Отчётный доклад Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Гусева А.В. на IX Всероссийском съезде судей

Доклад

Генерального директора Судебного департамента

IX Всероссийскому съезду судей о деятельности

Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за 2013–2016 годы

7 декабря 2016 года

 

Уважаемые делегаты, участники и гости съезда!

Уважаемые коллеги!

 

Прошедшие четыре года после завершения работы VIII Всероссийского съезда судей для Судебного департамента были периодом дальнейшего совершенствования организационного обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества.

Продолжалась практическая реализация федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы».

В своей деятельности Судебный департамент руководствовался действующим законодательством, актами Президента и Правительства Российской Федерации,  распоряжениями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, решениями VIII Всероссийского съезда судей, Совета судей Российской Федерации и его Президиума.

Задачами особой важности для нас в эти годы являлись:

осуществление мероприятий, связанных с упразднением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и передачей Судебному департаменту полномочий по организационному обеспечению деятельности арбитражных судов в Российской Федерации;

обеспечение деятельности Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации и Специальной экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации;

обеспечение деятельности судов Республики Крым и города федерального значения Севастополя в переходный период, а  с 2015 года обеспечение деятельности федеральных судов и органов судейского сообщества, созданных в этих субъектах Российской Федерации.

В отчетном периоде 2013–2016 годов мы продолжили формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей, внедрение в деятельность судов новых информационных технологий.

Осуществлена интеграция Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие», информационных систем и ресурсов федеральных арбитражных судов.

Совершенствуется процедура извещения участников судебного процесса, осуществляются мероприятия по внедрению в деятельность судов элементов электронного судопроизводства.

Продолжает развиваться и обновляться инфраструктура судебной системы.

Разумеется, мы видим и нерешенные проблемы, постоянно анализируем ход выполнения задач, стоящих перед Судебным департаментом и его органами,  ход реализации федеральной целевой программы, вносим коррективы в свою работу, принимаем меры, направленные на повышение эффективности управленческой деятельности в центре и на местах.

Особо хотел бы подчеркнуть: Судебный департамент осуществляет свою деятельность открыто, в повседневном взаимодействии с судами, другими органами государственной власти и органами судейского сообщества. Высокие требования, предъявляемые к нашей деятельности,  сочетаются с пониманием проблем и деловой помощью в их решении со стороны Президента и Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания, Председателя Верховного Суда и Совета судей Российской Федерации.

Позвольте теперь более подробно остановиться на основных итогах деятельности Судебного департамента за 2013–2016 годы.

 

*****

 

Работа Судебного департамента по финансированию судов, органов судейского сообщества и мировых судей осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О финансировании судов Российской Федерации», федеральными законами о федеральном бюджете и иными нормативными правовыми актами.

В настоящее время в систему бюджетного финансирования включены:

Судебный департамент как главный распорядитель и получатель бюджетных средств;

85 областных и равных им судов;

12 окружных (флотских) военных судов;

115 федеральных арбитражных судов;

84 управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, осуществляющих финансовое обеспечение районных судов, гарнизонных военных судов, мировых судей и органов судейского сообщества;

федеральное государственное бюджетное учреждение «Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие» как получатель субсидии на выполнение государственного задания с 84 филиалами в субъектах Российской Федерации.

Напомню, что в 2013 году бюджет Судебного департамента составил
121 млрд 759,4 млн рублей, а Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2016 год» Судебному департаменту на 1 января 2016 года были предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 178 млрд 640, 8 млн рублей.

Увеличение бюджетных ассигнований было обусловлено принятием федеральных законов, связанных прежде всего с передачей Судебному департаменту полномочий по организационному обеспечению деятельности арбитражных судов, увеличением количества субъектов Российской Федерации, увеличением денежного вознаграждения судей, а также увеличением численности судей арбитражных судов.

Однако, к сожалению, объем этих бюджетных ассигнований, который ежегодно предусматривается в федеральном бюджете Судебному департаменту, не позволяет обеспечить должным образом все направления деятельности, относящиеся к полномочиям Судебного департамента.

В 2015–2016 годах финансирование судов, мировых судей, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента осуществлялось в условиях наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры.

Негативная ситуация с недостаточностью средств федерального бюджета осложнялась необходимостью реализации новых нормативных правовых актов Российской Федерации без соответствующего финансового обеспечения.

Так, например, повышение минимального размера оплаты труда с 1 января 2016 г. до 6204 рублей в месяц и с 1 июля 2016 г. до 7500 рублей в месяц, осуществленное в условиях отсутствия финансового обеспечения, привело к дефициту фонда оплаты труда гражданских служащих и вспомогательного персонала.

Кроме того, без дополнительного финансового обеспечения осуществляются:

исполнение поручения Президента Российской Федерации о введении обязательной видеозаписи хода судебных заседаний;

внедрение в деятельность судов элементов электронного судопроизводства, обусловленное изменением процессуального законодательства;

подготовка к реализации изменений в законодательстве РоссийскойФедерации, связанных с введением с 1 июня 2018 г. института присяжных заседателей в районных судах и гарнизонных военных судах.

Возникали проблемы с оплатой услуг почтовой связи и выплатой выходных пособий судьям, ушедшим или удаленным в отставку.

Правительством Российской Федерации в качестве одной из мер по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год»  было установлено ограничение на принятие после 30 сентября 2016 г. получателями средств федерального бюджета бюджетных обязательств, связанных с поставкой товаров, выполнением работ и оказанием услуг.

Во исполнение вышеизложенных требований с лицевых счетов подведомственных нам бюджетополучателей на лицевой счет Судебного департамента были отозваны средства в сумме 120,2 млн рублей.

 Минфином России в Совет судей Российской Федерации внесены предложения о согласовании направления вышеуказанных средств в «Антикризисный фонд».

Совет судей Российской Федерации постановлением от 20 октября 2016 г. № 388 не поддержал предложения Минфина России и постановил направить указанные средства для финансового обеспечения судов Российской Федерации в IV квартале текущего года.

Учитывая решение Совета судей Российской Федерации, мы подготовили и направили в Правительство Российской Федерации два проекта распоряжений Правительства Российской Федерации о возможности принятия до 30 декабря 2016 г. подведомственными Судебному департаменту бюджетополучателями бюджетных обязательств, связанных с поставкой товаров, выполнением работ и оказанием услуг и подлежащих исполнению в 2016 году.

Кроме того, Правительством Российской Федерации установлено ограничение на использование в 2016 году в целях материального стимулирования работников федеральных государственных органов экономии по фонду оплаты труда, возникшей в связи с наличием вакантных должностей.

Хочу подчеркнуть: за девять месяцев 2016 года совокупная экономия по фонду оплаты труда, подлежащая возврату в бюджет, в судах и органах Судебного департамента составила 33,4 млн рублей.

Вместе с тем мы постоянно проводили и проводим работу с Правительством Российской Федерации и Минфином России, направленную на увеличение объемов финансирования судов.

Так, в результате проведенной работы на 1 декабря 2016 г. общий объем бюджетных ассигнований, выделенных Судебному департаменту в 2016 году, составил 193 млрд 656,5 млн рублей, что на 15 млрд 15,7 млн рублей больше объема, предусмотренного на 1 января текущего года.

В текущем году Судебный департамент осуществлял мероприятия по формированию проекта федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. При этом Минфин России при расчете объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2017–2019 годы принимал в качестве «базовых» объемов бюджетные ассигнования, утвержденные Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2016 год».

В итоге предельные объемы бюджетных ассигнований, доведенные Минфином России Судебному департаменту на 2017–2019 годы, составили ежегодно 184 млрд 567,0 млн рублей, в том числе по мероприятиям федеральной целевой программы 9 млрд 238,8 млн рублей.

Не согласившись с таким подходом, Судебный департамент внес на согласительное совещание в Минфин России предложения о выделении дополнительных бюджетных ассигнований.

Однако, к сожалению, не все предложения Судебного департамента были поддержаны.

В результате бюджетные ассигнования, предусмотренные Судебному департаменту в проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», составили:

на 2017 год186 млрд 862,4 млн рублей, в том числе по мероприятиям федеральной целевой программы 10 млрд 800,8 млн рублей;

на 2018 и 2019 годы – ежегодно по 186 млрд 89,2 млн рублей, в том числе по мероприятиям федеральной целевой программы 9 млрд 238,8 млн рублей.

Продолжалась работа по оснащению судов материально-техническими средствами: оргтехникой, офисной мебелью, автотранспортом, средствами связи и другим имуществом. Осуществлялся ремонт автотранспорта, оргтехники, средств связи.

Особое внимание в отчетный период мы уделяли материально-техническому обеспечению федеральных судов на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

         В целом финансирование судов и их обеспеченность материально-техническими средствами удалось сохранить на уровне, необходимом для отправления правосудия.

 

*****

 

В целях повышения эффективности управления бюджетными средствами, наиболее рационального их расходования мы стремимся полнее использовать возможности ведомственного контроля.

Судебный департамент в пределах своих полномочий систематически проводит ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и системы Судебного департамента. При этом акцент в контрольной деятельности делается на обеспечение целевого и эффективного расходования бюджетных средств бюджетополучателями. Осуществляется координация контрольных мероприятий с органами государственного финансового контроля.

По результатам ревизий и проверок разрабатываются планы мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков с установлением сроков исполнения и ответственных должностных лиц, проводятся оперативные совещания, служебные проверки в отношении должностных лиц. Осуществляется постоянный контроль за ходом устранения выявленных нарушений и недостатков.

В отчетном периоде Судебным департаментом проведено свыше 400 контрольно-ревизионных мероприятий, результаты которых рассматривались на заседаниях созданной для этих целей Комиссии по рассмотрению материалов контрольных мероприятий.

По итогам рассмотрения материалов проверок и ревизий приняты конкретные меры по устранению выявленных финансовых нарушений, в том числе и меры дисциплинарного характера в отношении должностных лиц, допустивших нецелевое использование бюджетных средств.

Особую обеспокоенность вызывали выявленные  в ходе проведения контрольных мероприятий факты хищения бюджетных средств, предназначавшихся на выплату ежемесячного пожизненного содержания судьям, пребывающим в отставке, несоблюдения финансовой дисциплины, выразившиеся в необоснованном списании денежных средств с депозитных счетов арбитражных судов, а также нарушения при оплате процессуальных издержек, связанных с рассмотрением  судебных дел, подлежащих выплате переводчикам.

По указанным нарушениям материалы проверок были направлены в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел.

С целью анализа наиболее характерных нарушений в финансово-хозяйственной деятельности и выработки мер по их недопущению мы проводим обучающие семинары с гражданскими служащими финансовых служб судов – подведомственных бюджетополучателей и контрольно-ревизионными работниками органов Судебного департамента.

Важную роль в выявлении и устранении нарушений и недостатков в работе играют комплексные, целевые и контрольные проверки органов Судебного департамента. В отчетном периоде проведено более 200 таких проверок.

Информация, полученная в результате проведения проверок, позволяет более конкретно планировать мероприятия по осуществлению организационного обеспечения деятельности судов, своевременно принимать необходимые меры по устранению нарушений и недостатков. Безусловно, в ходе их проведения оказывается методическая и практическая помощь работникам аппаратов судов и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.

В неразрывной связи с контрольной деятельностью Судебным департаментом осуществляется работа по реализации требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции.

 В отчетном периоде мы проводили мероприятия по реализации Национальной стратегии противодействия коррупции и национальных планов противодействия коррупции на соответствующий период в целях предотвращения и противодействия коррупции в системе Судебного департамента и аппаратах  судов.

Во исполнение положений Национального плана противодействия коррупции на 2014–2015 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 2014 г. № 226 в Судебном департаменте образовано Управление по вопросам противодействия коррупции и соответствующие подразделения в управлениях Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, которые координируют реализацию мероприятий по противодействию коррупционным правонарушениям в судейском корпусе, аппаратах судов и системе Судебного департамента.

Ежегодно разрабатывается, утверждается и реализуется план противодействия коррупции в Судебном департаменте.

Созданы и действуют Комиссия Судебного департамента по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих, иных работников, и урегулированию конфликта интересов, а также Комиссия по противодействию коррупции.

Осуществляется постоянное взаимодействие с Комиссией Совета судей Российской Федерации по реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий.

По поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации мы ежеквартально осуществляем мониторинг хода реализации мероприятий по противодействию коррупции в судейском корпусе и аппаратах судов. Результаты указанного мониторинга в установленные сроки представляются в Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции и в Верховный Суд Российской Федерации.

 

*****

 

В комплексе решались задачи по информатизации деятельности федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента.

Наша работа в этой области осуществлялась в соответствии с концепциями развития информатизации судов, утвержденными Президиумом Совета судей Российской Федерации, с учетом действующего законодательства Российской Федерации, актов Президента и Правительства Российской Федерации, поручений Председателя Верховного Суда Российской Федерации и в первую очередь была направлена на:

разработку и принятие программных документов, нормативных правовых актов по вопросам информатизации;

реализацию мероприятий федеральной целевой программы в части информатизации деятельности федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов;

формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей;

организацию функционирования Информационно-аналитического центра Судебного департамента;

реализацию мероприятий, связанных с изменениями в судебной системе и  образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Судебным департаментом в отчетном периоде сформирована филиальная сеть Информационно-аналитического центра поддержки ГАС «Правосудие» в субъектах Российской Федерации.

Проведены работы по обеспечению подключения мировых судей к единому информационному пространству, по созданию системы управления, обеспечения эксплуатации и сервисного обслуживания имущественного комплекса и развитию проектных решений ГАС «Правосудие».

Осуществлена приемка и обеспечено функционирование информационных систем и ресурсов федеральных арбитражных судов. К ГАС «Правосудие» подключены новые объекты автоматизации в Республике Крым и городе Севастополе. Проводятся мероприятия, направленные на реализацию в судах элементов «электронного правосудия».

Обеспечивается техническая поддержка функционирования интернет-портала ГАС «Правосудие», официальных сайтов и сервисов федеральных судов и мировых судей, органов судейского сообщества, Судебного департамента и его территориальных органов, программно-аппаратных средств уведомления участников судебных процессов средствами электронной почты и СМС-сообщений.

С целью реализации возможностей, предусмотренных процессуальным законодательством по внедрению в судебной системе юридически значимого электронного документооборота с применением электронной подписи, создан Удостоверяющий центр ГАС «Правосудие», обеспечивающий федеральные суды общей юрисдикции, федеральные арбитражные суды и систему Судебного департамента ключевыми носителями.

В конце 2015 года Удостоверяющий центр получил аккредитацию Минкомсвязи России. Пункты регистрации этого центра созданы во всех субъектах Российской Федерации. Только в текущем году судьям, работникам аппаратов судов и системы Судебного департамента выдано более 26 тыс. сертификатов электронных подписей.

Создан и функционирует в качестве подсистемы Портал технической поддержки ГАС «Правосудие», на котором ежегодно регистрируется и контролируется исполнение более 60 тыс. заявок пользователей.

В 2013–2016 годах суды оснащались компьютерами и оргтехникой, средствами видео-конференц-связи, аудио-, видеофиксации и протоколирования хода судебных заседаний, комплексами для допроса потерпевших и свидетелей без возможности их визуального наблюдения, информационными киосками и другими программно-техническими средствами.

При этом особо хотел бы подчеркнуть: мы стремимся использовать все возможности для улучшения обеспеченности судов компьютерной техникой, в том числе направляем на эти цели средства, сэкономленные в результате проведения конкурсных процедур. Так, только за 9 месяцев текущего года мы дополнительно к запланированному количеству закупили более 1300 компьютеров для судов.

На сегодняшний день общая численность автоматизированных рабочих мест ГАС «Правосудие» превышает 130 тыс. единиц, имущественный комплекс системы включает около 1 млн единиц технических средств автоматизации и вычислительной техники, размещенных более чем на 3000 объектах автоматизации.

Осуществляется техническое сопровождение программных изделий ГАС «Правосудие». Во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Председателя Верховного Суда Российской Федерации по формированию единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей, переводу судебных архивов в электронный вид, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» проведены работы по разработке комплекса программ «Судебное делопроизводство» ГАС «Правосудие». Основные его функции направлены на реализацию элементов «электронного правосудия»:

внедрение юридически значимого электронного документооборота, включая подачу процессуальных документов в суд в электронном виде;

консолидацию данных на региональном и федеральном уровнях;

обеспечение электронного взаимодействия между судами разных уровней.

Поддерживается постоянное функционирование программно-технических средств электронных служб и сервисов федеральных арбитражных судов.

Разработан программно-технический комплекс внешнего информационного взаимодействия ГАС «Правосудие», посредством которого осуществляется опытный информационный обмен с автоматизированной информационной системой Федеральной службы судебных приставов по передаче юридически значимых электронных исполнительных документов и получению юридически значимых электронных процессуальных документов об исполнении судебных решений.

Успешно проведены испытания взаимодействия ГАС «Правосудие» с единым порталом государственных и муниципальных услуг Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Государственной информационной системой государственных и муниципальных платежей Федерального казначейства.

Таким образом, в период 2013–2016 годов существенно возросли возможности судов по применению современных информационных технологий при осуществлении правосудия.

 

*****

Уважаемые коллеги! VIII Всероссийский съезд судей поставил перед Судебным департаментом задачу повышения эффективности и качества судопроизводства, его доступности, в том числе за счет удобного месторасположения зданий судов, обустройства в них современных залов заседаний, создания в судах надлежащих условий для работы судей и пребывания граждан, включая лиц с ограниченными возможностями.

В отчетном периоде поставленная задача решалась в ходе реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие судебной системы на 2013–2020 годы», а также при проведении комплексного капитального ремонта зданий судов.

В перечень объектов, подлежащих строительству, реконструкции, комплексному капитальному ремонту, а также в объем их финансирования вносились корректировки исходя из сложившейся экономической ситуации и стоящих перед Судебным департаментом задач.

В связи с передачей Судебному департаменту в 2014 году полномочий по организационному обеспечению деятельности федеральных арбитражных судов были внесены соответствующие изменения в федеральную целевую программу и в программу Судебного департамента по комплексному капитальному ремонту зданий  судов на 2014–2018 годы в части, касающейся  объектов арбитражных судов. Проводится работа по включению в федеральную целевую программу мероприятий по строительству и реконструкции зданий судов на территориях Республики Крым и города  Севастополя.

Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по повышению эффективности использования бюджетных средств от 18.08.2015 № Пр-1659 в отчетном периоде в приоритетном порядке осуществлялось финансирование объектов с высокой степенью готовности к вводу в эксплуатацию, а также объектов, готовых к началу строительства в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

В период с 2013 по 2016 год введено в эксплуатацию строительством, реконструкцией 16 зданий для федеральных судов общей юрисдикции и 2 здания для арбитражных судов.

В этот же период приобретено 19 объектов для федеральных судов общей юрисдикции и 2 объекта для арбитражных судов.

До конца текущего года завершится строительство еще 10 объектов.

При этом замечу: построенные и реконструированные объекты – это уже принципиально новые здания и по планировке, архитектурному облику и дизайну, и главное, по условиям для работы судей и работников аппаратов судов.

В отчетном периоде в новых зданиях разместились:

Левашинский и Сергокалинский районные суды Республики Дагестан;

Великоустюгский и Бабаевский районные суды Вологодской области;

Шаховской районный суд Московской области;

Майский районный суд Кабардино-Балкарской Республики;

Ивановский гарнизонный военный суд;

Исилькульский городской суд Омской области;

Воткинский районный суд Удмуртской Республики;

Миасский городской суд Челябинской области;

Ленинградский районный суд Калининградской области;

Лискинский районный и Борисоглебский городской суды Воронежской области;

Колпинский, Невский и Выборгский районные суды г. Санкт-Петербурга;

Арбитражный суд Липецкой области, Арбитражный суд Республики Татарстан и Арбитражный суд Поволжского округа.

Улучшение условий для работы судов осуществляется также путем проведения комплексного капитального ремонта имеющихся и переданных нам зданий. Как правило, переданные здания не приспособлены под нужды судов и требуют проведения капитального ремонта.

В целях эффективного, результативного и адресного использования бюджетных средств ремонт зданий судов проводится в рамках программ Судебного департамента по комплексному капитальному ремонту.

В отчетный период при реализации этих программ отремонтировано 128 зданий судов, а до конца текущего года планируется завершить ремонт еще в 46 зданиях.

Кроме того, за счет текущего финансирования был проведен капитальный ремонт в 7 зданиях федеральных судов общей юрисдикции и 2 зданиях арбитражных судов.

Осуществление капитального ремонта зданий программно-целевым методом повышает качество планирования объемов, темпов и очередности проведения капитального ремонта и позволяет обеспечить своевременный мониторинг результатов реализации программных мероприятий.

Конечно, ограниченность финансовых ресурсов не позволяет нам в полной мере увеличить объемы строительства, реконструкции и комплексного капитального ремонта зданий. Актуальной продолжает оставаться проблема недостаточности площадей помещений для размещения судов.

Мы проводим и продолжим проводить работу по улучшению условий работы федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и органов судейского сообщества путем строительства, реконструкции и приобретения зданий для судов, их комплексного капитального ремонта, а также подбора объектов недвижимого имущества для нужд судебной системы с последующим закреплением их за судами и органами Судебного департамента в соответствии с действующим законодательством.

 

*****

В ходе реализации изменений в законодательстве о судебной системе, процессуальном законодательстве, а также в связи с образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя существенно возросли объемы работы Судебного департамента по организационно-правовому обеспечению деятельности судов.

Совершенствовалась нормативно-методическая база, регулирующая вопросы делопроизводства и работы архивов судов, извещения участников судебного процесса с использованием современных технологий, применения видео-конференц-связи, обеспечения доступа к информации о деятельности судов и другие вопросы.

Действовавший ранее порядок учета судебных постановлений на оплату процессуальных издержек обусловил необходимость изменения процедуры обращения к исполнению судебных постановлений на оплату услуг адвоката, переводчика, эксперта, специалиста на законодательном уровне. В этой связи Судебным департаментом инициирована подготовка соответствующего проекта постановления Правительства Российской Федерации.

20 октября 2015 г. Правительством Российской Федерации принято постановление № 1119 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», согласно которому копии судебных постановлений на оплату процессуальных издержек, заверенные в установленном порядке, направляются судом непосредственно в финансовую службу суда или управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации с обязательным уведомлением и направлением (выдачей) копий участникам судопроизводства.

Указанные новации позволяют исключить возможность фальсификации и повторного предъявления к оплате судебных постановлений участниками судопроизводства.

В целях реализации изменений в законодательстве Российской Федерации Судебным департаментом:

ведется организационная работа и разработка проектов нормативных актов, регулирующих вопросы применения электронных документов в деятельности судов;

осуществляются организационные мероприятия по подготовке районных судов и гарнизонных военных судов к рассмотрению уголовных дел с участием присяжных заседателей.

В 2013–2016 годах в полном объеме выполнены плановые мероприятия по сбору, формированию, контролю и анализу статистической отчетности о деятельности судов и судимости.

Объем обрабатываемых статистических показателей по всем уровням судов и формам отчетности ежегодно увеличивался (с 69,8 млн в 2013 году до 113,5 млн только за 9 месяцев текущего года). Увеличение показателей статистической отчетности на 43,7 млн обусловлено включением с 2014 года в отчетность данных о деятельности арбитражных судов, а с 2015 года – судов Республики Крым и г. Севастополя, а также необходимостью отражения изменений законодательства Российской Федерации в анализе судебной практики.

Особо хотел бы обратить Ваше внимание, уважаемые коллеги, на то, что обработка такого количества статистических показателей и представление статистической информации государственным органам и другим заинтересованным лицам были бы невозможными без применения современных информационных технологий и возможностей ГАС «Правосудие».

Одной из приоритетных задач отчетного периода являлось создание соответствующих условий для функционирования судебной системы в Республике Крым и г. Севастополе. Решались вопросы возмещения судебных издержек в переходный период 2014 года, безопасности и комплекс других вопросов организационного обеспечения деятельности судов.

Учитывая, что реализуемая Судебным департаментом федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы» не содержит мероприятий, направленных на развитие судебной системы в новых субъектах Российской Федерации, нами был разработан и направлен в Минэкономразвития России проект концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе на 2017–2023 годы».

Однако  Министерство экономического развития Российской Федерации не поддержало данную инициативу Судебного департамента и рекомендовало осуществлять запланированные мероприятия в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию действующей федеральной целевой программы.

В настоящее время мы прорабатываем возможности реализации мероприятий по развитию судебной системы в Республике Крым и г. Севастополе в рамках выделенного финансирования.

 

*****

Особого внимания, принятия своевременных решений требует задача обеспечения безопасности судей и охраны зданий судов, обеспечения их самыми современными техническими средствами защиты.

В отчетном периоде участились угрозы в адрес судей, в том числе с использованием сети Интернет.

В ряде регионов Российской Федерации деятельность судов осуществляется в сложной обстановке.

В адрес судей, рассматривающих уголовные дела, зачастую поступают угрозы физической расправы и уничтожения их имущества.

В 2013 году поступила 21 угроза, в 2014 году – 18, в 2015 году – 15, в текущем году 35 угроз.

Нередки случаи покушения на жизнь и здоровье судей: в 2013 году – 2, в 2014 – 5, в 2015 – 2, в 2016 году – 6 случаев.

К сожалению, имеют место и факты убийств судей. В 2013 году совершено 4 убийства, в 2014 году убито двое судей, в 2016 году также совершено 2 убийства судей. 

При наличии угрозы жизни и здоровью судей органами внутренних дел в соответствии с действующим законодательством оперативно выносятся решения о применении мер по обеспечению их безопасности.

В целях решения проблем по обеспечению безопасности судей, Судебным департаментом в соответствии с постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации проведены практические испытания по внедрению мобильных устройств тревожной сигнализации, действующих вне зданий судов, для защиты судей от преступных посягательств. При проведении испытаний было задействовано более 20 судей, а также проработаны различные варианты возникновения угрозы их безопасности вне зданий судов.

Итоговые результаты испытаний показали, что использование такой меры будет способствовать повышению уровня защиты судей. Функции по внедрению указанных устройств Правительством Российской Федерации возложены на МВД России.

Актуальным вопросом в отчетном периоде являлся вопрос охраны зданий судов.

В связи со значительным сокращением численности сотрудников вневедомственной охраны МВД России и сотрудников Федеральной службы судебных приставов для сохранения прежнего уровня безопасности зданий судов Правительством Российской Федерации и МВД России рекомендовано расширить применение и внедрение технических средств охраны.

Мероприятия по оснащению зданий судов современными техническими системами охраны для обеспечения безопасности осуществлялись Судебным департаментом в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы» Объем финансирования этих мероприятий в отчетном периоде составил 1773,75 млн рублей.

В 2013–2016 годах в полном объеме оснащено техническими средствами и системами защиты более 200 зданий федеральных судов общей юрисдикции и более 80 зданий федеральных арбитражных судов.

Однако Судебный департамент обеспокоен ситуацией, сложившейся в последнее время в связи с сокращением штатной численности судебных приставов и, как следствие, снятием с охраны зданий судов в нерабочее время судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

В целях урегулирования сложившейся ситуации, повышения уровня безопасности судебной деятельности мы прорабатываем вопросы создания ведомственной охраны судов, совершенствуем взаимодействие с МВД России, ФССП России, а также Федеральной службой войск национальной гвардии, которой в текущем году переданы функции вневедомственной охраны.

 

*****

Одно из основных полномочий Судебного департамента – организационное обеспечение деятельности органов судейского сообщества Российской Федерации. Осуществляя обеспечение различных мероприятий органов судейского сообщества, мы совершенствуем и укрепляем взаимодействие с Советом судей Российской Федерации, его Президиумом, комиссиями, развиваем деловые контакты с председателями советов судей в регионах. Совет судей Российской Федерации и его Президиум систематически заслушивает доклады руководителей подразделений Судебного департамента  по наиболее актуальным проблемам организационного обеспечения деятельности судов.

Руководители наших территориальных органов участвуют в заседаниях советов судей регионов, согласуют планы работы, совместно организуют конференции и семинары, издают периодические издания.

В отчетном периоде мы в соответствии с планами органов судейского сообщества обеспечили проведение свыше 120 мероприятий.

В 2015 году осуществлено организационное и финансовое обеспечение проведения первых конференций судей Республики Крым и города федерального значения Севастополя в связи с избранием органов судейского сообщества этих субъектов Российской Федерации.

В период с 2013 года по 6 августа 2014 г. в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Дисциплинарном судебном присутствии» мы обеспечивали проведение заседаний этого судебного органа.

Задачей особой важности для Судебного департамента стало осуществление мероприятий, связанных с формированием первоначального состава Верховного Суда Российской Федерации.

В 2014 году Судебный департамент проводил организационные мероприятия по обеспечению избрания кандидатов в состав Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации и Специальной экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации и последующему обеспечению работы этих специальных органов.

В ходе обеспечения деятельности Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи Судебным департаментом в отчетном периоде по поручениям председателей органов судейского сообщества рассматривались обращения и запросы, поступившие в адрес Совета судей Российской Федерации, ВККС и ВЭК, готовились ответы на них.

Подготовлено и направлено в компетентные органы почти 35 000 запросов в отношении претендентов на должности судей, председателей судов и их заместителей. Полученная информация проанализирована и приобщена к соответствующим материалам.

Подготовлено около 5000 проектов решений и заключений ВККС.

 

*****

Приоритеты в кадровом обеспечении деятельности федеральных судов выстраивались исходя из требований законодательства Российской Федерации, потребностей судебной практики и повышения эффективности профессиональной подготовки судей и государственных гражданских служащих.

Обновляется судейский корпус федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов. Сформирован новый судейский корпус в Республике Крым и городе Севастополе.

По состоянию на 30 сентября 2016 г. в Российской Федерации функционировали 2387 федеральных судов общей юрисдикции и 115 федеральных арбитражных судов.

Таким образом, Судебный департамент осуществляет организационное обеспечение деятельности 2502 федеральных судов.

К сожалению, по-прежнему не снята проблема полного укомплектования кадрами судей и работников аппаратов судов, стабильности кадрового состава.                     

В областных и равных им судах число вакантных должностей судей составило 715 единиц, или 11,1% от штатной численности, в районных судах число вакантных должностей судей превышает две тысячи, или 12,5% от штатной численности.

В окружных (флотских) и гарнизонных военных судах судейский корпус укомплектован соответственно на 84,5% и 84,7%.

Более 12% от штатной численности составляет количество вакантных должностей судей в арбитражных судах, а в Суде по интеллектуальным правам этот показатель достигает 40%.

На постоянной основе нами осуществляется работа по организации профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки судей, работников аппаратов судов и системы Судебного департамента. Весьма эффективно действует система подготовки судей, впервые назначенных на должность.

В отчетном периоде Судебный департамент по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации с учетом позиции Правительства Российской Федерации, руководствуясь распоряжениями Президента Российской Федерации от 03.06.2015 № 15-рп и от 09.05.2016 № 114-рп, заключил государственные контракты  с Российским государственным университетом правосудия на оказание услуг по дополнительному профессиональному образованию гражданских служащих аппаратов федеральных судов.

Всего с 2013 по 2016 год получили дополнительное профессиональное образование свыше 18 000 судей и около 32 000 государственных гражданских служащих судов и системы Судебного департамента.

 

*****

Важнейшая составляющая деятельности Судебного департамента – развитие и совершенствование социальной защиты судей и членов их семей, а также работников аппаратов судов.

Мы постоянно работаем над поддержанием достаточно высокого уровня оплаты труда судей, их достойным материальным обеспечением.

В отчетном периоде с 2013 года введена новая система оплаты труда судей.

С 1 октября 2013 г. согласно Указу Президента Российской Федерации были увеличены размеры должностных окладов судей в 1,055 раза, а с 1 октября 2014 г. по 2016 год реализованы изменения, внесенные в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», согласно которым ежегодно повышались размеры ежемесячного денежного поощрения судей на 0,3 должностного оклада.

Также с 1 октября 2013 г. в 1,055 раза были увеличены должностные оклады и оклады за классные чины государственных служащих аппаратов судов и системы Судебного департамента.

В рамках реализации мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», и во исполнение соответствующих актов Правительства Российской Федерации в 2014–2016 годах нами доводились лимиты бюджетных обязательств подведомственным бюджетополучателям для осуществления  материального стимулирования, что позволило увеличить уровень оплаты труда государственных гражданских служащих.

Во исполнение решений VIII Всероссийского съезда судей, Совета судей Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации осуществлялась работа по повышению уровня оплаты труда работников аппаратов судов. Для решения этой проблемы подготовлен проект федерального закона «О судебной службе Российской Федерации».

Наряду с этим Судебным департаментом подготовлены проекты указов Президента Российской Федерации об увеличении размера ежемесячного денежного поощрения государственных служащих федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации с 1 до 1,5 должностного оклада.

Судебный департамент непосредственно участвовал в подготовке проекта Федерального закона «О гарантиях социальной защиты отдельных категорий граждан», который был принят 8 июня 2015 года. Тем самым были решены вопросы материального и социального обеспечения судей судов на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Указом Президента Российской Федерации от 5 августа 2015 года были также закреплены социальные гарантии  гражданских служащих федеральных судов и управлений Судебного департамента, созданных на территориях Республики Крым и города Севастополя.

В отчетном периоде увеличилось число бывших судей и судей, пребывающих в отставке, получающих ежемесячное пожизненное содержание на 4941 федерального судью, а число судей, получающих ежемесячную надбавку к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50 % ЕПС, за указанный период возросло на 2087 судей.

Количество получателей ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судей в 2013–2016 годах также увеличилось и в настоящее время составляет 1403 человека.

Хотел бы обратить Ваше внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 294-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» на Судебный департамент с 1 января 2017 года возложены функции по материальному и социальному обеспечению судей, которые назначены (избраны) от Российской Федерации в Суд Евразийского экономического союза, Экономический суд Содружества Независимых Государств и полномочия которых прекращены. Указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 2016 г. № 617 утверждено Положение о порядке материального и социального обеспечения этой категории судей.

Это новая задача для нас и мы будем её решать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постоянно в поле нашего зрения находятся проблемы медицинского обеспечения судей и членов их семей. Оказание медицинской помощи осуществляется по программам обязательного медицинского страхования, утвержденным в каждом регионе, и централизованно по программе добровольного медицинского страхования – через страховую компанию ЗАО «МАКС».

Происходят позитивные подвижки и в такой жизненно важной сфере, как обеспечение судей и работников аппаратов судов жилыми помещениями.

В отчетном периоде был устранен имевшийся правовой пробел в законодательстве в части установления уровня бюджета, расходным обязательством которого является приобретение жилых помещений для мировых судей. В настоящее время действующим законодательством предусмотрено обеспечение мировых судей жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета через органы Судебного департамента.

Денежные средства на приобретение жилья для судей предусмотрены федеральной целевой программой. Впервые с 1998 года выделены денежные средства на обеспечение жильем мировых судей из федерального бюджета на 2016 год.

В течение 2013–2015 годов для федеральных судей приобретено в рамках федеральной целевой программы 419 жилых помещений. До конца текущего года планируется приобрести благоустроенное жилье для 140 федеральных судей и 18 мировых судей.

Федеральной целевой программой также предусмотрены денежные средства на предоставление единовременной субсидии государственным служащим аппаратов судов и системы Судебного департамента на приобретение жилья.

В течение 2013–2015 годов за счет выделенных средств федерального бюджета обеспечен жильем 581 государственный гражданский служащий. В 2016 году планируется предоставить субсидии 187 государственным служащим.

Мы и далее будем продолжать работу по повышению уровня социальной защиты судей, членов их семей и работников аппаратов судов.

 

*****

Совершенствуется взаимодействие судов и органов судейского сообщества со средствами массовой информации. Основные наши усилия направлены на обеспечение открытости и гласности судопроизводства, доступа общественности к информации о деятельности судов, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента.

В отчетном периоде в средствах массовой информации освещались приоритетные направления деятельности судов, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента, в том числе по реализации изменений, внесенных в законодательство о судебной системе, изменений в составе субъектов Российской Федерации, по реализации федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы» и другие направления.

На официальном сайте Судебного департамента осуществлялась публикация новостной и иной информации о деятельности судов и системы Судебного департамента. За отчетный период подготовлено и размещено свыше 1500 публикаций.

Соответствующая новостная информация о деятельности судов и органов судейского сообщества размещалась на официальных интернет-сайтах органов судейского сообщества, доступных для широкой общественности, включая представителей СМИ.

В отчетный период государственными гражданскими служащими судов и системы Судебного департамента, ответственными за взаимодействие с общественностью и средствами массовой информации, подготовлено, опубликовано и размещено в федеральных, региональных и местных СМИ более 180 000 различных материалов.

Количество информационных материалов о работе судебной системы за последние годы значительно возросло. Это способствовало формированию устойчивого информационного потока, обеспечивающего открытость и гласность, доступ общественности к информации о деятельности судов и органов судейского сообщества, формированию позитивного имиджа судебной системы в целом.

Совершенствуется редакционно-издательская деятельность. Созданы необходимые условия для учреждения и выпуска печатных изданий органов судейского сообщества, растет их совокупный тираж.

Наша работа по обеспечению взаимодействия судов и органов судейского сообщества со средствами массовой информации будет и в дальнейшем развиваться и совершенствоваться.

 

*****

Деятельность Судебного департамента по обеспечению международно-правового сотрудничества в отчетный период была направлена на дальнейшее развитие межгосударственных взаимоотношений, изучение судьями передового зарубежного опыта в области судебной практики, изучение европейского опыта при введении института апелляции по уголовным и гражданским делам в судах общей юрисдикции Российской Федерации, опыта по использованию передовых информационных технологий в сфере судопроизводства, а также на обмен опытом сторон по осуществлению организационного обеспечения деятельности судов.

В 2013–2016 годах в зарубежных поездках в рамках различных программ и проектов, в международных конференциях, семинарах, форумах и встречах, а также иных важных мероприятиях участвовали председатели судов и их заместители, судьи, члены Совета судей Российской Федерации.

Представители российской судебной системы ознакомились с передовым зарубежным опытом деятельности судебных органов и  проинформировали своих коллег о достижениях судебной реформы в России.

Важное значение имело непосредственное ознакомление судей с работой Европейского Суда по правам человека.

Судебный департамент в отчетном периоде обеспечил участие 199 судей (в том числе председателей, заместителей председателей областных и равных им судов, председателей районных судов) в программе по изучению деятельности Европейского Суда по правам человека. В ходе командировок российские судьи приняли участие в слушаниях по делам, рассматриваемым в Большой Палате Европейского Суда, ознакомились со структурой и работой Европейского Суда, участвовали во встречах и дискуссиях с юристами Европейского Суда по интересующим судей вопросам.

В целях ознакомления с судебной системой Российской Федерации и деятельностью Судебного департамента с 2013 по 2016 год организован  приём 28 иностранных делегаций (в том числе Китайской Народной Республики, Демократической Республики Непал, Верховного Суда Королевства Таиланд, Федеративной Республики Бразилия, Республики Панама), прибывших в Российскую Федерацию в рамках международных программ, конференций, семинаров, круглых столов и двусторонних встреч.

Судебный департамент планирует продолжить работу по установлению и развитию связей с международными и иностранными органами судебной власти в целях совершенствования организации работы судов и повышения эффективности организационного обеспечения их деятельности.

 

*****

 

 

 

 

Уважаемые коллеги!

 

Таковы основные итоги деятельности Судебного департамента за 2013–2016 годы.

Наша работа многогранна и осветить все её аспекты в рамках отведенного регламентом времени не представляется возможным.

Судебный департамент продолжит решать комплекс задач по организационному обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, финансированию мировых судей и формированию единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей.

Нашим безусловным приоритетом в этой работе будет практическая реализация решений IX Всероссийского съезда судей, Совета судей Российской Федерации, мероприятий федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы» и задач, поставленных Президентом Российской Федерации и Председателем Верховного Суда Российской Федерации.

 

Благодарю Вас за внимание.

Статьи по теме:



Оцените эту публикацию:
Голосов: , Среднее:
Коментарии (0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.