практики и совершенствования законодательства, вопросы кадрового, организационного, ресурсного обеспечения судов, вопросы правового и социального положения судей.
Опыт работы Всероссийских съездов и Совета судей России, представляющих судей всех регионов и всех ветвей судебной власти подтверждает, что Совет судей России способен стать центром, где аккумулируется опыт деятельности судебной системы и осуществления судебной реформы и определяются пути их дальнейшего развития.
Для этого необходима передача функций административного управления обеспечением судебной деятельности из системы органов исполнительной власти (Министерства юстиции Российской Федерации и его органов) в систему органов (Судебный департамент и его органы), действующих при судебной системе Российской Федерации.
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации при выполнении функций по обеспечению судебной деятельности должен стать механизмом, претворяющим в жизнь принципиальные решения органов судейского сообщества по вопросам деятельности судебной системы и осуществления судебной реформы в пределах, предусмотренных федеральным бюджетом.
Также должен быть создан Всероссийский научный судебный центр, задачами которого должны стать: профессиональная подготовка судей и обслуживающего персонала судов, проведение научных исследований в области осуществления правосудия и обеспечения научно-исследовательской поддержки органов судейского сообщества. Названный центр должен функционировать при судебной системе Российской Федерации и мог бы быть организован на базе существующей ныне Российской Правовой Академии.
Должен быть принципиально изменен существующий на практике порядок финансирования судебной деятельности. В этих целях необходим Федеральный Закон, регулирующий этот порядок, в котором должны быть отражены следующие основные положения.
Соответствующие предложения к проекту федерального бюджета на очередной год готовятся Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Судебным департаментом с участием Совета судей России.
Правительство Российской Федерации обязано внести проект в Парламент страны и одновременно представить свои возражения в случае несогласия с представленными предложениями.
Представители Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Судебного департамента и Совета судей России должны получить право непосредственно участвовать в формировании и обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании Российской Федерации.
При составлении проекта бюджета и его утверждении подлежит обязательному учету объем работы судей с учетом утвержденных, научно-обоснованных норм нагрузки судов и иных объективных факторов.
Законодательная реализация названных положений соответствовала бы конституционным положениям о равенстве и самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.



Оцените эту публикацию:
Голосов: , Среднее:
Коментарии (0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.