Постановление Совета судей Российской Федерации от 26 мая 2011 года №279

О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (в части определения стажа работы в должности судьи)

Заслушав и обсудив информацию комиссий Совета судей Российской Федерации по вопросам судебной практики и совершенствования законодательства (Волосатых Р.Е.), по вопросам статуса судей и правового положения работников аппаратов судов (Аверин М.Г.) и вопросам организационно-кадровой работы (Марков И.И.) в рамках проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» в части определения стажа работы в должности судьи, Совет судей Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

согласиться с проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (в части определения стажа работы в должности судьи) и направить его в Министерство финансов Российской Федерации для дальнейшей реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2010 г. № 9-П по делу о проверке конституционности части первой статьи 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» в редакции Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» в связи с жалобами граждан А.А. Анохина и  П.И. Зелинского и запросами Железнодорожного районного суда города Новосибирска и Кировского районного суда города Ростова-на-Дону.

Председатель Совета                                                           Ю.И. Сидоренко

г. Москва

26  мая 2011 г.

№ 279

Проект 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных

гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов

судов Российской Федерации» (в части определения стажа работы в должности судьи)

 

Статья 1

Внести в статью 7 Федерального закона от 10 января 1996 года № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 144; 2002, № 26, ст. 2522; 2008, № 52 (ч.1), ст. 6229) следующие изменения:

«Установить, что в стаж работы судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время предшествующей работы в судах на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката, если стаж работы в должности судьи составляет не менее 10 лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и 9 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»;

2) часть вторую исключить.

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года и распространяется на судей, назначенных (избранных) на должность после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

2.  На судей, назначенных (избранных) на должность судьи до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и замещающих указанную должность на день вступления в силу настоящего Федерального закона, в соответствии с их выбором распространяются положения настоящего Федерального закона или положения статьи 7 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 28 июня 2002 г. № 76-ФЗ).

3.  На судей, ушедших (удаленных) в отставку до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с их выбором распространяются положения настоящего Федерального закона или положения статьи 7 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 28 июня 2002 г. № 76-ФЗ).

Президент

Российской Федерации

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных

гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов

судов Российской Федерации» в части определения стажа работы в должности судьи»

 

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» в части определения стажа работы в должности судьи» (далее законопроект) разработан во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2010 года № 9-П по делу о проверке конституционности части первой статьи 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» в редакции Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» в связи с жалобами граждан А.А. Анохина и П.И. Зелинского и запросами Железнодорожного районного суда города Новосибирска и Кировского районного суда города Ростова-на-Дону, в целях устранения неопределенности нормы, а также решения проблемы повышения престижа должности судьи в обществе, поддержания высокого статуса судьи, закрепления кадров судей в судебной системе.

Конституционный Суд Российской Федерации признал часть первую статьи 7 Федерального закона в редакции статьи 4 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ) не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 120 (часть 1), в той мере, в какой она распространяется на судей, назначенных (избранных) на должность до 10 января 2009 года (даты введения в действие Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ) и обратившихся за назначением предусмотренных законом выплат после этой даты, не позволяя тем самым засчитывать таким судьям периоды их работы прокурором, следователем и адвокатом до назначения на должность судьи в стаж работы в качестве судьи, дающий право на получение надбавки к заработной плате (при наличии права на ежемесячное пожизненное содержание в полном размере), а при выходе в отставку – определяющий размер ежемесячного пожизненного содержания и всех других видов выплат и льгот.

Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что впредь до внесения в действующее законодательство надлежащих изменений при обращении судей из числа назначенных (избранных) на должность до 10 января 2009 года за назначением ежемесячной надбавки к заработной плате, а при выходе в отставку – ежемесячного пожизненного содержания и иных предусмотренных законом выплат периоды их предшествующей работы в качестве прокурора, следователя, адвоката подлежат зачету в стаж работы в качестве судьи, дающий право на указанные выплаты.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что этим не затрагивается прерогатива федерального законодателя по совершенствованию правового регулирования в сфере материального и социального обеспечения судей Российской Федерации.

Статьей 4 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ в часть первую статьи 7 Федерального закона были внесены изменения, согласно которым слова «на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката» были заменены словами «как на должности судьи, так и на должностях, указанных в пункте 5 статьи 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». С учетом того, что слова «в судах и органах юстиции» из статьи 7 Федерального закона не были исключены, буквальное ее прочтение дает основание считать, что в стаж работы в качестве судьи может быть включено время работы на должностях, указанных в пункте 5 статьи 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» лишь при условии замещения этих должностей непосредственно в судах и органах юстиции. При этом ясно, что ряд должностей, указанных в пункте 5 статьи 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», не могут учреждаться и,  в связи с этим, замещаться в судах и органах юстиции.

Редакция части первой статьи 7 Федерального закона не исключает и иное ее толкование, согласно которому в стаж работы в качестве судьи может быть включено время работы в любых органах и организациях на должностях, указанных в пункте 5 статьи 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». Однако в этом случае игнорируется наличие в тексте статьи 7 Федерального закона слов «в судах и органах юстиции».

Представляется очевидным тот факт, что при подготовке новой редакции части первой статьи 7 Федерального закона была допущена техническая погрешность, результатом которой явилась возможность различного толкования названной статьи.

Наличие в статье 7 Федерального закона нормы, изложенной в части второй названной статьи и имевшей отношение лишь к самой первой редакции части первой статьи 7, также создает неопределенность в порядке применения указанной статьи.

Устранение разночтений статьи 7 Федерального закона возможно только путем изложения статьи 7 в новой редакции и принципиального изменения законодательства в вопросе подхода к исчислению стажа судебной работы, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот.

Существующее положение создает неравные условия для  лиц, назначенных на должность судьи с большим стажем работы по юридической профессии, и судей, длительное время работающих исключительно  в должности судьи, поскольку при определении права на отставку, исчислении размера выходного пособия и ежемесячного пожизненного содержания стаж в обоих случаях дает равные права, что с учетом интенсивности, опасности судебной работы, психологической нагрузки, ограничений, установленных для судей, представляется несправедливым, неконструктивным и не служит повышению престижа должности судьи.

Предлагаемая редакция статьи 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» сохраняет достигнутый уровень гарантий в части включения в стаж судебной работы периодов предшествующей работы в иных должностях, для занятия которых необходимо наличие высшего юридического образования, но при условии стажа работы непосредственно в должности судьи не менее 10 лет.

Такой подход  позволит исключить случаи притока на судебные должности лиц с целью получения материальных льгот судьи  при незначительном стаже работы в должности судьи, но при большом стаже работы по иной юридической профессии. Практика показывает, что 1\3 часть судей судов общей юрисдикции, уходящих в отставку, имеют стаж работы непосредственно в должности судьи от 5 до 10 лет.

Исходя из общих принципов действия закона во времени, предлагается распространить действие норм законопроекта на судей, назначенных (избранных) на должность после введения закона в действие.

Вместе с тем, в целях защиты прав судей, назначенных (избранных) на должность до вступления в силу настоящего федерального закона, и реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2010 года № 9-П вводные нормы предусматривают альтернативу выбора законодательства, регулирующего порядок подсчета стажа судебной работы при определении права на отставку, получение ежемесячного пожизненного содержания и выходного пособия.

Финансово-экономическое обоснование расходов федерального бюджета к проекту федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральный закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» в части определения стажа работы в должности судьи»

Принятие проекта федерального закона не потребует дополнительных ассигнований из федерального бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных

гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов

судов Российской Федерации» (в части определения стажа работы в должности судьи)

 

Статья 1

 

Внести в статью 7 Федерального закона от 10 января 1996 года            № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 144; 2002, № 26, ст. 2522; 2008, № 52 (ч.1), ст. 6229) следующие изменения:

 

«Установить, что в стаж работы судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время предшествующей работы в судах на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката, если стаж работы в должности судьи составляет не менее 10 лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и 9 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»;

 

2) часть вторую исключить.

    

 

Статья 2

 

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января                  2012 года и распространяется на судей, назначенных (избранных) на должность после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

2.  На судей, назначенных (избранных) на должность судьи до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и замещающих указанную должность на день вступления в силу настоящего Федерального закона, в соответствии с их выбором распространяются положения настоящего Федерального закона или положения статьи 7 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 28 июня 2002 г. № 76-ФЗ).

 

 3.  На судей, ушедших (удаленных) в отставку до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с их выбором распространяются положения настоящего Федерального закона или положения статьи 7 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ                 «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 28 июня 2002 г. № 76-ФЗ).

 

 

 

Президент

Российской Федерации

 

 

 

 



Оцените эту публикацию:
Голосов: , Среднее:
Коментарии (0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.