Отчетный доклад Председателя Совета судей Российской Федерации Момотова В.В. по итогам 2017 года

 

Уважаемый Вячеслав Михайлович!

Уважаемые члены Совета судей Российской Федерации!

Уважаемые гости!

 

2017 год стал юбилейным для Совета судей Российской Федерации: отмечался 25-летний Юбилей этого органа судейского сообщества.
В наступившем 2018 году отмечается 95-летний юбилей Верховного Суда Российской Федерации. В такие периоды судейское сообщество с особой остротой осознает ответственность за возложенные на него функции, ощущает необходимость поддерживать на должном уровне высокий авторитет судебной власти. Очень важно, что при работе в этих направлениях высшая судебная инстанция и органы судейского сообщества действуют совместно и слаженно, на основе общего видения направлений совершенствования российского правосудия, повышения доверия общества к суду, обеспечения эффективности и качества работы судов.

Руководящими и стратегическими документами для судейского сообщества были и остаются постановления Всероссийского съезда судей.
В 2017 году Совет судей Российской Федерации в своей деятельности руководствовался прежде всего постановлением IX Всероссийского съезда судей от 8 декабря 2016 г. «Об основных итогах функционирования судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития на современном этапе». В этом постановлении в качестве основных направлений развития российской судебной системы были провозглашены обеспечение доступа граждан и организаций к правосудию, его максимальной открытости и прозрачности, а также реализация принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений. В целях планомерной работы в этих направлениях постановлением определены меры по повышению качества правосудия и обеспечения разумных сроков рассмотрения дел, по совершенствованию статуса судей и их организационного обеспечения.
8 февраля 2017 года Президиумом Совета судей Российской Федерации утвержден план мероприятий по выполнению постановления IX Всероссийского съезда судей.

Особенно важной для Совета судей Российской Федерации является неизменная поддержка со стороны Верховного Суда Российской Федерации. Высшая судебная инстанция выступает организующей силой судейского сообщества, учитывает позицию судейского сообщества при решении принципиальных вопросов. Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации реализует свое право законодательной инициативы в целях внесения законопроектов, подготовленных Советом судей Российской Федерации.

31 мая 2017 года состоялось торжественное Пленарное заседание, посвященное 25-летнему Юбилею Совета судей. Кроме того, состоялись пять заседаний Президиума Совета судей.

Одним из наиболее важных направлений работы Совета судей Российской Федерации стала проработка мер по совершенствованию правового статуса судей.

В частности, Советом судей Российской Федерации подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 13 и 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в части урегулирования вопросов прекращения (приостановления) отставки судьи по его собственной инициативе. Тем самым реализовано поручение IX Всероссийского съезда судей о необходимости подготовки законопроекта, направленного на решение обозначенных вопросов.

Также был подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» в части установления срока принесения судьей присяги.

Во исполнение поручения IX Всероссийского съезда судей Советом судей подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 12.1 Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации” и статью 22 Федерального закона “Об органах судейского сообщества в Российской Федерации”». В этом законопроекте в целях повышения гарантий независимости судей предусмотрены критерии разграничения судебной ошибки и дисциплинарного проступка судьи. Кроме того, в законопроекте предусмотрена унифицированная процедура дисциплинарного производства в отношении судьи. На необходимость совершенствования законодательства в этой сфере обращал внимание IX Всероссийский съезд судей.

Советом судей подготовлен отрицательный отзыв на проект федерального закона №34583-7 «О внесении изменения в статью 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», внесенный в Государственную Думу одним из членов Совета Федерации. Данный законопроект предусматривает новое основание досрочного прекращения полномочий судьи в виде трехкратной отмены судебного постановления. Совет судей обратил внимание на то, что данная инициатива прямо противоречит фундаментальным конституционным принципам независимости, неприкосновенности и несменяемости судей, а также основным началам справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.

26 июля 2017 года разработаны и одобрены Президиумом Совета судей методические рекомендации по организации и проведению торжественного мероприятия – ухода (удаления) судьи в почетную отставку, а также методические рекомендации о приведении судьи к присяге.

В декабре 2017 года Советом судей был изучен и поддержан проект Положения о профессиональной переподготовке и повышении квалификации судей федеральных судов, поступивший из Верховного Суда Российской Федерации.

Еще одним из направлений деятельности Совета судей Российской Федерации является разработка мер по развитию судопроизводства.

Предметом особого внимания Совета судей Российской Федерации является оптимизация судебной нагрузки. Избыточная нагрузка порождает снижение качества правосудия, ухудшение климата в судейском коллективе и возникновение феномена социальной изоляции судей. В связи  этим Советом судей в 2017 году продолжена работа над мерами по снижению судебной нагрузки.

В частности, 26 июля 2017 года Президиум одобрил и направил для изучения в Верховный Суд Российской Федерации предложения судейского сообщества по совершенствованию гражданского процессуального законодательства, не вошедшие в Концепцию единого гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Значительная часть этих предложений направлена на снижение избыточной судебной нагрузки в целях повышения эффективности судопроизводства по гражданским делам.  Целый ряд предложений, сформулированных Советом судей, нашел свое отражение в фундаментальном проекте федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», решение о внесении которого в Государственную Думу принято Пленумом Верховного Суда Российской Федерации 3 октября 2017 г.

Совет судей Российской Федерации полагает, что потенциал и опыт судей, ушедших в отставку, крайне полезен для государства и общества. Именно поэтому к работе органов судейского сообщества активно привлекаются судьи-отставники, которые делятся своим опытом и высказывают квалифицированное мнение по всем актуальным вопросам. В связи с этим особое внимание хотелось бы обратить на проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур».

Решение о внесении этого законопроекта в Государственную Думу принято Пленумом Верховного Суда Российской Федерации 18 января 2018 г. Положения проекта предусматривают возможность привлечения в качестве судебных примирителей и медиаторов судей, ушедших в отставку. Совет судей Российской Федерации всецело поддерживает это предложение, поскольку наличие судейского опыта у лиц, организующих примирительные процедуры, существенным образом повысит результативность и значимость этих процедур. Кроме того, деятельность примирителей и медиаторов является оплачиваемой, что выступает фактором дополнительной материальной поддержки судей-отставников.

При деятельном участии Совета судей Российской Федерации в 2017 году велась проработка научно обоснованного норматива судебной нагрузки. Планируется придать этому нормативу юридическое значение, закрепив его на законодательном уровне в качестве критерия определения численности и территориального распределения судейского корпуса.

В связи с тем, что 14 июня 2017 года Президиум Верховного Суда Российской Федерации утвердил Положение о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, потребовалось признать утратившими силу акты Президиума Совета судей Российской Федерации, которые ранее регулировали эти же вопросы. Соответствующее решение о признании постановлений Президиума Совета судей утратившими силу было принято 26 июля 2017 года.

Советом судей были рассмотрены проект федерального закона № 43719-7  «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» и проект федерального конституционного закона  № 43735-7 «О внесении изменения в статью 38 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», внесенные в Государственную Думу Костромской областной Думой. В этих проектах предлагается закрепить возможность приема на работу в аппарат мирового судьи сотрудников без присвоения им статуса государственных гражданских служащих. Такое предложение Советом судей не было поддержано, поскольку оно порождает возможность освобождения региональных бюджетов от финансирования мировой юстиции.

Ряд законопроектов был поддержан Советом судей. В частности, такую поддержку получил проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и статью 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации». Данный законопроект направлен на исключение из Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не вписывающихся в систему уголовно-процессуального права норм об имущественной ответственности, носящих гражданско-правовой характер.

Был поддержан также проект федерального закона № 163784-7 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» в части совершенствования порядка судебного контроля в досудебном производстве и судебного разбирательства в судах первой и апелляционной инстанции, поступивший из Государственной Думы.

Рассмотрен и поддержан подготовленный Судебным департаментом проект федерального закона «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Правосудие», направленный на создание нормативно-правовых условий для внедрения инструментов электронного правосудия, повышения доступности и прозрачности судопроизводства.

В июле 2017 г. Совет судей направил обращение Президенту Российской Федерации по вопросу выделения в рамках федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по созданию необходимых условий для осуществления правосудия в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе.

Кроме того, в октября 2017 года в Правительство Российской Федерации было направлено обращение Совета судей Российской Федерации, о повторном рассмотрении Правительством внесенных Верховным Судом законопроектов о создании государственной судебной службы.

Значительная работа была проделана Советом судей в направлении дальнейшего совершенствования финансовых и социально-бытовых гарантий независимости судей.

В феврале 2017 года в Верховный Суд Российской Федерации направлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» в связи с совершенствованием медицинского и санаторно-курортного обеспечения судей». В настоящее время судебная система является единственной государственной структурой, не имеющей собственной санаторно-курортной базы. Это делает невозможной полную реализацию гарантии санаторно-курортного лечения судей, предусмотренной Законом о статусе судей и являющейся одним из социальных аспектов независимости суда. Поддержанный Советом судей законопроект подготовлен во исполнение поручения IX Всероссийского съезда судей и направлен на создание необходимых нормативно-правовых условий для формирования санаторно-курортной базы судебной системы.  3 октября 2017 года Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял решение о внесении законопроекта в Государственную Думу.

Комиссиями Совета судей Российской Федерации проведена работа над проектами федеральных законов о пенсионном обеспечении судей, не приобретших право на получение ежемесячного пожизненного содержания, а также судей, ушедших на пенсию до принятия Закона о статусе судей. Кроме того, разработаны предложения о новых подходах к присвоению квалификационных классов судей, увеличению размеров доплаты за квалификационный класс, а также снятию ограничений по предельному квалификационному классу в зависимости от уровня суда, в котором работает судья. Совместно с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации ведется работа над нормативно-правовой базой создания ведомственной судебной охраны.

Целый ряд обращений по вопросам финансовых и социальный гарантий независимости судей был направлен Советом судей в Правительство Российской Федерации. В частности, в июне 2017 года направлено обращение в Правительство Российской Федерации по вопросу выделения дополнительных денежных средств на обеспечение жилыми помещениями судей и предоставление единовременной субсидии федеральным государственным гражданским служащим, в июле 2017 года – с просьбой дать поручение Минздраву России принять участие в разработке проекта федерального закона об установлении нормативов финансирования на реализацию права судей и членов их семей на получение медицинской помощи, в октябре 2017 года – о выделении в рамках целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 – 2020 годы» дополнительных денежных средств на обеспечение судей жильем.

К сожалению, на обращения Совета судей Российской Федерации Правительством даны отрицательные ответы. Все просьбы Совета судей о дополнительном финансировании нужд судебной системы были отвергнуты, несмотря на то, что указанные в обращениях расходы являются необходимыми для развития российского правосудия. Вместе с тем Совет судей будет продолжать отстаивать интересы судейского сообщества, в том числе и перед органами исполнительной власти.

В апреле 2017 года Совет судей Российской Федерации направил Председателю Государственной Думы обращение с просьбой активизировать работу по рассмотрению проекта федерального закона № 411356-4 «О внесении изменения в статью 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» о порядке обеспечения судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями. После направления этого обращения работа над законопроектом, который был внесен в Государственную Думу более 10 лет назад и с 2008 года находился без движения, была возобновлена. В настоящее время Комитетом по законодательству и государственному строительству ведется подготовка документа ко второму чтению.

Важной частью работы Совета судей Российской Федерации в 2017 году было выполнение поручений Президента Российской Федерации. Во исполнение пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. № 147 «О национальном плане противодействия коррупции» Советом судей подготовлен объемный доклад «О практике применения в судах Российской Федерации проверок соблюдения судьями и лицами, претендующими на должность судьи, требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции». Этот доклад в январе 2017 года был направлен в Администрацию Президента Российской Федерации.

Кроме того, Советом судей в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации от 1 января 2017 года о подготовке анализа эффективности мер по обеспечению гарантий независимости судей, гласности и прозрачности при осуществлении правосудия, была подготовлена и направлена в Администрацию Президента справка, содержащая исчерпывающий анализ соответствующих мер.

В декабре 2017 года Советом судей были изучены меры по совершенствованию судебной системы, предложенные Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. Позиция Совета судей по предлагаемым мерам направлена в Верховный Суд Российской Федерации.

Как и в предшествующие периоды, значительную часть работы, проведенной Советом судей Российской Федерации, составляла работа по рассмотрению жалоб и обращений граждан и организаций. Возможность подать жалобу на действия судьи и получить мотивированный ответ  является важным условием доверия общества к суду. Продолжается тенденция роста количества такого рода обращений, что свидетельствует о повышении уровня доверия граждан и организаций к органам судейского сообщества. Если в 2014 году в Совет судей поступило 2045 жалоб, то в 2015 году их было уже 2370, то есть на 16 процентов больше, а в 2016 году – 2907, то есть на 23 процента больше, чем в предыдущем году. В свою очередь, в 2017 году в Совет судей поступило 3318 жалоб и обращений, то есть на 14 процентов больше, чем в 2016 году. Из них в Дисциплинарную комиссию Совета судей для рассмотрения были направлены 598 жалоб и обращений. По итогам анализа жалоб выявлено, что более 90% из них сводятся к несогласию с конкретными судебными постановлениями, принятыми в отношении заявителей.

Из числа жалоб, направленных в Дисциплинарную комиссию, 266 жалоб были рассмотрены по существу как относящиеся к компетенции Совета судей. По шести жалобам Дисциплинарной комиссией проведены проверки с выездом на место. По результатам данных проверок доводы трех жалоб признаны полностью или частично обоснованными. Кроме того, 98 жалоб были рассмотрены Комиссией по реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий. 27 обращений были рассмотрены Комиссией по этике. Несмотря на то, что доводы большинства жалоб не нашли своего подтверждения, результаты их рассмотрения позволяют сделать выводы, необходимые для дальнейшего развития судопроизводства.

В связи с увеличением количества жалоб, поступающих в Совет судей, были внесены изменения в Положение о порядке рассмотрения жалоб и сообщений о совершении судьей дисциплинарного проступка и обращения в Высшую квалификационную коллегию судей РФ о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности в связи с совершением им дисциплинарного проступка, а также в Инструкцию по делопроизводству в аппарате Совета судей.

Важным направлением деятельности Совета судей Российской Федерации является взаимодействие с органами государственной власти, участие в различных совещаниях и консультациях. Значительная и результативная работа была проделана в рамках межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям, образованной Президентом Российской Федерации. В ходе заседания рабочей группы, которое состоялось 29 марта 2017 года с участием представителей Совета судей Российской Федерации, было отмечено учащение случаев использования механизма исполнения судебных решений для совершения незаконных финансовых операций в целях легализации денежных средств и обхода валютного, налогового и финансового законодательства. В связи с этим было признано целесообразным организовать взаимодействие региональных советов судей с межведомственными рабочими группами, действующими в соответствующих федеральных округах.

Такое взаимодействие было успешно организовано Советом судей Российской Федерации. 26 июля 2017 года было принято постановление Президиума Совета судей по этому вопросу, а также направлено письмо председателя Совета судей России в советы судей субъектов Российской Федерации с изложением содержания и мотивов принятого решения.
В рамках комиссий Совета судей организован контроль за реализацией принятого постановления. Работа Совета судей Российской Федерации в этом направлении уже дает свои плоды. По предварительным оценкам Росфинмониторинга благодаря надлежащему реагированию судейского сообщества на признаки нарушения законодательства удалось предотвратить противоправный вывод из Российской Федерации и легализацию денежных сумм в размере свыше 50 миллиардов рублей.

Представители Совета судей Российской Федерации приняли участие в целом ряде мероприятий, организованных Советом Федерации. В частности, 18 апреля 2017 года представители Совета судей приняли участие в парламентских слушаниях Совета Федерации по теме «Совершенствование механизмов защиты прав граждан и роль адвокатуры в формировании основ правовой системы современной России», озвучив позицию судейского сообщества по вопросам развития института судебного представительства, его профессионализации. 14 декабря 2017 г. представители Совета судей приняли участие в организованном Советом Федерации круглом столе по теме «Исполнение решений органов конституционной юстиции: состояние законодательства и перспективы его развития». В ходе круглого стола руководителем Совета судей была освещена работа судейского сообщества по имплементации правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.

Прозрачность и открытость судебной власти невозможно представить без диалога с юридическим сообществом, а также с институтами гражданского общества. Необходимо, чтобы в публичном пространстве ясно озвучивалась позиция судейского сообщества по актуальным вопросам развития правосудия, поскольку в противном случае с разного рода трибун будут звучать позиции сторонних лиц, которые не всегда добросовестны и нередко пользуются средствами массовой информации для давления на суд, манипулируют общественным мнением. В связи с этим Совет судей уделял и продолжает уделять значительное внимание участию в разного рода конференциях, форумах и иных дискуссионных площадках.

В частности, 6 апреля 2017 года представители Совета судей приняли участие в IV Московском юридическом форуме, организованном Московским государственным юридическим университетом имени О.Е.Кутафина.
На форуме была озвучена позиция Совета судей по вопросам повышения эффективности и качества правосудия, снижения судебной нагрузки.

1 июня 2017 года члены Совета судей приняли участие в научно-практической  конференции, посвященной 25-летию со дня образования Совета судей Российской Федерации, по теме: «Российское правосудие: современное состояние и перспективы развития». Обсуждались актуальные законодательные инициативы высшей судебной инстанции, а также последние наработки Совета судей в сфере развития судопроизводства и статуса судей.

С 23 по 29 сентября  2017 года в Дагомысе состоялся  традиционный XXI Фестиваль журналистов «Вся Россия». В фестивале традиционно приняла участие  комиссия Совета судей по связям с государственными органами, общественными организациями и средствами массовой информации  во главе с председателем комиссии.

25 ноября 2017 г. состоялся V Общероссийский гражданский форум, организованный Центром стратегических разработок и Комитетом гражданских инициатив. На форуме выступил представитель Совета судей Российской Федерации, обозначив позицию судейского сообщества по вопросам реформирования судебной системы и представив подробное обоснование того пути, по которому российское правосудие движется в настоящий момент.

Совет судей Российской Федерации принимает активное участие в международном диалоге, способствует обмену опытом и исполнению международных обязательств Российской Федерации. В частности, члены Совета судей участвовали во взаимодействии с международной организацией ГРЕКО – группой государств по борьбе с коррупцией. В марте 2017 года с участием представителей Совета судей в Генеральной прокуратуре Российской Федерации проведено совещание с оценщиками ГРЕКО. Кроме того, в октябре 2017 года представитель Совета судей принял участие в обсуждении доклада комиссии ГРЕКО о Российской Федерации на заседании Совета Европы в г. Страсбурге. 21 ноября 2017 года были подготовлены замечания и предложения по плану мероприятий, направленных на реализацию рекомендаций ГРЕКО.

11 июля 2017 года в Доме органов судейского сообщества члены Совета судей приняли делегацию судей из Республики Кипр, а 19 октября 2017 г. – делегацию Высшего Совета судей и прокуроров Турецкой Республики. Встречи прошли в плодотворном и конструктивном ключе; участники договорились и продолжении сотрудничества.

В конце сентября 2017 года представитель Совета судей принял участие в поездке совместно с делегацией российских судей в Республику Беларусь. Стороны поделились последними изменениями в нормативно-правовом регулировании правосудия в наших странах.

Весьма важной является работа Совета судей по поощрению наиболее опытных и зарекомендовавших себя профессионалами высокого уровня судей, работников аппаратов судов и Судебного департамента. Всего в совет судей за 2017 год поступили представления о награждении 399 человек. Из них положительное решение было принято в отношении 345 кандидатов. 84 человека награждены почетной грамотой Совета судей, 126 человек – наградным знаком «За служение правосудию», а 135 человек – почетным знаком «Ветеран судебной системы». Кроме того, Совет судей объявил благодарности 184-м работникам судебной системы.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что в 2017 году Советом судей Российской Федерации активно велась работа по реализации поручений IX Всероссийского съезда судей: прорабатывались меры по совершенствованию правового статуса судей, а также юридических, финансовых и организационных гарантий их независимости, повышению доверия общества к судебной системе, эффективности и качества правосудия. Эта работа будет продолжена в 2018 году. Благодарю членов Совета судей и аппарат за проделанную работу и желаю не менее продуктивного труда в текущем году.

Спасибо за внимание!

 

Статьи по теме:

О согласовании Порядка размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о внепроцессуальных обращениях
Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы советов судей субъектов Российской Федерации
Об организационно-правовых мероприятиях, проводимых в рамках формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей


Оцените эту публикацию:
Голосов: , Среднее:
Коментарии (0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.