Постановление Совета судей Российской Федерации от 29 октября 1999 г. № 25, г. Москва

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Заслушав доклад Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Чернявского В.С. "Об итогах работы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за 9 месяцев 1999 г. по организационному обеспечению деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества", Совет судей отмечает следующее.
Впервые система судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества обеспечивалась через свой специально уполномоченный орган - Судебный департамент. В объеме установленных бюджетных ассигнований и в соответствии с целевым назначением решается главный вопрос - финансирование судов общей юрисдикции.
Создан и согласован с Министерством финансов Российской Федерации механизм реального выполнения Федерального закона от 10 февраля 1999 г. №30-ФЗ "О финансировании судов общей юрисдикции". Денежные средства через органы Федерального казначейства доводятся до судов регулярно и в установленные сроки. По состоянию на 1 октября т.г. финансирование судов составляет 100 процентов от установленных бюджетом объемов, в то время как на тот же период 1998 года оно не превышало 47%.
Приняты оперативные меры по улучшению финансирования отдельных сфер деятельности судов общей юрисдикции. В соответствии с заявками территориальных органов Судебного департамента осуществлено постатейное перераспределение бюджетных средств с направлением их на приоритетные цели - оплату командировок, канцелярских, коммунальных расходов и услуг связи, предоставляемых судам общей юрисдикции. Суммы перераспределения составили в августе т.г. 13 млн. 912,5 тыс. руб., в сентябре - 49 млн. 143,0 тыс., в октябре - 52 млн. 644,2 тыс. Изыскиваются возможности экономии бюджетных средств на усиление малозащищенных статей финансирования судов общей юрисдикции.
Заслуживает одобрения работа по подготовке и экспертному сопровождению бюджетной заявки на финансирование судов общей юрисдикции в 2000 г. Весь комплекс работ, связанный с прогнозированием развития судебной системы, аналитическим обеспечением расчетных статей финансирования выполнен в срок и обеспечен квалифицированной защитой на всех этапах бюджетного проектирования.
По настоянию Судебного департамента в Минфине России с участием первого заместителя министра, заместителей министра и руководителей заинтересованных департаментов Минфина России проведено пять совещаний, на которых приняты принципиально важные решения по организации финансирования судебной власти в 2000 г. Впервые за последние годы получена возможность увеличения численности федеральных судей на 1 тыс. штатных единиц, предусмотрено введение 4 тыс. единиц мировых судей и 2561 ед. - администраторов судов.
Проводится активная защита проекта бюджета судебной власти в профильных комитетах и комиссиях палат Федерального Собрания Российской Федерации. Позитивный результат этой работы подтверждается тем, что после принятия во втором чтении проекта Федерального закона "О федеральном бюджете Российской Федерации на 2000 г." планируемые ассигнования на содержание федеральных судов общей юрисдикции превышают бюджет 1999 г. более чем в 1,6 раза.
Организована конкретная работа по улучшению материально-технического обеспечения судов общей юрисдикции. Изучено реальное состояние материальной базы, определена очередность закупок и распределение выделенных денежных средств в первую очередь в те суды, обеспеченность которых не превышает 50% от норм положенности. Впервые за последние три года выделены средства на ресурсное обеспечение судов. На эти цели направлено 53 млн. 472,1 тыс. руб. Почти две трети средств направлены на закупки оргтехники и автотранспорта, 12% - на мебельную продукцию. Проведены конкурсные торги на закупку оргтехники и мебели. По остальным видам имущества, в т.ч. автотранспорту, выделены денежные средства целевым назначением для организации закупок на местах. Решение о первоочередных поставках принимаются с учетом мнения судейского сообщества и по согласованию с Президиумом Совета судей.
По состоянию на 1.10.99 перечислены в субъекты Федерации денежные средства на приобретение первых 92 единиц из 165 подлежащих поставке в 1999 г. автомашин (8 млн.760 тыс. руб.), 73 копировально-множительных аппаратов (1 млн. 825 тыс. руб.), на пошив мантий и форменной одежды для работников аппаратов судов (10 млн. 151,3 тыс. руб.). В объемах ежемесячного финансирования и по мере возможности удовлетворяются заявки на пишущие и счетные машинки, сейфы и металлические шкафы, франкировальные машины и др. оборудование.
В основном завершена работа по приему в оперативное управление имущества судов, находившегося в ведении Минюста России. В 54 территориальных органах Судебного департамента получены свидетельства о внесении принятых объектов в реестр федеральной собственности. По мере изыскания средств на оплату оформления документов технического учета (паспортов БТИ) и актов на землепользование процесс приема планируется завершить в текущем году.
Из-за ограниченного финансирования средства, выделяемые ежемесячно на капитальный ремонт, направляются только на ремонт зданий, пострадавших от стихийных бедствий и находящихся в аварийном состоянии. Во взаимодействии с администрациями субъектов Федерации продолжается работа по выполнению распоряжения Президента Российской Федерации от 3.09.91 г. №32-рп. В результате к настоящему времени для размещения судов передано 657 зданий, ранее принадлежавших партийным комитетам или предоставленных взамен. В ряде регионов под размещение судов переданы освободившиеся здания расчетно-кассовых центров.
За счет выделенных 10 млн.25 тыс. руб. на реализацию таких социальных гарантий, как право судьи на жилье, улучшены жилищные условия 51 судьи.
Активно обеспечивается защита топливно-энергетических потребностей судов общей юрисдикции. Принимаются меры по недопущению фактов отключения судов от теплоподающих коммуникаций. С учетом раннего наступления отопительного сезона в регионы с особыми климатическими условиями в июле т.г. направлены дополнительно 3,02 млн. руб. на закупку твердого и жидкого топлива. Для всех судов общей юрисдикции в августе-октябре т.г. на твердое топливо, тепловую и электрическую энергию направлено дополнительно 19 млн. 113,9 тыс. руб.
Остро стоит вопрос об обеспечении охраны и пожарной безопасности зданий судов. Отсутствие средств на оборудование техническими средствами охраны и последующие эксплуатационные услуги вневедомственной охраны требует поиска решений, направленных на обеспечение круглосуточного контроля за состоянием безопасности судов.
Усиливается функция ведомственного финансового контроля. Во взаимодействии с федеральными контролирующими органами обеспечивается контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета. Выявленные нарушения устраняются в установленном порядке.
Выполнен комплекс необходимых мероприятий по подготовке к введению в действие федеральных законов, касающихся создания мировой юстиции, передачи решения вопросов организационного обеспечения военных судов в ведение Судебного департамента и введения института администраторов судов.
Внесены предложения и защищены на стадии проектирования бюджета 2000 г. объемы численности судей и других должностных лиц, а также затраты на их содержание. В территориальных органах Судебного департамента проведена значительная нормотворческая работа по подготовке проектов федеральных законов о количестве судебных участков и числе мировых судей в субъектах Федерации. На рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации внесен пакет законопроектов по реализации в 65 субъектах Российской Федерации Федерального закона от 17 декабря 1998 г. №188-ФЗ.
В 5 субъектах Российской Федерации в рамках эксперимента проводится изучение особенностей осуществления полномочий администратором суда по организационному обеспечению правосудия.
В организации санаторно-курортного и медицинского обеспечения позитивным фактом является доведение общего количества застрахованных до 42 тыс. чел. или 93 % от общего числа подлежащих страхованию, что более чем в 1,6 раза превысило уровень прошлого года. Впервые в практике страхования судей застрахованы судьи в отставке, достигшие 70 лет, и члены их семей (2337 чел.). За счет страховых сумм выполнено 36 дорогостоящих операций, в том числе по онкологическим заболеваниям.
В отличие от предыдущих лет правом пользоваться санаторно-курортными путевками получили судьи всех субъектов Российской Федерации. Организован оперативный учет и справедливое распределение полученного количества путевок по субъектам Федерации. Вместе с тем недостаточно полно осуществлялся контроль за выполнением страховыми компаниями условий договоров и качеством предоставляемых услуг, в связи с чем имели место жалобы судей на неудовлетворительные условия в здравницах, позднее поступление путевок и другие.
Наращивается объем выполненной нормотворческой работы. Подготовлен ряд инструкций, определяющих содержание повседневной работы аппаратов судов общей юрисдикции - делопроизводство, архивное дело, ведение судебной статистики и др.
Выделена в качестве приоритетной задача информатизации судов общей юрисдикции. Ведется интенсивная проработка использования опыта, материальных ресурсов, имеющихся в стране информационных технологий и технических решений. В соответствии с Основными направлениями Концепции информатизации судов общей юрисдикции подготовлены решения, предусматривающие создание единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры судов и органов Судебного департамента.
Улучшено обеспечение судей нормативными правовыми актами. Оправдала себя практика централизованной подписки с доставкой подписных изданий непосредственно в суды. Заключение договоров дало системе Судебного департамента экономию бюджетных средств более 350 тыс. рублей.
Совершенствуется работа по организации кадрового обеспечения судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента. Введены в действие нормативные акты, регулирующие основные вопросы прохождения государственной службы соответствующими категориями работников аппаратов судов и органов Судебного департамента. Обеспечивается контроль за своевременной подготовкой материалов на судей, сроки полномочий которых истекают.
Больше внимания уделяется вопросам повышения квалификации, профессиональной переподготовки судей и работников аппаратов судов общей юрисдикции. Несмотря на ограниченное бюджетное финансирование, промежуточные показатели выполнения плана повышения квалификации судей на базе Российской правовой академии Минюста России выше по сравнению с 1998 годом и составляют 68 процентов от плана.
Разработанные Судебным департаментом Методические рекомендации по повышению квалификации судей и работников аппаратов судов общей юрисдикции одобрены Президиумом Совета судей Российской Федерации и введены в действие.
Судебный департамент впервые в качестве представителя судебной власти выступил генеральным заказчиком при формировании государственного заказа на 2000 г. на подготовку и повышение квалификации 8890 судей, работников аппаратов судов и органов Судебного департамента в учебных заведениях, реализующих программы дополнительного профессионального образования.
Наращиваются усилия по продвижению судебной власти в круг субъектов, участвующих в управлении целевыми зарубежными займами и инвестициями, поступающими на правовую реформу. Несмотря на фактическое противодействие со стороны Минюста России, Минфина России и правления Российского фонда правовых реформ, Судебный департамент добился выхода на прямые переговоры с представителями Всемирного банка. Достигнуто понимание представителями Банка проблем и целесообразности проектов по компоненту судебной реформы, предлагаемых для финансирования заемными средствами. Подтверждено понимание Банком права Судебного департамента на определенную часть выделенного кредита и право на участие в подготовке проектов расходования других целевых займов.
Вместе с тем в 1999 году Судебным департаментом своевременно не были утверждены проекты смет расходов судов в субъектах Российской Федерации, что осложнило своевременное финансирование судов через территориальные органы Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.
Не решен вопрос о реализации задолженности Минфина России перед федеральными судами общей юрисдикции за 1998 год и не разработан механизм получения задолженности и использования его конечными получателями.
До настоящего времени нет ясности по вопросам формирования фонда оплаты труда федеральных судей, оплаты за работу с секретными документами, за сложность и напряженность.
Совет судей Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Признать работу Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации соответствующей интересам судебной власти, способствующей улучшению организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества.
2. Поручить Судебному департаменту:
2.1. Обеспечить дальнейшее сопровождение и защиту в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
- бюджетной заявки на финансирование судов общей юрисдикции, военных судов, мировых судей и органов судейского сообщества в процессе работы над проектом Федерального закона "О федеральном бюджете Российской Федерации на 2000 г.";
- законопроектов о мировых судьях субъектов Российской Федерации.
2.2. Подготовить обращение Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Совета судей Российской Федерации в Правительство Российской Федерации о перераспределении по соответствующим обоснованиям суммы бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете 1999 г. на введение института мировых судей, на другие статьи бюджетной классификации, имея в виду улучшение финансирования наименее защищенных статей бюджета судов общей юрисдикции.
2.3. Совместно с Президиумом Совета судей Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации до 1 января 2000 г. подготовить и довести до управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и федеральных судов разъяснения:
- о порядке формирования фонда оплаты труда федеральных судей;
- о порядке исчисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности судьям в соответствии с Кодексом законов о труде Российской Федерации и Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".
2.4. Проверить порядок выплаты федеральным судьям судов общей юрисдикции надбавок за работу с секретными документами, а также за сложность и напряженность. До 1 января 2000 г. довести соответствующую информацию до федеральных судов общей юрисдикции.
2.5. Совместно с Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации:
2.5.1. Подготовить предложения о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, направленных на более полное обеспечение интересов судебной власти судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов и выведение этой службы из структур исполнительной власти.
2.5.2. Продолжить работу по включению представителей судебной власти в активное управление целевыми кредитами Всемирного Банка, выделенными на правовую и судебную реформу в Российской Федерации и реализуемыми через Российский фонд правовых реформ.
2.5.3. Провести переговоры с представителями Всемирного Банка по присоединению Судебного департамента и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации к другим целевым займам в интересах дополнительного финансирования проектов по организации судебной статистики, компьютеризации судов, переподготовке кадров, изданию справочной литературы и др.
2.6. Продолжить работу с Министерством финансов Российской Федерации по определению размера задолженности федерального бюджета и обеспечить ее распределение и использование федеральными судами общей юрисдикции в сроки, установленные Правительством Российской Федерации.
2.7. Принять меры к своевременной разработке, согласованию и утверждению проектов смет расходов федеральных судов общей юрисдикции и направлению их до 1 февраля 2000 г. в федеральные суды и управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.
2.8. В ходе эксперимента по введению администраторов судов обеспечить глубокое изучение порядка осуществления администратором отнесенных к его ведению полномочий, особенностей его правового положения и подготовить проекты нормативных актов, регулирующих его права и ответственность на основных направлениях организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции, а также отношения с должностными лицами в судебной власти. Указанные проекты нормативных актов внести на рассмотрение пленарного заседания Совета судей Российской Федерации в 1 квартале 2000 года.
 
Председатель Совета судей Российской Федерации

Ю.И. Сидоренко
г. Москва
29 октября 1999 г.
№ 25



Оцените эту публикацию:
Голосов: , Среднее:
Коментарии (0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.