Концепция информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации
(Одобрена Советом судей Российской Федерации 29.10.99 г.)

Москва 1999 г.

Введение

Настоящая Концепция разработана в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998г. № 7 "О Судебном департаменте Российской Федерации при Верховном Суде Российской Федерации" и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1994 г. № 1390 "О совершенствовании информационно-телекоммуникационного обеспечения органов государственной власти и порядке их взаимодействия при реализации государственной политики в сфере информатизации" по инициативе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебного департамента).
Концепция призвана обеспечить единство подходов к разработке методов и средств информатизации по двум основным направлениям:
I. Информатизация деятельности федеральных судов общей юрисдикции (далее - судов), органов судейского сообщества и мировых судей;
II. Информатизация деятельности органов и учреждений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Работы первого направления должны быть нацелены на создание унифицированных компьютерных технологий автоматизации процессов судопроизводства и деятельности органов судейского сообщества. Второе направление работ призвано сформировать автоматизированную технологию функционирования системы Судебного департамента, осуществляющей организационное, правовое и ресурсное обеспечение деятельности судов, сбор и обработку судебной статистики. Взаимосвязанные работы по этим направлениям призваны сформировать территориально-распределенные информационные ресурсы и целостную информационно-телекоммуникационную среду федеральных судов общей юрисдикции. Эта среда должна обеспечить повышение качества и оперативности судебной деятельности, а также повышение эффективности выполнения функций системы Судебного департамента.
Предлагаемая Концепция опирается на опыт информатизации судопроизводства, накопленный как в нашей стране, так и за рубежом. Этот опыт показывает важность системного подхода к созданию и развитию средств информатизации на основе отечественных и международных стандартов.
Концепция служит основой:
-определения приоритетных задач и работ по информатизации судов и системы Судебного департамента;
-формирования технической политики информатизации в данной сфере;
-обоснования вопросов кадрового обеспечения процессов информатизации в судах и органах Судебного департамента;
-решения концептуальных вопросов проектирования баз данных в судах и органах Судебного департамента на единых принципах;
-обоснования необходимого финансирования работ по информатизации;
-разработки целевых программ в этой области.
При разработке основных положений Концепции были использованы материалы Научного центра правовой информации Минюста России, предложения, поступившие из Верховного Суда Российской Федерации, комиссии по информатизации и автоматизации судов Совета судей Российской Федерации, предложения судов общей юрисдикции и ФАПСИ. Учтены замечания и предложения по проекту Концепции, высказанные членами секции информатизации Научно-экспертного совета Судебного департамента.
1. Нормативно-правовая база информатизации судов и системы Судебного департамента
Основными правовыми актами, составляющими нормативно-правовую базу информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, являются: Закон РСФСР от 8 июля 1981г. "О судоустройстве РСФСР", Закон Российской Федерации от 26 июня 1992г. №3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", Федеральный закон Российской Федерации от 8 января 1998г. № 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации"", а также ряд других правовых актов.
Правовое регулирование общих вопросов информатизации в федеральной судебной системе осуществляется на основе следующих правовых актов:
Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993г. №2334 "О дополнительных гарантиях права граждан на информацию", Указ Президента Российской Федерации от 20 января 1994г. №170 "Об основах государственной политики в сфере информатизации", Указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 1994г. №361 "О совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной власти Российской Федерации", Федеральный закон Российской Федерации от 20 февраля 1995г. №24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", Федеральный закон Российской Федерации от 4 июля 1996г. №85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене", Закон Российской Федерации от 21 июля 1993г. №5485-I "О государственной тайне".
Направления работ по информационно-правовому обеспечению судебной деятельности основываются на "Концепции правовой информатизации России", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. № 477, и положениях Указа Президента Российской Федерации от 04.08.95 г. № 808 "О Президентских программах по правовой информатизации". Указом Президента Российской Федерации от 3 декабря 1994 года № 2147 "О мерах по совершенствованию юридического обеспечения деятельности Президента Российской Федерации" функции генерального заказчика межгосударственной системы правовой информатизации в Российской Федерации возложены на Министерство юстиции Российской Федерации. В качестве органа, осуществляющего координацию работ по созданию национальных банков данных, используемых для межгосударственного обмена правовой информацией Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1995 года №550 "О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации" определен Минюст России.
2. Состояние проблемной ситуации
Анализ работ по информатизации судов в последние годы показывает, что эти работы выполняются непоследовательно, в условиях отсутствия единой стратегии и системного проекта информатизации судов, разработанного на федеральном уровне. Низкая эффективность использования разрозненных средств информатизации судов обусловливает остроту проблемы выработки системного подхода к компьютеризации в данной сфере.
В условиях отсутствия в большинстве судов первой инстанции современных компьютерных технологий судебная практика характеризуется серьезными нарушениями процессуальных сроков рассмотрения дел и заявлений по выполнению международно-правовых обязательств. До 50% и более исков о восстановлении на работе, по жилищным спорам, о лишении родительских прав и т.д., не рассматриваются судами месяцами, а то и годами. В результате у граждан теряется вера в возможность найти защиту в суде. Медлительность судов при рассмотрении уголовных дел приводит к увеличению сроков содержания обвиняемых под стражей.
В связи с изменениями социально-экономической обстановки в России, ростом преступности, увеличением и качественным изменением содержания гражданских дел, расширением возможностей обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц нагрузка на суд возрастает с каждым годом. Исходя из штатной численности судей, сегодня на одного судью приходится около 50 рассматриваемых дел в месяц, что больше нормативной нагрузки в 2,5 раза. В настоящее время в России один судья приходится на 9,5 тыс. человек населения, для сравнения - во Франции на 6, в ФРГ на 4, в Англии на 3 тыс. человек.
На уровень информатизации судов существенное влияние в последние годы оказывает отсутствие надлежащего финансирования. По этой причине большая часть районных судов общей юрисдикции, не имея компьютерных средств, находятся в беспрецедентно тяжелом положении. Вступление России в Европейский Союз накладывает на страну обязательства, связанные с выполнением международных стандартов по обмену правовой информацией (включая судебную) в электронном виде по сети Интернет.
Анализ сложившейся ситуации показывает, что компьютеризация судов является стратегическим направлением повышения оперативности судопроизводства в России. Совершенствование информационного взаимодействия судов и органов Судебного департамента требует постепенного перехода на международные стандарты обмена данными в электронной форме.
Состояние средств информатизации судов общей юрисдикции определяется, прежде всего, результатами работ, выполненных по заказам Минюста России в соответствии с Концепцией правовой информатизации России, а также работ в рамках Программы информатизации судов и органов юстиции на 1996-1997 годы, одобренной Постановлением Совета судей Российской Федерации от 27 марта 1996 года.
Разработка средств автоматизации процессов судопроизводства, судебного делопроизводства и судебной статистики была направлена на создание типовой информационной системы для судов. Помимо повышения качества процессов судопроизводства, эта система позволяет руководителям судов, оснащенных соответствующими средствами автоматизации, своевременно получать объективную информацию о состоянии рассмотрения уголовных и гражданских дел, о нагрузке судей, календарных планах работы судей, качестве рассмотрения дел в судах первой инстанции и другую справочную информацию.
Оценивая проблемную ситуацию по информатизации судов общей юрисдикции в целом, можно сделать следующие выводы.
Наряду с определенными результатами по реализации указанной выше Программы, в данной сфере имеет место ряд недостатков и проблем, требующих своего решения.
Работы по информатизации проводились в условиях отсутствия документов, определяющих идеологию информатизации судов общей юрисдикции в целом. Недостаточное внимание уделялось вопросам приоритетной разработки системообразующих механизмов формирования единой информационной инфраструктуры судов, в частности, разработки механизмов организационно-правового и методического обеспечения работ по внедрению и эксплуатации компьютерных средств в судах, механизмов формирования единой системы классификации и кодирования судебной информации и унифицированной системы документооборота.
Слабо финансировались работы по внедрению унифицированных средств автоматизированного сбора и анализа первичной судебной информации, объективно возникающей и используемой в судебном процессе (справочные листы по гражданским и уголовным делам, протоколы судебных заседаний, информация о субъектах судебного процесса, об условиях назначения дел к рассмотрению и др.). Унификация системы первичных информационных ресурсов является одним из важных условий эффективного информационного взаимодействия судов разных инстанций, следственных органов и органов прокуратуры. Отсутствие межведомственных соглашений по унификации электронных форм документов и методических материалов по обеспечению целостной структуры информационного поля первичной судебной информации затрудняет получение агрегированных аналитических и прогнозных оценок, необходимых председателям судов и органам Судебного департамента для принятия управленческих решений.
Унифицированная компьютерная техника, в связи с ограниченным финансированием, поставлялась в сравнительно небольшое число судов районного уровня. При этом свыше 13% судов общей юрисдикции вообще не имеют вычислительной техники, а доля устаревших компьютеров в среднем составляет 64%.
Оснащение судов разрозненными средствами вычислительной техники затрудняет увязку процессов обмена информацией в электронной форме, а устаревший компьютерный парк не дает возможности судам использовать современные информационные технологии. Фактически, значительная часть судов, оснащенных морально устаревшими компьютерами, не имеют возможности использовать средства новых информационных технологий. Это свидетельствует об остроте проблемы оснащения судов России компьютерной техникой и о крайней необходимости ее модернизации.
Остро стоит проблема обеспечения работоспособного состояния и эффективной эксплуатации разнородных компьютерных средств в судах. Содержание баз данных правовой информации, используемых в судах не учитывает в достаточной степени специфику потребностей судей и аппаратов судов в этой информации. В этой связи необходимо решить проблему адаптации средств информационно-правового обеспечения деятельности судов на основе различных баз данных правовой информации. При этом важно обеспечить оперативное поступление правовой информации в суды с использованием электронной почты и сети "Интернет", а также обобщение и систематизацию материалов судебной практики Верховного Суда РФ, верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов.
Разработанные для судов средства прикладного программного обеспечения (программное обеспечение технологии судебного делопроизводства на базе автоматизированных рабочих мест, а также программные комплексы "Кадры", "Комплексная бухгалтерия", "Статистика" и "Документооборот") нашли применение лишь в небольшом числе судов. Внедрение программ автоматизированной технологии судебного делопроизводства можно рассматривать лишь как первый этап в создании эффективной системы судебного делопроизводства. Опыт их практического использования можно взять за основу при продолжении работ по информатизации в сфере судопроизводства.
Созданная технология сбора и обработки судебной статистики также нуждается в совершенствовании. В большинстве районных судов из-за отсутствия компьютерной техники статистическая отчетность готовится вручную. В областном звене в 27 судах из 86 отсутствуют необходимые средства передачи статистических данных в Центр.
Требует своего решения проблема телекоммуникационного обеспечения информационного взаимодействия судов с органами государственной власти и правоохранительными органами Российской Федерации.
Качественное разрешение создавшейся проблемной ситуации в сфере информатизации судов общей юрисдикции лежит на пути комплексного решения вопросов по всем видам обеспечения деятельности судебной системы в соответствии с определенными целями и задачами.
3. Цели и основные задачи политики информатизации судов и системы Судебного департамента
Формирование и претворение в жизнь политики информатизации Судебного департамента требует четкого определения целей в информационной сфере, стратегических задач их достижения, а также выбора комплекса мер, реализующих эти задачи. Эта политика должна отражать интересы Верховного Суда РФ, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, мировых судей, органов судейского сообщества России и системы Судебного департамента.
Политика информатизации Судебного департамента формируется в контексте основных целей и задач, поставленных перед судебными органами Конституцией РФ с учетом государственной информационной политики, международных обязательств, тенденций социального, научно-технического и экономического развития России. Она должна определить основные направления деятельности судебных органов по их участию в становлении информационного общества в России и формировании мирового информационного сообщества для обеспечения международного сотрудничества, установления связей с государственными и иными организациями, в том числе иностранными. Деятельность по этим направлениям имеет целью повысить эффективность судебной власти, чья деятельность направлена на защиту прав человека, обеспечение социальной устойчивости и режима законности в государстве.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 20 февраля 1995г. №24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" под информатизацией судов и системы Судебного департамента понимается процесс создания оптимальных условий для удовлетворения потребностей судов и органов Судебного департамента в информации и оснащении новыми технологиями сбора, обработки и представления данных. Этот процесс организуется с целью укрепления самостоятельности судебной власти и независимости судей, повышения эффективности их деятельности, а также реализации прав граждан, органов государственной власти, местного самоуправления и юридических лиц в судебной сфере.
Политика информатизации судов будет эффективной лишь в случае, если она носит комплексный, системный характер.
Реализация целей и задач политики информатизации при комплексном подходе осуществляется посредством различных форм воздействия на следующие объекты информационной сферы судов и системы Судебного департамента, включая научно-техническую и образовательную сферы:
-система формирования и использования судебных информационных ресурсов в рамках единой информационной инфраструктуры судов и органов Судебного департамента (далее - Единой информационной инфраструктуры судов);
-научно-технический и производственный потенциал Судебного департамента, необходимый для формирования Единой информационной инфраструктуры судов;
-правовая база информационных отношений в судебной сфере;
-система подготовки и переподготовки кадров для работы в условиях информационного общества;
-сегменты рынка компьютерных и телекоммуникационных средств, информационных продуктов и услуг для судов и органов Судебного департамента;
-объекты международного сотрудничества судейского сообщества;
-система обеспечения информационной безопасности Единой информационной инфраструктуры судов.
Под Единой информационной инфраструктурой судов (ЕИИС) понимается совокупность взаимосвязанных комплексов средств автоматизации, телекоммуникационных и информационных ресурсов, доступных судам и органам Судебного департамента, а также специалистов, оснащенных соответствующими технологиями автоматизированного решения задач судопроизводства и делопроизводства в судах, задач организационного, нормативно-правового, ресурсного, программно-технического обеспечения деятельности судов и технологиями дистанционного обучения кадров.
Основными общесистемными задачами ЕИИС являются:
- обеспечение сбора информации для судов по вопросам судебного разбирательства от первоисточников в электронной форме;
подготовка, согласование, изготовление и передача информации в электронной форме, поддерживающих и регистрирующих документы судопроизводства по единым правилам во всех инстанциях;
- организация внутреннего и внешнего электронного документооборота (обеспечение движения, поиска, хранения и использования документов);
систематизация архивного хранения электронных документов по единым правилам хранения, поиска и использования в системе федеральных судов общей юрисдикции, аппаратах мировых судей и органах Судебного департамента;
информационная поддержка принятия решений председателей судов и руководства департамента;
сбор и обработка судебной статистики;
передача и обработка электронных данных в сферах организационного, финансового, материально-технического, кадрового и иного обеспечения деятельности судов;
контроль исполнения директивных документов в системе Судебного департамента.
Реализация этих задач предусматривает:
-повышение оперативности сбора и оформления судебных документов в процессах подготовки и слушания дел;
-сокращение сроков рассмотрения уголовных и гражданских дел;
-формирование единой информационной технологии судебного делопроизводства и электронного документооборота и обработки судебной статистики в судах с -сокращением времени на переписку и передачу информации;
-обеспечение быстрого доступа судей и сотрудников аппаратов судов к большому объему актуальной и точной информации по действующему законодательству и правоприменительной практике;
-повышение полноты и достоверности информации, сокращение сроков ее представления в центральный аппарат Судебного департамента из судов и территориальных органов;
-повышение оперативности сбора и обработки судебной статистики с обеспечением объективного анализа правоприменительной практики, структуры правонарушений и -направлений криминализации общества;
-повышение эффективности кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов с созданием инструмента информационно-аналитической поддержки принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности;
-повышение качества судебных документов;
-повышение оперативности реагирования на обращения судей и граждан в Судебный департамент;
-повышение оперативности информационного взаимодействия судов с Верховным Судом РФ, Судебным департаментом, следственными органами, прокуратурой, Минюстом России и органами государственной власти субъектов РФ.
Неуклонное продвижение российской судебной системы к более тесному взаимодействию с международным судейским сообществом ставит в настоящее время исключительно актуальную проблему - информационно-телекоммуникационное обеспечение контактов в рамках международного судейского сообщества. На базе новых информационных технологий глобальной сети "Интернет" и современных средств связи требуется поддержать оперативное взаимодействие между центральными национальными органами обеспечения деятельности судов (в первую очередь в рамках СНГ), а также организовать каналы связи с ведущими международно-правовыми и судебными организациями - Международным Судом, Советом Европы, региональными и общемировыми судейскими ассоциациями.
4. Принципы построения Единой информационной инфраструктуры судов и Автоматизированной системы Судебного департамента
Достижение главной стратегической цели Государственной информационной политики - "переход к информационному обществу и вхождение страны в мировое информационное сообщество" - требует, как показывает опыт развитых стран, согласованного регулирующего воздействия государства на главные составляющие информационной политики, обеспечивающие этот переход: социально - правовую и технологическую составляющую.
В этой связи политика информатизации Судебного департамента должна опираться на следующие базовые принципы государственной информационной политики:
1. Принцип открытости политики - все основные мероприятия политики Судебного департамента в информационной сфере открыто обсуждаются специалистами и органы Судебного департамента учитывают их мнение.
2. Принцип равенства интересов - политика в равной степени учитывает интересы всех участников информационной деятельности вне зависимости от их положения в обществе, формы собственности и государственной принадлежности (единые для всех "правила игры").
3. Принцип системности -предусматривает декомпозицию системы на составные части (компоненты), которые дают возможность их автономной разработки и внедрения при обеспечении единства технической политики.
4. Принцип приоритетности отечественного производителя - при равных условиях приоритет отдается конкурентоспособному отечественному производителю информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг.
5. Принцип социальной ориентации - основные мероприятия политики Судебного департамента должны быть направлены на обеспечение социальных интересов граждан России.
Построение Автоматизированной системы Судебного департамента осуществляется в соответствии со следующими требованиями:
-комплексное организационное и методическое обеспечение процессов создания, внедрения и эксплуатации средств информатизации в судах;
-формирование единой системы классификации судебной информации, а также создание и ведение унифицированной системы документооборота;
-унификация базовых компьютерных средств, средств связи и передачи данных в рамках соответствующих функциональных подсистем;
-предварительный подбор кадров и обучение персонала судов компьютерным технологиям.
5. Основные положения по формированию функциональной структуры Единой информационной инфраструктуры судов
Единая информационная инфраструктура судов должна обеспечить электронное взаимодействие судов и органов Судебного департамента по схеме, показанной на Рис.1.
При формировании ЕИИС необходимо предусмотреть информационное взаимодействие всех объектов судебной системы Российской Федерации в составе:
Конституционного Суда РФ;
конституционных судов субъектов РФ;
Верховного Суда РФ;
верховных судов республик, краевых и областных судов;
судов городов федерального значения;
судов автономной области и автономных округов;
районных судов;
военных и специализированных судов;
системы Судебного департамента;
Высшего Арбитражного Суда РФ;
федеральных арбитражных судов;
мировых судей.
Основу Единой информационной инфраструктуры судов общей юрисдикции составляют комплексы средств автоматизации (КСА) судов общей юрисдикции и органов Судебного департамента, объединяемые в рамках ведомственной корпоративной сети Судебного департамента.
Состав Единой информационной инфраструктуры судов показан в приложении 1.
"Ядром" ЕИИС служит Автоматизированная система Судебного департамента, обеспечивающая реализацию функций центрального аппарата Судебного департамента и его региональных органов.

Рис. 1. Схема информационного взаимодействия судов
Автоматизированная система Судебного департамента (АССД) предназначена для информационного обеспечения функционирования судов, центрального аппарата Судебного департамента и его региональных органов. Она включает в свой состав следующие сегменты:
на федеральном уровне:
комплекс средств автоматизации центрального аппарата Судебного департамента и его учреждений федерального значения;
на региональном уровне:
типовые комплексы средств автоматизации судов и управлений (отделов) Судебного департамента;
межрегиональные и региональные центры информатизации деятельности судов.
Основные сегменты Автоматизированной системы Судебного департамента должны быть реализованы в соответствии с принципами открытых систем (OSI) на базе Интранет-технологий.
В центральном аппарате Судебного департамента, его органах и учреждениях в субъектах РФ, а также во всех федеральных судах общей юрисдикции должны быть развернуты локальные вычислительные сети, предназначенные для формирования и ведения баз данных, распределения информации по структурным подразделениям, совместного использования сетевых ресурсов, технологий передачи и обработки данных.
Автоматизированная система Судебного департамента в соответствии с организационной структурой и полномочиями его органов включает в свой состав специализированные комплексы средств автоматизации (КСА) в рамках следующих функциональных подсистем:
1. Подсистема поддержки принятия решений и контроля их исполнения в системе Судебного департамента (шифр подсистемы - "Управление");
2. Подсистема организационного обеспечения деятельности судов и территориально-объектового контроля (шифр подсистемы - "Администрирование"). В подсистеме организуется обобщение данных территориально-объектового контроля по всем видам обеспечения деятельности судов;
3. Подсистема финансового обеспечения деятельности судов и органов Судебного департамента (шифр подсистемы - "Финансы"). Подсистема включает в свой состав средства программного и информационного обеспечения бухгалтерского учета и отчетности, средства обработки оборотных балансов и формирования сводной отчетности судов общей юрисдикции и органов Судебного департамента; комплекс программ и баз данных для задач экономического анализа и прогнозирования различных ситуаций; комплекс средств, обеспечивающих решение задач финансирования судов и органов Судебного департамента, учета выделенного объема финансирования, расчета заработной платы, формирования бюджета и контроля его исполнения;
4. Подсистема автоматизированного решения задач материально - технического (ресурсного) обеспечения деятельности судов. В подсистеме организуется автоматизированный учет информации о нормах обеспечения, потребностях, наличии и движении различных ресурсов в судах и органах департамента (шифр подсистемы - "Ресурсы");
5. Подсистема информационно-правового обеспечения деятельности судов и органов Судебного департамента с организацией доступа к системам правовой информации а также ведением баз данных по судебной практике (шифр подсистемы - "Право");
6. Подсистема судебной статистики (шифр подсистемы - "Статистика");
7. Подсистема автоматизированного делопроизводства и документооборота судов и органов Судебного департамента (шифр подсистемы - "Делопроизводство");
8. Подсистема автоматизированного решения задач управления кадрами (шифр подсистемы - "Кадры"), В подсистеме реализуются задачи кадрового обеспечения деятельности судов и органов Судебного департамента, задачи социального обеспечения судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и государственных служащих. Создаются и обновляются базы данных "Штатное расписание", "Кадры", "Социальное страхование";
9. Подсистема автоматизированного решения задач капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений судов и органов Судебного департамента (шифр подсистемы - "Строительство");
10. Подсистема дистанционного обучения работников судов и органов Судебного департамента (шифр подсистемы - "Обучение");
11. Подсистема автоматизированного решения контрольно-ревизионных задач (шифр подсистемы - "Контроль");
12. Подсистема учета обращений граждан, обработки сообщений и контроля исполнения поручений (шифр подсистемы - "Обращения");
13. Подсистема взаимодействия с органами государственной власти и доступа к информационным ресурсам ИТКС (шифр подсистемы - "Взаимодействие ИТКС");
14. Подсистема информационного обеспечения международного сотрудничества (шифр подсистемы - "Сотрудничество");
15. Технологическая подсистема "Ведомственная информационная сеть (ВИС) на основе Общероссийского Технического Информационного Канала (ОТИК)".
Состав ВИС показан в приложении 2;
16. Подсистема технологического и методического обеспечения работы судов и органов Судебного департамента (шифр подсистемы - "Техпомощь");
17. Подсистема ведения программно-информационных и телекоммуникационных стандартов Судебного департамента (шифр подсистемы - "Стандарт СД").
В рамках перечисленных выше функциональных подсистем АС СД комплексы средств автоматизации (КСА) объединяются по вертикали информационного взаимодействия с использованием местных и магистральных каналов связи - от первичного источника информации до центрального аппарата.
Комплексы средств автоматизации судов общей юрисдикции
На уровне верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов создаются типовые автоматизированные системы судебного делопроизводства и электронного документооборота на базе автоматизированных рабочих мест работников судов, объединяемых в локальные вычислительные сети. Они включают в свой состав автоматизированные рабочие места, список которых приведен в приложении 3. Вместе с тем суды областного уровня оснащаются унифицированными программно-информационными комплексами "Судебная статистика", "Финансы", "Кадры", "Ресурсы".
В районных судах автоматизированная система судебного делопроизводства и электронного документооборота на базе локальной вычислительной сети включает типовые автоматизированные рабочие места, представленные в приложении 4.
Для автоматизированного формирования состава судов присяжных заседателей создаются типовые автоматизированные рабочие места "Суд присяжных заседателей".
При введении института мировых судей в ЕИИС Российской Федерации добавится еще один уровень системы судебного делопроизводства, подсистем финансового и организационно-правового обеспечения деятельности мировых судей без изменения информационной инфраструктуры судов в целом.
6. Требования к средствам телекоммуникационного обеспечения деятельности судов и органов Судебного департамента
ЕИИС и Автоматизированная система Судебного департамента создаются на базе существующих телекоммуникационных систем России и систем передачи данных субъектов РФ. При этом учитывается содержание работ, проводимых по формированию Национальной информационной инфраструктуры в рамках соответствующих федеральных, межведомственных и территориальных целевых программ. Одной из основных программ в этой области является Федеральная целевая программа создания и развития информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти (ИТКС).
Единая информационная инфраструктура судов и органов Судебного департамента должна создаваться на основе архитектуры и технологии открытых систем, сущность которой заключается в возможности переноса прикладных программ и в возможности взаимодействия с другими системами посредством реализации международных стандартов на интерфейсы. В настоящее время Россия только начинает подходить к созданию единого информационного пространства, совместимого с мировым информационным пространством. Работы по формированию ЕИИС необходимо организовать с учетом требований Совета Европы по выработке стандартного пользовательского интерфейса для поиска правовой информации на различных государственных серверах.
В стране создано и эксплуатируется множество различных информационно-телекоммуникационных систем, внедряемых без необходимой координации. Поэтому для проведения в жизнь обоснованной политики, обеспечивающей проектирование, закупку, развитие и внедрение систем в судах и органах Судебного департамента за счет бюджетных средств целесообразно использовать Государственный профиль взаимосвязи открытых систем (ВОС) России. Этот стандарт разработан на основе анализа национальных профилей ВОС передовых зарубежных стран. Использование Госпрофиля ВОС при проектировании телекоммуникационных сетей ЕИИС позволит обеспечить совместимость сетей и систем федерального, регионального и муниципального уровней с учетом их специфики использования в рамках судебной системы.
При развитии существующих телекоммуникационных сетей в рамках Единой информационной инфраструктуры судебной системы необходимо соблюдать следующие требования:
 развитие и совершенствование сетей в строгом соответствии с документами Международного Союза Электросвязи и общепринятой технологией цифровой сети интегрального обслуживания;
развитие телекоммуникационной инфраструктуры на основе дополнения и развития существующих возможностей регионов;
поэтапное внедрение новых технологий на основе использования опытных зон в городах, имеющих развитую телекоммуникационную инфраструктуру;
обеспечение безопасности телекоммуникационной среды на основе комплекса алгоритмических и организационно-технических мер, средств и способов защиты информации.
Развитие телекоммуникационной среды предусматривает внедрение радиомодемов и совместную аренду спутниковых каналов для нужд судебной системы и других государственных структур. Для удаленных регионов это одно из рациональных решений при отсутствии высокоскоростной кабельной связи.
7. Обеспечение информационной безопасности
Обеспечение требуемого уровня информационной безопасности для каждого субъекта ЕИИС и Автоматизированной системы Судебного департамента является одной из главных задач формирования корпоративной информационной инфраструктуры. В информационном пространстве судов должны быть созданы все необходимые предпосылки для создания целостной системы защиты судебной информации на основе унифицированных средств, разрабатываемых в рамках Президентской программы ИТКС для органов государственной власти. Вместе с тем при формировании системы комплексного обеспечения информационной безопасности ЕИИС и АС СД необходимо использовать стандартные методы и средства защиты информации территориальных систем субъектов Российской Федерации. При этом важно предусмотреть организационно-правовые мероприятия и технические решения по защите информационных ресурсов, каналов связи, коммуникационного оборудования, средств системного и прикладного программного обеспечения на единой методической основе.
Система комплексного обеспечения информационной безопасности ЕИИС и АС СД должна включать в свой состав программно - аппаратные средства различного рода (электронные замки, средства разграничения доступа к информации, защищенные операционные системы и защищенные системы управления базами данных, сетевые экраны, шлюзы доступа и др.).
Основными направлениями политики Судебного департамента в данной области являются:
выработка стратегии информатизации и осуществлении всех ее мероприятий с учетом требований информационной безопасности и максимальным использованием отечественного опыта создания защищенных корпоративных сетей в государственных структурах (ФАПСИ, МВД, ГТК России, Госналогслужба России, ЦБ России и др.);
согласование разрабатываемой нормативно-правовой базы развития информационной инфраструктуры судов и обеспечения информационной безопасности;
выработка согласованных правил и процедур защиты информации в процессе интегрирования судебных систем России в международные телекоммуникационные сети.
Система комплексного обеспечения информационной безопасности должна создаваться исходя из принципа разумной достаточности уровня обеспечения защиты судебных информационных ресурсов. При этом средства защиты выбираются в соответствии со степенью важности информации и уровнем потенциальных угроз информационной безопасности.
8. Кадровое обеспечение работ по информатизации
Практика внедрения информационных технологий и обеспечения их эффективного применения в судах общей юрисдикции показывает большие сложности этой работы, возникающие из-за слабого их кадрового обеспечения. Организовать внедрение сложных программных систем в нескольких десятков судов, разбросанных по региону, обеспечить их сопровождение, обучить персонал, осуществлять ремонт техники и повседневные консультации могут специалисты по информатизации, стоящие в штате судов общей юрисдикции и региональных управлений (отделов) Судебного департамента. Наличие таких специалистов необходимо предусмотреть при разработке типовых штатных расписаний.
Работы по информатизации в областных и равных им судах требуют создания подразделений информатизации численностью до трех человек. Фактические штаты большинства судов в части специалистов по информатизации не соответствуют нормам, определенным в Постановлениях Минтруда России и Минюста России № 416/06-74-125 и от 27.06.96г. "Об утверждении норм нагрузки судей, судебных исполнителей и работников аппарата районных (городских) судов" и № 416а/06-74-124 от 27.06.96 "Об утверждении норм нагрузки судей, судебных исполнителей и работников аппарата областных судов".
Этими нормами предусмотрена штатная единица "Консультант суда по информатизации" (1 ставка для судов с количеством судей - от 15 до 99 чел., 2 ставки - с количеством судей от 100 до 150 чел.).
Объективно, для каждого районного суда с количеством судей более 15 чел. необходимо ввести ставку ведущего специалиста по информатизации. Требует кадровой поддержки формирование межрайонных групп специалистов по средствам информатизации судов, а также создание штатных групп специалистов региональных центров при судах областного уровня или при управлениях Судебного департамента.
9. Финансовое обеспечение работ по созданию ЕИИС РФ и АССД
По предварительным оценкам, на основе заявок судов и органов Судебного департамента, по состоянию на начало 2000г. комплексная информатизация 2712 федеральных судов общей юрисдикции (17503 судей) и 86 органов Судебного департамента требует создания около 19 тыс. автоматизированных рабочих мест для судей, работников аппаратов судов и сотрудников органов и учреждений системы Судебного департамента.
Общие затраты на информатизацию судов и системы Судебного департамента Российской Федерации составят ориентировочно 101500 тысяч долларов США (в ценах 1999 г.) с учетом имеющихся в судах компьютерных средств.
Финансирование работ по созданию ЕИИС в соответствии с Конституцией Российской Федерации должно производиться из федерального бюджета с обеспечением возможности полного и независимого осуществления правосудия.
Разработка и реализация международных проектов по информатизации судов общей юрисдикции предусматривает международное финансирование работ на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.
10. Организация разработки и внедрения средств информатизации судов и системы Судебного департамента
Организация системной информатизации судов и органов Судебного департамента предусматривает:
разработку основополагающих документов по стратегии информатизации судов, проектов информатизации процессов судопроизводства и системы Судебного департамента, в частности, разработку эскизного проекта Автоматизированной системы Судебного департамента и создание пилотных образцов системы;
разработку Целевой программы информатизации судов и системы Судебного департамента на 2000-2002 г.г. с обеспечением формирования Единой информационной инфраструктуры судов;
заключение договоров на установку и обновление баз данных правовой информации, поставку, ремонт и послегарантийное обслуживание компьютерной техники, а также на разработку программных средств для судов и органов Судебного департамента на конкурсной основе;
поэтапное оснащение судов компьютерной техникой с унифицированным программным обеспечением, а также средствами электронного взаимодействия с Судебным департаментом (в том числе по сети INTERNET);
разработку унифицированной системы типовых форм электронных документов для судов общей юрисдикции и Судебного департамента, а также единого классификатора информации судебной системы Российской Федерации;
разработку методических основ информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента;
укомплектование дополнительными кадрами и средствами информатизации судов и органов Судебного департамента, выполняющих функции межрегиональных и региональных центров информатизации судов;
формирование подразделения в Судебном департаменте для выполнения функций Заказчика Единой информационной инфраструктуры судов, а также для организации разработки Автоматизированной системы Судебного департамента;
заключение договоров и соглашений с органами государственной власти Российской Федерации, Минюстом России и правоохранительными органами по вопросам создания и совместного использования телекоммуникационных систем.
Реализацию настоящей Концепции целесообразно организовать поэтапно на основе Федеральной программы информатизации судов и системы Судебного департамента с выделением первоочередных мероприятий по созданию в опытной зоне судов общей юрисдикции в 2000-2002годах фрагмента Автоматизированной системы Судебного департамента, реализующего основные системные принципы.
В качестве приоритетных направлений работ по формированию ЕИИС выделяются:
развертывание первой очереди локальной вычислительной сети центрального аппарата Судебного департамента и Федерального центра информатизации Судебного департамента, включающего в свой состав средства автоматизированного тестирования и контроля состояния технических и программных средств КСА на всех уровнях ЕИИС;
внедрение информационных технологий автоматизации судопроизводства (АРМ делопроизводства в судах) в рамках опытной зоны;
развертывание первоочередных межрегиональных и региональных центров внедрения информационных технологий в судах;
развертывание технологической подсистемы "Ведомственная информационная сеть (ВИС) Судебного департамента на основе Общероссийского Технического Информационного Канала (ОТИК)".
В процессе разработки фрагмента системы необходимо предусмотреть мероприятия, обеспечивающие повышение эффективности обеспечения деятельности судов и процессов управления органами Судебного департамента.
Наивысший приоритет при формировании программы информатизации судов имеют мероприятия по информатизации деятельности районных судов, а также автоматизации процессов судопроизводства и информационно-правовой поддержки судебной деятельности. Здесь важно предусмотреть выработку общесистемных стандартов и проведение тестирования средств информатизации судов и органов Судебного департамента на соответствие этим стандартам. Выбор исполнителей программы организуется на конкурсной основе.
Создание опытной зоны системы федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации и реализация в этой зоне пилотных проектов автоматизированной системы Судебного департамента позволит провести оценку эффективности новых информационных технологий и сделать обоснованные выводы по их поэтапному тиражированию во всех федеральных судах общей юрисдикции.
Приложение 1
Состав Единой информационной инфраструктуры судов
1) Комплексы средств автоматизации центрального аппарата и территориальных органов Судебного департамента и Федеральный центр информатизации (ФЦИ) судов, обеспечивающий доступ к информационным ресурсам Судебного департамента со стороны межрегиональных и региональных узлов, а также доступ в сеть Интернет, как для собственных, так и для внешних абонентов.
Узел Федерального центра должен иметь набор средств, облегчающих создание и эксплуатацию защищенного корпоративного информационного пространства судов общей юрисдикции, почтовый и WWW шлюзы в Интернет, а также средства, обеспечивающие телефонную связь между абонентами региональных узлов с абонентами узла Федерального центра.
Для обеспечения доступа центрального узла к узлам корпоративной сети Судебного департамента предлагается организовать оптоволоконное подключение между Федеральным центром Судебного департамента и узлом Центрального телеграфа.
2) Комплексы средств автоматизации судов общей юрисдикции.
3) Межрегиональные (МРЦ) и региональные центры внедрения информационных технологий (РЦ) в судах, которые должны обеспечивать внедрение компьютерных средств в судах, а также доступ судов и органов Судебного департамента к телекоммуникационным и информационным ресурсам.
4) Технологическая подсистема "Ведомственная информационная сеть (ВИС) Судебного департамента на основе Общероссийского Технического Информационного Канала (ОТИК)". Каналы связи, организуемые оператором Судебного департамента.
5) Каналы связи, организуемые в рамках ИТКС и оператором Судебного департамента.
Приложение 2
Состав средств, включаемых в Ведомственную информационную сеть на основе Общероссийского Технического Информационного Канала
Ведомственная информационная сеть состоит из следующих комплексов средств:
комплекс средств ведомственной электронной почты (шифр комплекса - ЭП СД);
информационно-справочный комплекс (шифр комплекса - "Справочная СД"), включающий в свой состав следующие средства:
· сервер новостей СД, обеспечивающий работу пользователей корпоративной сети СД в системе телеконференций;
программно-информационный комплекс "Корпоративный справочник СД", обеспечивающий хранение и отображение справочных сведений по запросам судов и органов СД.
Корпоративный справочник содержит следующие разделы:
- "Информация о пользователях корпоративной сети СД " (наименование судов или органов Судебного департамента, их реквизиты, рабочие телефоны, Е-МАIL, факс суда или органа Судебного департамента, каталог доступных информационных ресурсов и другая служебная информация о пользователях сети и внешних источниках информации);
- "Мониторинг средств массовой информации";
- "Информация органов государственной власти и регистрационных органов".
Приложение 3
Список типовых автоматизированные рабочие мест
верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов
· председателя суда;
заместителя председателя суда по уголовным делам;
заместителя председателя суда по гражданским делам;
администратора суда;
начальника приемной суда;
канцелярии судебной коллегии 1-й инстанции по уголовным делам;
заведующего канцелярией суда 1-й инстанции;
секретаря суда;
канцелярии судебной коллегии 1-й инстанции по гражданским делам;
секретаря судебной коллегии 2-й инстанции;
заведующего канцелярией, ответственного секретаря 2-й инстанции;
канцелярии 2-й инстанции по гражданским делам;
ведущего специалиста по судебной статистике суда;
заведующего канцелярией - ответственного секретаря Президиума суда;
секретаря судебной коллегии - секретаря руководства;
канцелярии судебной коллегии 2-й инстанции по уголовным делам;
канцелярии Президиума суда;
судьи;
секретаря судебного заседания в уголовном процессе;
старшего консультанта группы надзора суда;
консультанта группы надзора суда;
консультанта группы исполнения суда;
секретаря судебного заседания в гражданском процессе;
секретаря экспедиции;
архива суда по учету и хранению уголовных дел;
архива суда по учету и хранению гражданских дел;
консультанта суда по кодификации законодательства (кодификатора);
консультанта суда по информатизации.
Приложение 4
Список
типовых автоматизированных рабочих мест районного суда
· председателя суда;
заместителя председателя суда;
секретаря председателя суда;
администратора суда;
заведующего канцелярией суда;
канцелярии по гражданским делам;
канцелярии по уголовным делам;
консультанта суда;
судьи;
секретаря судебного заседания по гражданским делам;
секретаря судебного заседания по уголовным делам;
экспедиции;
архива по хранению гражданских дел;
архива по хранению уголовных дел;
архива по хранению административных материалов;
информационно-правового обеспечения деятельности суда.


Оцените эту публикацию:
Голосов: , Среднее:
Коментарии (0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.