Обращение Совета судей РФ к заместителю председателя Правительства РФ - Министру финансов РФ Кудрину А.Л. от 6 декабря 2007 г.

                                                                                                                                    Заместителю председателя

                                                                                                                                    Правительства Российской Федерации

                                                                                                                                    Министру финансов

                                                                                                                                    Российской Федерации

                                                                                                                                    А.Л. Кудрину

 

Уважаемый Алексей Леонидович!

         В соответствии с пунктом 15 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах, переданы Министерству финансов Российской Федерации.

        Вместе с тем, согласно подпункту 6.3 пункта 6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506,  Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.

        Реализуя предоставленное названным постановлением право, заместитель руководителя ФНС России подписал письмо от 02.04.2007 № 04-1-02/231, разъясняющее отдельные вопросы налогообложения доходов, выплачиваемых судьям.

       Согласно указанному письму установленная статьей 3 Федерального закона от 10.01.1996 № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (далее - Закон № 6-ФЗ) ежемесячная надбавка к заработной плате продолжающих работать судей в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им начислено при выходе в отставку, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом.

       В качестве оснований для формулирования этих выводов ФНС России использует термины, определения и основные понятия, приведенные в Федеральном законе от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Закон № 178-ФЗ), и устанавливает их системную связь с пунктом 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

       Однако игнорирование преамбулы Закона № 178-ФЗ позволило налоговому ведомству произвольно распространить правоотношения в сфере оказания социальной поддержки малоимущим семьям на уже урегулированные законодательством Российской Федерации правоотношения в сфере социальной защиты судей, а увязывание основных понятий этого Закона с положениями статьи 217 Кодекса - сделать перечень оснований для освобождения от налогообложения исчерпывающим.

       Между тем, на основании статьи 15 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее - Закон № 3132-1) пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание, а статьей 3 Закона № 6-ФЗ установлена выплата вышеназванной надбавки, причем в состав заработной платы судей, определенный статьей 3 этого Закона, указанная надбавка не включена.

       В   соответствии  с  требованиями  статьи   11   Федерального  закона  от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» обязанности    по    изданию   Указаний   о    порядке    применения   бюджетной классификации возложены на Министерство финансов Российской Федерации.

      Согласно утвержденным приказом Минфина России от 08.12.2006 № 168н Указаниям в функциональной классификации по подразделу 1001 «Пенсионное обеспечение» отражаются расходы по выплате денежных пособий, таких как пенсии по старости, а также пенсии как до, так и после достижения пенсионного возраста трудящимся, которые продолжают работать, пенсии судьям, пожизненное содержание судей, включая надбавку в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания.

       По целевой статье 490 00 00 «Пенсии» и по виду расходов 461 «Пожизненное обеспечение судей» также отражаются расходы на выплату пожизненного содержания судьям всех судов, включая надбавку в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания.

       Вместе с тем расходы на оплату труда, с учетом начислений, и социальные выплаты судьям арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов и других судов в соответствии с законодательством отражаются по виду расходов 064 «Судьи».

       Кроме того, статьями 1-6 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, утвержденной Председателем Верховного Суда Российской Федерации 29.07.2003, Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 09.07.2003 и Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации 03.07.2003, определены права, основания, условия назначения и источник выплаты не облагаемого налогом ежемесячного пожизненного содержания судьям, ушедшим (удаленным) в отставку и бывшим судьям, находящимся на пенсии, а пунктом 5.5 этой Инструкции установлен аналогичный порядок назначения, перерасчета   и   выплаты   50   процентов ежемесячного пожизненного содержания работающим судьям.

       Из приведенных выше норм следует, что назначение и выплата не подлежащей включению в фонд оплаты труда надбавки связаны не с квалификацией, характером и результатами работы судьи, а исключительно с возникновением у него права на отставку и пожизненное содержание.

       Согласно пункту 1 статьи 217 Кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.

      Понятие «иные выплаты» в Кодексе не определено, исчерпывающего перечня не содержит и в силу пунктов 1 и 3 статьи 11 Кодекса должно применяться в том значении, в каком оно используется в гражданском, семейном и других отраслях законодательства.

      С учетом изложенного, указанная надбавка как имеющая все признаки и носящая  характер  пенсионного  обеспечения  за  счет  средств  федерального бюджета, безусловно относится к иным выплатам, установленным действующим законодательством, а следовательно, в соответствии со статьей 217 Кодекса, освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц.

       В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством Российской Федерации.

      Постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 № 765 и от 05.01.2000 № 9 утверждены Перечни выплат, на которые не начисляются страховые взносы в фонды социального и обязательного медицинского страхования соответственно.

     Согласно пункту 2 названных Перечней не начисляются страховые взносы на государственные пособия гражданам, имеющим детей, пособия по временной нетрудоспособности, социальное пособие на погребение, пенсии, доплаты к пенсиям и иные социальные выплаты, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, а также бюджетов всех уровней.

      Надбавка в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного  содержания является иной выплатой, имеющей характер пенсионного обеспечения за счет средств федерального бюджета, выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и не подлежит обложению единым социальным налогом в части, направляемой в фонды обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования Российской Федерации, а в силу пункта 3 статьи 245 Кодекса -и в части, направляемой в федеральный бюджет.

     Выводы, аналогичные изложенным, сформулированы в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.11.2006 по делу № А13-3601/2006-23.

     Изданное ФНС России письмо направлено на установление единообразного порядка налогообложения выплачиваемой судьям надбавки, является обязательным для исполнения нижестоящими налоговыми органами, которые в свою очередь вправе и обязаны требовать выполнения установленных письмом и подлежащих неоднократному применению правовых норм от налоговых агентов.

     Следовательно, являясь опосредованно обязательным для исполнения налоговыми агентами, указанное письмо, в отличие от разъяснений, направленных конкретному налогоплательщику, по сути распространяется на неопределенный круг лиц и содержит все признаки нормативного правового акта, изданного в нарушение пункта 2 статьи 4 Кодекса не уполномоченным на то органом.

    При этом следует особо отметить, что правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации по рассматриваемому вопросу закреплена в пункте 3 постановления от 19.02.2002 № 5-П и заключается в том, что в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей, в том числе гарантий их материального обеспечения.

     С учетом изложенного и в соответствии с полномочиями по изданию нормативных правовых актов, предоставленными Министерству финансов Российской Федерации пунктом 1 статьи 4 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, просим Вас, уважаемый Алексей Леонидович, направить в управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы и территориальные налоговые органы указания о не применении письма ФНС России от 02.04.2007 № 04-1-02/231 со дня его издания. 

 

Совет судей

Российской Федерации

6 декабря 2007 г.



Оцените эту публикацию:
Голосов: , Среднее:
Коментарии (0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.