ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОМИССИИ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ от 25 ЯНВАРЯ 2018 г. № 4-КЭ

 

КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ЭТИКЕ

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

О возможности замещения судьей, пребывающим

в почетной отставке, должности заместителя

губернатора субъекта Российской Федерации

 

от 25 января 2018 г. № 4-КЭ

 

Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике рассмотрела запрос о возможности замещения судьей, пребывающим в почетной отставке, должности заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Кодекс судейской этики, утвержденный VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года с изменениями, внесенными постановлением № 2 от 8 декабря2016 г. IX Всероссийского съезда судей (далее – Кодекс судейской этики), действие которого распространяется на всех судей Российской Федерации, в том числе на судей, пребывающих в отставке, допускает возможность судьи заниматься различными видами внесудебной деятельности, включая научную, образовательную, творческую, общественную, благотворительную и иные виды деятельности, в том числе на платной основе, лишь тогда, когда это не противоречит законодательству о статусе судей в Российской Федерации и не причиняет ущерб интересам правосудия (пункт 1 статьи 2, пункт 2 статьи 14, статья 20).

Пункт 3 статьи 3 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 28.12.2016) «О статусе судей в Российской Федерации» (далее – Закон о статусе судей) в числе требований, предъявляемых к судье, закрепляет, что судья не вправе:

- замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром (подпункт 1);

- быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц  (подпункт 6).

Пунктом 4 (в редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 409-ФЗ) статьи 3 Закона о статусе судей установлено, что на судью, пребывающего в отставке, независимо от возраста и судейского стажа не распространяются требования, установленные подпунктами 1, 11 и 12 пункта 3 данной статьи.

Должность заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры согласно статье 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.10.2005 № 89-оз «О государственных должностях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» отнесена к числу государственных должностей Ханты-Мансийского автономного округа. Поэтому согласно подпункту 1 пункта 3 и абзацу второму пункта 4 статьи 3 Закона о статусе судей замещение судьей в отставке указанной должности принципиально допустимо (независимо от возраста и судейского стажа).

Однако в конкретном объеме (перечне) запретов и ограничений, связанных со статусом судьи, подпунктом 6 статьи 3 Закона о статусе судей установлен самостоятельный запрет судье выступать  представителем (кроме случаев законного представительства) физических и юридических лиц, и этот запрет не ограничивается осуществлением представительства в суде.

Пункт 4 статьи 3 Закона о статусе судей, определяя условия и виды оплачиваемой деятельности, которой вправе заниматься судья в отставке, не содержит указаний на то, что в период осуществления разрешенной деятельности на судью в отставке не распространяются требования, установленные подпунктом 6 пункта 3 названной статьи.

Из этого следует, что при замещении  судьей, пребывающим в отставке, тех должностей, которые указаны в подпункте 1 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей, а также при осуществлении иной деятельности, разрешенной в силу абзаца первого пункта 4 той же статьи, судья, пребывающий в отставке, не вправе быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц.

Согласно статье 1 Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принятого Думой Ханты-Мансийского автономного округа 26 апреля 1995 года, а также статье 34 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19 ноября2001 г. № 75-оз «О Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей Ханты-Мансийский автономный округ - Югру представляет Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Из представленных в запросе сведений следует, что заместитель Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (должность, которую намерен замещать судья в отставке), в частности, курирует службы жилищного и строительного надзора, службы по контролю и надзору в сфере здравоохранения, в сфере окружающей среды.

Осуществление функций представительства заместителем Губернатора в отношениях с другими органами предполагает представительство на основании доверенности. Поэтому при осуществлении полномочий по указанной государственной должности субъекта Российской Федерации судьей, пребывающим в отставке, высока потенциальная возможность нарушения ограничения, установленного подпунктом 6 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей.

Кроме того, согласно пункту 2 статьи 34 Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в определенных случаях заместитель Губернатора автономного округа может исполнять обязанности Губернатора автономного округа.

В этом случае значительно повышается вероятность нарушения судьей в отставке, замещающим соответствующую должность, не только ограничения, установленного подпунктом 6 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей, но и ряда других, в частности, вытекающих из подпунктов 2, 3 того же пункта 3 запретов на участие в любой политической деятельности, на публичное выражения своего отношения к политическим партиям и иным общественным объединениям.

При этом Федеральный закон от 6 октября1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» содержит прямой запрет на одновременное наличие у высшего должностного лица субъекта Российской Федерации статуса судьи (абзац первый пункта 4 статьи 18).

В пункте 2 статьи 17 Кодекса судейской этики указаны некоммерческие общественные, в том числе профессиональные, благотворительные, образовательные и иные подобные организации, в которых судья вправе состоять в качестве члена  при соблюдении ограничений, предусмотренных пунктами 3 – 5 данной статьи.

Приводимые в запросе положения статьи 17 Кодекса судейской этики (о запрете судье консультировать названные в пункте2 данной статьи организации, оказывать им юридическую помощь по вопросам, которые могут стать предметом судебного разбирательства) относятся исключительно к участию судьи, в том числе, пребывающего в отставке, в общественной деятельности.

Эти положения не могут распространяться на осуществление судьей в отставке разрешенной ему в силу Закона о статусе судей оплачиваемой деятельности.

В любом случае следует также учитывать рекомендательный характер заключений комиссии по этике. Каждый судья, пребывающий в отставке, рассматривая возможность замещения им той или иной должности и выполняя соответствующие должностные обязанности, в каждом случае обязан самостоятельно определять, согласуется ли это с федеральным законодательством, регулирующим статус судьи,  и Кодексом судейской этики.

 

 



Оцените эту публикацию:
Голосов: , Среднее:
Коментарии (0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.