ОТЧЕТНЫЙ ДОКЛАД ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Д.А. КРАСНОВА НА IX ВСЕРОССИЙСКОМ СЪЕЗДЕ СУДЕЙ

Уважаемые делегаты и гости съезда!

 

IX Всероссийский съезд судей проходит в период, в котором общество, как никогда, заинтересовано в укреплении законности, защите прав граждан, улучшении делового климата, обеспечивающего экономическое развитие страны. Решение этих задач непосредственно зависит  от состояния судебной власти, ее профессионализма, независимости, объективности, прозрачности и правовой компетентности.

Следует отметить, что за последние годы государством и обществом были приняты действенные меры по укреплению судебной системы, повышения ее эффективности и открытости.

Среди последних государственных актов в области судоустройства несомненно особого внимания заслуживает решение об образовании высшего судебного органа государства – Верховного Суда Российской Федерации. Это обеспечило укрепление единства статуса судей, единообразие судебной практики, единство толкования норм права, развитие института административного судопроизводства, направленность законодательных инициатив на сближение судопроизводства в судах общей и арбитражной юрисдикций, что положительно сказалось на укреплении конституционных гарантий на доступ к правосудию граждан и хозяйствующих субъектов.

Продолжалась работа по демократизации судебной власти и гуманизации правосудия. В порядке реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года были приняты федеральные законы, направленные на расширение сферы применения института присяжных заседателей за счет его распространения на районные и гарнизонные военные суды, на дальнейшее укрепление и развитие демократических основ уголовного судопроизводства, повышение открытости правосудия и доверия общества к суду.

По инициативе Президента Российской Федерации принят Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» в части декриминализации ряда преступлений экономической направленности.

По инициативе Верховного Суда Российской Федерации 3 июля 2016 года принят Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от  уголовной ответственности», направленный на дальнейшую гуманизацию и либерализацию уголовного законодательства Российской Федерации.

Нельзя не отметить исключительную важность для обеспечения принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений принятие законов, направленных на противодействие внепроцессуальным обращениям к судье в связи с рассмотрением конкретного дела, и установлению порядка размещения такой информации в сети «Интернет».

На необходимость принятия этих законов обращалось внимание в постановлении VIII Всероссийского съезда судей. Совет судей в пределах своей компетенции принимал активное участие в работе над данными и другими законопроектами.

Анализируя работу Совета судей Российской Федерации и его Президиума за прошедшее четырехлетие, следует отметить, что по сложившейся традиции она проводилась в тесном взаимодействии с Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, другими органами судейского сообщества, и в ее основу были положены решения всероссийских съездов судей.

За отчетный период было проведено 8 пленарных заседаний Совета судей Российской Федерации и 27 заседаний Президиума, 2 семинара-совещания председателей советов судей субъектов Российской Федерации, на которых рассматривались актуальные вопросы взаимодействия с институтами гражданского общества и другие.

Правила поведения субъектов правоотношений, способы и процедуры защиты прав должны быть предсказуемыми и максимально стабильными на продолжительную перспективу. Именно такое состояние законодательства обеспечит построение правового, демократического общества, и будет способствовать повышению качества судебной защиты нарушенных прав.

Несмотря на ограниченные законодательные возможности, Совет судей Российской Федерации в пределах своей компетенции активно участвовал в законодательном процессе в случаях, когда субъектами законодательной инициативы истребовалось его мнение по законопроектам, а также вносил законодательные предложения по вопросам ведения судебной власти и органов судейского сообщества и направлял их субъектам законодательной инициативы.

Всего за период после VIII Всероссийского съезда судей Советом судей высказывалось мнение по 69 законопроектам и было направлено 22 законодательных предложения, в том числе в виде законопроектов. Вот некоторые примеры.

Так, 30 июля 2013 года Президиум направил в Верховный Суд Российской Федерации для реализации в порядке законодательной инициативы проекты законов об установлении уровня расходных обязательств бюджета по приобретению жилых помещений для мировых судей. Верховный Суд согласился с данным законодательным предложением, результатом которых стало принятие соответствующих законов и выделение средств из федерального бюджета на обеспечение мировых судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями. Безусловно, пока этих средств выделяется недостаточно, но это уже вопрос норм финансирования, о чем будет сказано позже.

В результате многолетних законодательных предложений Верховного Суда Российской Федерации, съездов судей, Совета судей Российской Федерации в порядке реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2012 года, 2 июля 2013 года принят Федеральный закон, по социальной защите нетрудоспособных членов семьи судьи, в том числе пребывающего в отставке, умершего вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью. Такие примеры можно было бы продолжить.

К сожалению, следует констатировать, что далеко не все законодательные предложения Совета судей нашли поддержку в Государственной Думе Российской Федерации или в процессе согласования с министерствами и ведомствами.

На стадии согласования не получило поддержки законодательное предложение о повышении материальных гарантий судей, ушедших на пенсию с должности судьи до введения в действие Закона Российской Федерации «О статусе судей Российской Федерации».

До настоящего времени не нашли положительного разрешения законодательные предложения по повышению социальной защищенности судей, работников аппаратов военных судов, расположенных   за пределами Российской Федерации. Последнее третье обращение в Правительство по этому вопросу было направлено по постановлению Президиума Совета судей от 28 июля 2016 года, однако, Министерство финансов вновь не поддержало данную законодательную инициативу, ссылаясь на отсутствие в пояснительной записке норм, определяющих источники и порядок исполнения иного вида расходных обязательств, возникающих в связи с его реализацией.

Совет судей использовал и такую форму влияния на  законотворческий процесс по вопросам судебной системы, как обращения к Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации. За отчетный период было направлено 21 обращение.

Обращения направлялись по вопросам  оказания содействия в скорейшем рассмотрении Государственной Думой законопроекта об обеспечении жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о поручении Правительству Российской Федерации разработать проект федерального закона о медицинском страховании государственных служащих; о  принятии дополнительных мер по кадровому и материально-техническому обеспечению деятельности судебных участков мировых судей в целях выполнения Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»; об обеспечении установленного порядка деятельности судов силами судебных приставов и другие.

Представители Совета судей участвовали в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, в частности по жалобе председателя Ленинского районного суда города Смоленска Селезнева Вадима Петровича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2012 года № 269-ФЗ, согласно которому при назначении судьи на должность в нижестоящий суд за ним не сохранялся более высокий квалификационный класс, нежели предельный по замещаемой должности. Совет судей разделял его позицию, постановлением Конституционного суда от 26 февраля 2015 года норма признана неконституционной в части заявленных требований. К сожалению, проект федерального закона, внесенный по этому вопросу в Государственную Думу Верховным Судом Российской Федерации еще 26 ноября 2013 года, до настоящего времени не принят.

В подготовке законопроектов и законодательных предложений активную работу вела комиссия Совета судей по вопросам судебной практики и совершенствования законодательства, возглавляемая Бондаром Анатолием Владимировичем.

 

Уважаемые коллеги!

Одной из основных задач судебной власти является реализация конституционного права граждан на доступ к правосудию, качественное рассмотрение дел в установленные законом сроки, повышение эффективности судебной власти. Статистика свидетельствует, что судебная система страны решает эти задачи.

Предварительные данные 2016 года позволяют сделать вывод о продолжающейся тенденции увеличения количества рассматриваемых судами дел. Подавляющее число дел рассматривается с высоким качеством и в разумные сроки. Большинство заявленных требований в порядке гражданского и административного судопроизводства судами удовлетворяется, что подтверждают эффективность судебной защиты нарушенных прав и рост доверия к судам. Удовлетворяемость требований по наиболее социально значимым вопросам в среднем по России составила: по трудовым спорам – 85,45%, по пенсионным спорам – 94%, по жилищным спорам – 89%.

С ростом обращений в суды растет и судебная нагрузка. В таких условиях качественное и своевременное рассмотрение дел осуществляется в основном за счет интенсификации судейского труда, но есть физический предел человеческих возможностей, который может давать сбои. Сигналы о нарушении процессуальных сроков, например, при изготовлении мотивированных судебных решений мы уже начали получать. Их проверка показывает, что, как правило, такие факты связаны с чрезмерной судебной нагрузкой. Это в очередной раз подтверждает необходимость принятия дополнительных мер по оптимизации и закона о нормах судебной нагрузки. Решение VIII Всероссийского съезда судей в части законодательного урегулирования норм нагрузки оказалось невыполненным.

В настоящее время по инициативе Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации в Министерстве труда и социальной защиты России при Судебном департаменте создана рабочая группа, которой поручено проработать вопрос, связанный с оптимизацией судебной нагрузки и служебной нагрузки на работников аппаратов судов, включая разработку соответствующих нормативов, и внести в Правительство Российской Федерации  проект соответствующего нормативного акта. Надеемся, что решение вопроса не затянется на долгие годы.

Совет судей полагает, что принятие закона о нормах судебной нагрузки – это важный шаг в вопросе обеспечения качественного и доступного правосудия, но необходима и работа по дальнейшей оптимизации судебной нагрузки.

Важное значение для оптимизации судебной нагрузки на судей имело принятие Федерального закона от 4 марта 2013 года № 20-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 2 марта 2016 года № 45-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», внесенный в Государственную Думу Верховным Судом Российской Федерации.

В период подготовки материалов к настоящему съезду мы предложили советам судей субъектов Российской Федерации представить дополнительно свои предложения по оптимизации судебной  нагрузки. Абсолютное их большинство сводится к необходимости:

- унификации процессуального законодательства;

- оптимизации процессуальных сроков во всех видах судопроизводства;

- совершенствования процедуры уведомления сторон;

- закрепления права суда на оглашение вводной и резолютивной частей приговора;

- создания эффективных правовых механизмов защиты от искусственного затягивания сроков рассмотрения дел, действенных санкций за неисполнение процессуальных обязанностей и злоупотребление участниками судопроизводства процессуальными правами;

- развития упрощенной формы судопроизводства, в том числе при рассмотрении в апелляционным порядке жалоб на промежуточные судебные решения, расширение новой формы судебного постановления – сокращенное судебное решение;

- упразднения принципа непрерывности гражданского процесса.

Мы полагаем, что съезд, как и Совет судей, поддержит эти предложения. Следует отметить, что часть из них уже реализуется Верховным Судом Российской Федерации. Так, внесенный им в Государственную Думу законопроект № 1134278-6 предполагает исключение из гражданского процесса принципа непрерывности судебного заседания; по информации Председателя Верховного Суда Вячеслава Михайловича Лебедева на пленарном заседании Совета судей Российской Федерации в октябре 2016 года уже подготовлены законодательные предложения по расширению перечня дел, рассматриваемых в порядке приказного производства (статья 122 ГПК РФ),  оптимизации сроков рассмотрения дел и изготовления мотивированных судебных решений.

Осталось нереализованным постановление съезда в части законодательного урегулирования нормативов финансирования судов. Этот вопрос не решается с момента принятия Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации», в соответствии с которым финансирование судов осуществляется на основе утвержденных федеральным законом нормативов. Законодательное закрепление нормативов финансирования имеет принципиальное значение для финансовой самостоятельности судебной системы.

В настоящее время по отдельным названным вопросам финансирование осуществляется в размере 30% потребностей. Но даже в такой ситуации имеют место попытки уменьшения объема финансирования мероприятий, как по федеральной целевой программе, так и по бюджетным корректировкам федерального бюджета на 2017 год и последующие плановые периоды по финансовому обеспечению деятельности судебных органов.

Еще более сложная ситуация складывается  с финансированием деятельности мировых судей, которое в отличие от федеральных судов не защищено федеральными законами. В результате в ряде субъектов имеют место предложения о снижении финансирования судебных участков мировых судей на очередной финансовый год.

Мы понимаем, что в современной экономической ситуации в государстве, решение задач должного финансирования судов является сложным, но съезд принимает решение на перспективу и эти решения должны приниматься в контексте Конституции. Мы в этом вопросе надеемся на поддержку съезда.

Проблемным остается и принятие закона об обеспечении судей жилыми помещениями.

По состоянию на 15 сентября 2016 года в судебной системе на очереди нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями состоят 1519 судей и в получении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения - 1291 государственный служащий. Однако проект федерального закона о порядке обеспечения судей жилыми помещениями, внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации еще в 2007 году, до настоящего времени не принят.

Несмотря на принятые меры по повышению денежного содержания судей и изменению порядка индексации ежемесячного пожизненного содержания в связи с принятием Федерального закона от 22 декабря 2014 года № 435-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», добиться его существенного увеличения не удалось, поскольку его размеры не покрывают даже инфляционного уровня, установленного законами о бюджете. Цель закона – установление размера и темпов роста оплаты труда судей сопоставимых с размерами и темпами роста денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации,- заявленная в пояснительной записке к законопроекту, не достигнута. Размер денежного вознаграждения судьи федерального суда областного и районного уровня существенно отличается от денежного вознаграждения лиц, занимающих федеральные государственные должности.

Таким образом, решение VIII съезда в части существенного повышения уровня материальных гарантий независимости судей не выполнено. И здесь новому Совету есть над чем работать.

Одним из сложнейших остается вопрос денежного вознаграждения работников аппаратов судов, системы Судебного департамента и обслуживающего персонала. Сформировать устойчивый кадровый состав при таком уровне материального обеспечения практически невозможно. Текучесть кадров этой категории государственных служащих в некоторых судах достигает 400% в год, в силу чего растет нагрузка на других работников аппарата, что отнюдь не способствует высокому качеству работы по обеспечению судебной деятельности. 

Большая работа Советом судей и его Президиумом была проделана по подготовке материалов к проведению собраний представителей советов судей субъектов Российской Федерации по выборам судей в состав Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации и выборам судей в состав Специальной экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации. Активно в этом направлении работала комиссия Совета по вопросам организационно-кадровой работы, возглавляемая Марковым Иваном Ивановичем.

В соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2014 года «Об органах судейского сообщества Республики Крым и города федерального значения Севастополя» были разработаны нормативные материалы по избранию делегатов на первые конференции судей, созыву и  их проведению; определены нормы представительства от соответствующих субъектов, разработан порядок избрания советов судей. Активную роль в этом процессе играла комиссия Совета судей по связям с советами судей субъектов Российской Федерации (председатель Ширнин Виктор Петрович).

Изменения в судоустройстве способствовали укреплению единства статуса судей, в том числе в обеспечении реализации равного права судей на участие в работе органов судейского сообщества. Исходя из этого был подготовлен и единогласно одобрен 4 июня 2015 года на пленарном заседании Совета судей Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»  об изменении норм представительства судей в органах судейского сообщества.

В связи с повышенным вниманием общества к вопросам коррупции, особенно в органах государственной власти, Советом судей были приняты превентивные меры для недопущения подобных фактов в судейской среде. В порядке реализации Федерального закона «О противодействии коррупции»  в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» стала размещаться информация по вопросам противодействия коррупции и обеспечения доступа к ней на официальных сайтах судов. Постановлением Советом судей от 22 мая 2014 года образована комиссия  по реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликтов интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий (председатель Соседов Евгений Александрович), утверждено Положение о порядке ее работы. Аналогичные комиссии образованы в советах судей субъектов Российской Федерации.

Следует отметить активную и полезную работу этой комиссии в вопросах разработки внутренних актов, направленных на профилактику коррупционных проявлений и предотвращение конфликта интересов, подготовки аналитических материалов о причинах отказа в назначении и переназначении судей, проведения разъяснительной работы о характере и причинах недочетов при подаче документов кандидатами на судебные должности. Аналитические материалы позволили сделать вывод, что большое число отказов в назначении на должность судьи обусловлено недостаточной регламентацией в Законе Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» обстоятельств, препятствующих назначению на должность судьи, и  формулировками статьи 9 Кодекса судейской этики, выходящими за пределы статусного и процессуальных законов. В результате судебная система по формальным основаниям лишается высокопрофессиональных кандидатов на должности судей, например по основаниям работы супруга в предприятии, чьи дела рассматриваются в суде. В связи с этим необходимо внесение изменений в Кодекс судейской этики.

Необходимо строго разграничить требования, установленные законодательством в отношении кандидатов на должности судей, и установленные процессуальными законами обстоятельства, включая «конфликт интересов», препятствующих действующему судье участвовать в рассмотрении конкретного дела и являющихся основанием для отвода или самоотвода судьи. Смешение названных критериев является необоснованным препятствием для привлечения к судебной работе достойных и высококвалифицированных юристов, что не отвечает интересам государства и общества.

 

Уважаемые коллеги!

В целях расширения взаимодействия с гражданским обществом, совершенствования работы, связанной с рассмотрением Советом судей Российской Федерации жалоб и сообщений, содержащих сведения о совершении дисциплинарного проступка председателями, заместителями председателей судов, судьями Совет образовал Дисциплинарную комиссию (председатель Фалеев Виктор Иванович) и  утвердил Положение о порядке рассмотрения жалоб и сообщений о совершении судьей дисциплинарного проступка.

Практика работы показала правильность такого решения. Достаточно сказать, что за отчетный период Дисциплинарная комиссия  проверила, в том числе с выездом на места, 757 жалоб и сообщений о нарушении судьями норм закона и Кодекса судейской этики. Несмотря на то, что абсолютное большинство доводов жалоб о совершении судьями дисциплинарных проступков не подтвердились, либо они сводились к обжалованию судебных актов, результаты проверок способствовали совершенствованию работы судов.

Учитывая сложности в применении статусного закона и Кодекса судейской этики, в сфере внимания Совета судей были обращения судей по вопросам возможности судьи, пребывающего в отставке, работать в определенных органах и должностях;  толкования 20-летнего стажа в контексте пункта 4 статьи 3 Закона «О статусе судей в Российской Федерации»; наличия или отсутствия конфликта интересов и др. Комиссия Совета судей по этике (председатель Решетникова Ирина Валентиновна) не только готовила соответствующие заключения на данные вопросы, которые в последующем утверждались Президиумом, но и систематизировала заключения за период с 2010 года и подготовила сборник в электронном виде, что, безусловно, способствует соблюдению судьями законодательных и этических требований.

Придавая важное значение повышению  правовой культуры в обществе, формированию доверия к правосудию Совет судей уделял большое внимание вопросам информационной открытости судов и органов судейского сообщества. Комиссия Совета по информатизации и автоматизации деятельности судов (председатель Иванов Вячеслав Сергеевич) обобщила практику работы по реализации судами и мировыми судьями Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Обобщение обсуждалось на заседании Президиума, в результате которого были подготовлены разъяснения по применению Закона. Выявив проблемы с размещением судебных актов мировых судей в целом ряде регионов, Президиум обратился в Правительство Российской Федерации с просьбой дать поручение органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по кадровому и материально-техническому обеспечению судебных участков мировых судей в целях безусловного выполнения Федерального закона.

Комиссия по связям с государственными органами, общественными организациями и средствами массовой информации (председатель Сушинских Анатолий Михайлович) в практике работы использовала практически все предусмотренные законом, формы взаимодействия со СМИ, институтами гражданского общества, предусмотренными в статье 21 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ. Члены комиссии участвовали в совместном проведении пресс-конференций, собраний, форумов, круглых столов и иных форм обмена информацией.

Для обеспечения преемственности в деятельности судов, судей и органов судейского сообщества комиссия Совета по вопросам статуса судей и правового положения работников аппаратов судов (председатель Аверин Михаил Григорьевич) инициировала и провела обобщение об опыте создания и функционирования тематических музеев истории органов судебной власти в субъектах Российской Федерации. Обобщение обсуждено на Президиуме и направлено на места для использования в работе. По предложению комиссии утвержден план и совместно с судами субъектов Российской Федерации, Российским объединением судей реализованы мероприятия по празднованию Судебной реформы в России 1864 года. В честь ознаменования 150-летия судебной реформы в России учреждена юбилейная медаль «150 лет судебной реформы в России». Многие судьи, в том числе пребывающие в отставке получили эту награду. Традиционными для комиссии были вопросы контроля за реализацией прав судей и членов их семей на медицинское и санаторно-курортное лечение. В результате настойчивой работы комиссии было обеспечено выполнение условий договора со страховой кампанией «МАКС» по возвращению в субъекты Российской Федерации их представителей.

В целях признания заслуг судей, работников аппаратов судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, длительное время проработавших в судебной системе и внесших весомый вклад в правосудие, постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 1 декабря 2014 года учрежден почетный знак Совета судей Российской Федерации «Ветеран судебной системы».

Всего за отчетный период государственных  наград удостоен 141 судья,  наградами Верховного Суда Российской Федерации, судейского сообщества, Судебного департамент при Верховном Суде Российской Федерации награждены 2241 судья, 3564 работника аппаратов судов, 1628 работников системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

 

Уважаемые коллеги!

К сожалению, в отчетном докладе, учитывая регламент работы, невозможно осветить всех вопросов, которыми занимались Совет судей и его Президиум. Отдельные из них Вы услышите в выступлениях членов Совета и делегатов съезда, многие из них  найдете в проекте постановления съезда, в тех сборниках, которые Вам розданы в электронном виде. Могу констатировать, что общими усилиями сделано много, но многое предстоит сделать. Надеюсь на Ваше активное обсуждение и внесение предложений по дальнейшему поступательному развитию механизма судебной власти Российской Федерации, его судоустройственной, судопроизводственной и судейско-статусной составляющих в интересах гражданского общества.

Всех членов действующего Совета, работников аппарата Совета судей благодарю за работу.

Спасибо за внимание.

 

 

Статьи по теме:

О введении института мировых судей в субъектах Российской Федерации
О редакционном совете журнала "Судья" и положение по составу редакционного совета.
О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации»


Оцените эту публикацию:
Голосов: , Среднее:
Коментарии (0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.