8 декабря 2017 года председатель Совета судей Российской Федерации Момотов В.В. принял участие в торжественном заседании по случаю 25-летия арбитражных судов

Уважаемые коллеги!

Позвольте поприветствовать Вас и от имени Совета судей Российской Федерации поздравить с 25-летним Юбилеем арбитражных судов.

Создание арбитражных судов и принятие в 1991 году Закона РСФСР «Об арбитражном суде» стало важным этапом развития российского правосудия. Этот закон позволил создать на основе системы госарбитража полноценную подсистему судов, независимых от исполнительной власти и входящих в самостоятельную судебную власть. Впоследствии с принятием в 1995 году Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах» были учреждены арбитражные апелляционные и окружные суды – возникла стройная инстанционная структура арбитражных судов, существующая по сей день.

Важнейшим этапом развития правосудия по экономическим спорам стало объединение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации. Целью этой реформы стали обеспечение единообразного применения закона, исключение разночтений в толковании правовых норм и пресечение споров о подведомственности.

Оглядываясь назад, можно вспомнить, сколько было разнополярных мнений об объединении судов. Но история ценит не мнения, а факты. Сегодня можно с уверенностью сказать, что создание единого Верховного Суда позволило достичь поставленных задач. В частности, за три года работы единой высшей инстанции были приняты свыше 60 постановлений Пленума Верховного Суда, большинство из которых содержат толкование норм гражданского и административного права, применяемых как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами. Тем самым устранены существовавшие ранее разночтения в толковании норм материального и процессуального права. Президиум Верховного Суда ведет большую работу по утверждению Обзоров судебной практики, Судебная коллегия по экономическим спорам формирует единообразную кассационную практику. Тем самым создаются все необходимые условия для обеспечения правовой определенности и повышения уровня защиты прав граждан и организаций.

Закон рождается в процессе правоприменения. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Обзоры судебной практики, утверждаемые Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, а также практика рассмотрения дел высшей судебной инстанцией в надзорном и кассационном порядке формируют основу для совершенствования законодательства, обозначают направления развития правовой системы. Нередко и сам Верховный Суд Российской Федерации выступает с законодательными инициативами, направленными на развитие правосудия, в том числе и по экономическим спорам.

Совет судей Российской Федерации как орган судейского сообщества в равной мере защищает и представляет интересы судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Мы исходим из того, что принцип единства судебной системы предполагает единство судейской корпорации, в которую входят все судьи нашей страны. Поэтому разрабатываемые Советом судей меры по развитию судоустройства, судопроизводства и статуса судей отвечают общим запросам судейской корпорации.

Одним из приоритетных направлений работы Совета судей является оптимизация судейской нагрузки в целях повышения качества правосудия, осуществляемого в разумные сроки. Эта задача актуальна как для судов общей юрисдикции, так и для арбитражных судов. Избыточная судебная нагрузка порождает феномен социальной изоляции судей, которые оказываются «выключенными» из нормальной общественной жизни. Социальная изоляция негативно сказывается на эмоциональном состоянии судьи и психологическом климате в судейском коллективе.

IX Всероссийский съезд судей, прошедший в декабре 2016 года, а также предшествующие съезды неоднократно обращали внимание на необходимость разработки научно обоснованного норматива судебной нагрузки. В настоящее время Государственным Университетом – Высшей школой экономики на основании государственного контракта, заключенного с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, ведется разработка такого норматива. Впоследствии норматив судебной нагрузки должен стать определяющим критерием при определении численности судейского корпуса и территориальной подсудности судов.

Своей приоритетной задачей Совет судей Российской Федерации видит повышение уровня независимости судей. Эта задача актуальна как для судов общей юрисдикции, так и для арбитражных судов. Независимый суд – важное условие улучшения инвестиционного климата, стабильности в экономической сфере. Учитывая эти обстоятельства, IX Всероссийский съезд судей просил Совет судей Российской Федерации подготовить законопроект, направленный на разграничение судебной ошибки и дисциплинарного проступка судьи. Мы исходим из того, что неправильное применение судьей норм материального и процессуального права может служить основанием для прекращения полномочий судьи лишь в исключительных случаях, к которым судебная ошибка не относится.

В связи с этим Советом судей Российской Федерации подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 12.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и статью 22 Закона Российской Федерации «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Этот законопроект предусматривает, что прекращение полномочий судьи за нарушения, допущенные при осуществлении правосудия, возможно лишь в случае, если в отношении судьи уже имеется дисциплинарное взыскание, при этом допущенные нарушения носят грубый или систематический характер и имеется соответствующее заявление участника процесса о нарушении его прав допущенными судьей нарушениями.

Судья постоянно находится на острие социального конфликта. По итогам рассмотрения дела и вынесения судебного постановления одна из сторон оказывается недовольна решением суда. В попытке повлиять на суд недобросовестные стороны используют разные способы и инструменты такого влияния: от средств массовой информации до жалоб в различные инстанции с единственной целью – изменить ход судебного процесса в свою пользу.  Поэтому так важно соблюдать закон и быть внимательными к подобным заявлениям. Огромный поток жалоб, устремляющийся в органы судейского сообщества, на 98% связан с несогласием с судебными постановлениями.

Высокое значение Совет судей придает социальным гарантиям независимости судей. Необходимо обеспечить достойный уровень жизни судьи, при котором судья будет с полной отдачей исполнять свои профессиональные обязанности, не тратя время и силы на решение бытовых проблем и не ставя себя в зависимость от муниципальной и региональной власти. В связи с этим Совет судей Российской Федерации принял участие в разработке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», направленного на реализацию гарантий санаторно-курортного лечения судей, а также законопроекта, предусматривающего порядок обеспечения судей жильем. В настоящее время ведется работа по поддержке и дальнейшему продвижению этих проектов. Кроме того, идет работа  по решению вопросов достойного пенсионного обеспечения судей, не приобретших право на получение ежемесячного пожизненного содержания, а также судей, ушедших на пенсию до принятия Закона о статусе судей.

Совет судей Российской Федерации продолжает работу по поддержке проекта федерального закона «О государственной судебной службе Российской Федерации», в разработке которого он принимал участие. Этот законопроект, внесенный в Государственную Думу Верховным Судом Российской Федерации, направлен на улучшение условий труда в аппаратах судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также на формирование профессиональной среды работников судебного аппарата. Работа в судебном аппарате должна рассматриваться не как переходный этап к участию в конкурсе на замещение судейской должности, а как полноценный вид профессиональной деятельности, которому можно посвятить всю свою профессиональную жизнь.

Продолжается процесс сближения процессуальных норм, регулирующих гражданский и арбитражный процесс. В частности, на сближение гражданского и арбитражного процесса направлен разработанный Верховным Судом Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроект содержит целый ряд положений, направленных на «взаимное обогащение» процессуальных кодексов институтами, положительно зарекомендовавшими себя на практике. Особо следует отметить предлагаемый Верховным Судом отказ от института подведомственности, который сегодня стал очевидным анахронизмом, и его замену институтом подсудности.

Не могу не сказать об активной работе судей арбитражных судов в органах судейского сообщества. Вы принимаете деятельное участие в жизни российской судейской корпорации, вносите существенный вклад в работу Совета судей Российской Федерации и региональных советов судей, а также комиссий в составе этих советов. Голос арбитражных судов звучит наравне с голосом судов общей юрисдикции, что позволяет говорить о формировании единого и равноправного судейского сообщества.

Подводя итог сказанному, хочу отметить, что арбитражные суды на протяжении 25 лет своего существования вносят значительный вклад в развитие российской правовой системы, в обеспечение правовой определенности. При этом правосудие по экономическим спорам не стоит на месте и постоянно совершенствуется. Желаю вам дальнейшей активной работы, успехов и энергии!

Спасибо за внимание!



Оцените эту публикацию:
Голосов: , Среднее:
Коментарии (0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.