ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 25 ФЕВРАЛЯ 2016 ГОДА № 493

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Президиума Совета судей Российской Федерации

 

 

 О сохранении действующего порядка обеспечения деятельности военных судов силами ФССП России

 

 

Заслушав и обсудив доклады заместителя председателя Совета судей Российской Федерации Ляпина Н.А. и начальника Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Голошумова Е.В., Президиум Совета судей Российской Федерации отмечает следующее.

В соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля
1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» на судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан: обеспечивать безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса; поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда; выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда; осуществлять охрану здания, помещений суда; на основании постановления суда осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову; при исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения.

Статьями 257 и  264 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации функции, связанные с обеспечением порядка в зале судебного заседания и выполнением распоряжений председательствующего по делу, прямо возложены на судебного пристава.

Вместе с тем в декабре 2015 года Федеральной службой судебных приставов принято решение о сокращении 700 должностей судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, из которых 508 должностей судебных приставов, обеспечивающих охрану зданий всех окружных (флотских) военных судов и гарнизонных военных судов, в том числе: осуществляющих охрану в рабочее время – 453 единицы, в нерабочее время – 55 единиц, за исключением Северо-Кавказского окружного военного суда, штат приставов в котором также существенно сокращен.

Решение о сокращении должностей судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов во всех окружных (флотских) и гарнизонных военных судах обосновывается положениями Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 682
 «О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации», согласно которым штатная численность работников территориальных органов ФССП России уменьшена до 75 737 единиц.

Согласно тексту названного Указа соответствующие изменения вносятся в целях обеспечения исполнения расходных обязательств по оплате труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов в условиях сокращения общего объёма бюджетных ассигнований на оплату их труда. Однако каких-либо положений о возможности полного или частичного освобождения федеральных государственных органов от исполнения возложенных на них обязанностей и функций данный Указ не содержит.

В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона от  31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и статьей 1 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года                   № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» военные суды являются федеральными судами общей юрисдикции, входят в судебную систему Российской Федерации и задачи по обеспечению установленного порядка деятельности военных судов закон возлагает на Федеральную службу судебных приставов.

Какие-либо альтернативные варианты обеспечения установленного порядка деятельности судов действующее законодательство
не предусматривает. Предложения о замене службы судебных приставов
в военных судах иными формированиями, в том числе военизированными (например, военной полицией), не основаны на законе и не позволят компенсировать функции сокращаемых судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, поскольку сотрудники названных формирований не наделены такими специфическими полномочиями судебных приставов, как право проверки документов, осуществление личного досмотра, задержание лиц, совершающих правонарушение или пытающихся пронести в здание суда запрещенные предметы, право применения физической силы, специальных средств
и огнестрельного оружия.

Предложение о замене службы судебных приставов в военных судах военнослужащими военной полиции является несостоятельным также в силу того, что действующее законодательство не предусматривает полномочий военной полиции по обеспечению установленного порядка деятельности военных судов, юрисдикция сотрудников военной полиции
не распространяется на лиц, которые не проходят военную службу,
а организационные мероприятия по формированию управлений и отделов военной полиции приостановлены Министерством обороны Российской Федерации до особого распоряжения.

Таким образом, Президиум Совета судей Российской Федерации отмечает, что принятое Федеральной службой судебных приставов
в одностороннем порядке решение о сокращении должностей судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности окружных (флотских) военных судов и гарнизонных военных судов противоречит законодательству Российской Федерации и может самым негативным образом отразиться на уровне защищенности судов, безопасности судей и участников судебных процессов.

Учитывая изложенное, Президиум Совета судей Российской Федерации

 

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Информацию заместителя председателя Совета судей Российской Федерации Ляпина Н.А. и начальника Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Голошумова Е.В. принять
к сведению.

 

2. Направить обращения Председателю Правительства Российской Федерации Медведеву Д.А., Министру юстиции Российской Федерации
Коновалову А.В.  по вопросу сохранения действующего порядка обеспечения деятельности военных судов силами ФССП России.

 

3. Поручить Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации продолжить взаимодействие с Федеральной службой судебных приставов по реализации возложенных на них законом задач по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

 

 

 

 

Председатель  Совета                                                                       Д.А. Краснов

 

 

г. Москва

25 февраля 2016 г.

№ 493

 



Оцените эту публикацию:
Голосов: , Среднее:
Коментарии (0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.