Обобщение вопросов и ответов (июль 2008)

Вопрос №1

Распространяется ли действие норм п. 8 ст. 19 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и постановления Правительства РФ от 4 апреля 1994 года № 279 (о нормах обеспечения служебным обмундированием) на судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, а также на имеющих классные чины работников указанных судов? К полномочиям какого органа отнесено установление порядка выдачи и учета данного обмундирования?

Ответ: Согласно статье 12 федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются только полномочиями и компетенцией; особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также законами субъектов Российской Федерации. 

Действие положений пункта 8 статьи 19 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» возможно распространить на судей и имеющих классные чины работников конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, если законодатель субъекта предусмотрит своим законом и за счёт бюджета субъекта обеспечение служебным обмундированием вышеуказанных лиц.

Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 1994 года № 279 принято во исполнение статьи 19 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и предусматривает нормы обеспечения служебным обмундированием исключительно судей и имеющих классные чины работников судов Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Законодатель субъекта РФ вправе самостоятельно решать данные вопросы, поскольку организационное, правовое, кадровое, материально- техническое и финансовое обеспечение деятельности конституционного (уставного) суда субъекта РФ, осуществляется силами субъекта РФ и за счет его бюджета (ч.2 ст.27 федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Установление порядка выдачи и учета служебного обмундирования судьям и имеющим классные чины работникам указанных судов относится к полномочиям субъекта РФ.

Вопрос №2

Подлежит ли включению в стаж работы по юридической профессии, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, период работы в должности правового (главного правового) инспектора правовой инспекции, находившейся в ведении областного Совета профсоюзов?

Ответ: Согласно пункту 1 статьи 19 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» в стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, кроме работы в должности судьи, включается время работы в государственных организациях в должностях по юридической профессии, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование.

В соответствии с постановлением Президиума ВЦСПС от 22 ноября 1976 года в республиканских, краевых, областных, Московском и Киевском городских советах и в центральных комитетах профсоюзов были созданы правовые инспекции труда, которые с ноября 1976 по декабрь 1994 года проводили свою работу под руководством президиумов соответствующих советов и центральных комитетов профсоюзов. Таким образом, правовые инспекции не являлись государственными организациями. Следовательно, период работы с ноября 1976 по декабрь 1994 года не может быть включен в стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания.

Однако, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 года №1115 «Об обеспечении деятельности Федеральной инспекции при Министерстве труда РФ и подведомственных ей инспекций в субъектах РФ» созданы государственные инспекции труда, которые являются территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости и осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Исходя из изложенного, время работы в государственной инспекции труда на должностях, требующих наличия высшего юридического образования, после января 1995 года следует включать в стаж по юридической специальности.

Вопрос №3

Засчитывается ли в стаж работы для назначения ежемесячного пожизненного содержания время работы в должности юрисконсульта в политехническом институте?

Ответ: Согласно пункту 1 статьи 19 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» в стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, кроме работы в должности судьи, включается время работы в государственных организациях в должностях по юридической профессии, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование.

Статья 9 федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" устанавливает, что политехнический институт является одним из видов высших учебных заведений, осуществляющим подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности. Его статус определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус института  включается в его наименование.

В соответствии со ст.10 федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" институты могут быть как государственными, там и муниципальными или  негосударственными высшими учебными заведениями. Вопросы создания и реорганизации высшего учебного заведения регулируются Законом Российской Федерации "Об образовании".

Следовательно, в зависимости от вышеуказанных условий  политехнический институт может являться государственной организацией и работа в нём в качестве юрисконсульта, по смыслу Закона, может быть включена в стаж работы для исчисления размера ежемесячного пожизненного содержания.

Вопрос №4

Подлежит ли включению в стаж работы по юридической профессии период исполнения обязанностей судьи в 1987-1988 годах?

Ответ: В соответствии с абзацем 4 подпункта 3.1 пункта 3 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировыми судьям, утвержденной Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ 29.07.2003 г., 09.07.2003 г., 03.07.2003 г. в стаж работы в качестве судьи РФ для назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания включается время работы в аппаратах судов общей юрисдикции, конституционных (уставных) судов, арбитражных судов и органов государственного арбитража, в органах юстиции на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, в качестве стажера (кандидата) судьи или исполнявшего обязанности судьи, а также прокурора, следователя, адвоката, государственного нотариуса, если эта работа предшествовала назначению (избранию) на должность судьи.

В соответствии со ст. 27 закона РСФСР «О судоустройстве в РСФСР» от 8.07.1981 года (с изменениями и дополнениями), действовавшей в указанный период, в случае временного отсутствия народного судьи исполнение его обязанностей могло быть возложено решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов на одного из народных заседателей этого суда.

Следовательно, период исполнения обязанностей судьи в период 1987-1988 годов включается в стаж работы в качестве судьи. Исполнение обязанностей судьи  должно быть подтверждено соответствующими записями в трудовой книжке или иными документами.

Вопрос №5

Оплачивается ли судье в отставке и его (её) супругу проезд к месту отдыха и обратно?

Ответ: Оплата проезда судьи, пребывающего  в отставке и его супруга (и), к месту отдыха и обратно не производится, т.к. законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20.05.1993 года № 4994-1 «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» предусматривается оплата проезда к месту отдыха и обратно в пределах территории России только действующим судьям.

Вопрос №6

Работник суда, имея высшее юридическое образование, в 1988-1989 годах на основании постановления администрации района осуществлял исполнение обязанностей другого судьи, который находился в отпусках по беременности и родам, а также по уходу за ребёнком. По окончании исполнения обязанностей отсутствующего судьи, работник установленным порядком назначен на должность федерального судьи. Подлежит ли включению в стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, период исполнения обязанностей другого судьи, который находился в отпусках по беременности и родам, а также по уходу за ребёнком?

Ответ: В соответствии со ст. 7 ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной  защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» от 10 января 1996 года (с изменениями и дополнениями) в стаж работы в качестве судьи при исчислении стажа работы, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката.

В соответствии с абзацем 4 подпункта 3.1 пункта 3 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировыми судьям, утвержденной Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ 29.07.2003 г., 09.07.2003 г., 03.07.2003 г., в стаж работы в качестве судьи РФ для назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания включается время работы в аппаратах судов общей юрисдикции, конституционных (уставных) судов, арбитражных судов и органов государственного арбитража, в органах юстиции (министерствах юстиции СССР и РФ, министерствах юстиции республик в составе РФ, управлениях (отделах) юстиции на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование), в качестве стажера (кандидата) судьи или исполняющего обязанности судьи, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката, государственного нотариуса, если эта работа предшествовала назначению (избранию) на должность судьи.

Таким образом, период исполнения обязанности судьи подлежит включению в стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, установленного ст. 19 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Однако исполнение обязанностей судьи должно быть подтверждено  соответствующими записями в трудовой книжке или иными документами.

Вопрос №7

Каков  порядок  оформления   ежегодных  оплачиваемых  отпусков председателям районных судов?

Ответ: Порядок предоставления очередных оплачиваемых отпусков председателям районных судов нормативно не урегулирован.

В соответствии со ст.22 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» на судей законодательство Российской Федерации о труде распространяется в части, не урегулированной настоящим Законом.

В соответствии со статьями 122, 123 Трудового кодекса РФ ежегодный оплачиваемый отпуск может предоставляться работнику в любое время рабочего года согласно графику предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков.

В соответствии с пунктом 8 статьи 6.1, пунктом 1 статьи 6.2 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» председатели районных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации и наряду с осуществлением полномочий судьи, осуществляют полномочия по организации работы суда, под которой понимается, в том числе, составление и утверждение графика ежегодных отпусков работников аппаратов судов и федеральных судей.

Судебный департамент при Верховном Суде РФ, а также его органы в субъектах РФ по отношению к председателям судов работодателями не являются. Следовательно, председатель районного суда вправе самостоятельно издать приказ об уходе в отпуск, о его продлении или переносе, а также об отзыве себя из отпуска без подачи соответствующего заявления на имя начальника управления (отдела) Судебного департамента в субъекте РФ.

Вместе с тем, копии данных приказов необходимо направлять в управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ для решения финансовых и иных вопросов. Рекомендуется также проекты приказов согласовывать с соответствующими председателями судов субъектов РФ.

Вопрос №8

Каков порядок оплаты судьям и работникам аппарата суда за обязательные дежурства в субботние и праздничные нерабочие дни?

Ответ: В соответствии со ст.22 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» на судей законодательство Российской Федерации о труде распространяется в части, не урегулированной настоящим Законом.

Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не регулирует порядок оплаты труда судей за работу в выходные и праздничные дни, в связи с чем, следует руководствоваться положениями Трудового кодекса РФ.

Вопрос №9

Включается ли в состав заработной платы для исчисления ежемесячного пожизненного содержания доплата за работу со сведениями, составляющими государственную тайну?

Ответ: Пунктом 1 ст. 19 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», ст.2 федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» закреплен перечень выплат, из которых состоит заработная плата судьи. Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в указанный перечень не включена.

Согласно п.4.1 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировыми судьям, утвержденной Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ 29.07.2003 г., 09.07.2003 г., 03.07.2003 г. при определении размера ежемесячного пожизненного содержания в заработную плату (денежное содержание) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну также не включена.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 года № 1161 «О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне» ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, выплачивается должностным лицам и гражданам, имеющим оформленный в установленном законом порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности и по решению руководителя органа государственной власти. Выплата указанных надбавок производится сверх установленных в соответствии с действующим законодательством других надбавок и доплат.

Полагаем, что при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания судьям, пребывающим в отставке, в состав заработной платы не должна включаться  процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Вопрос №10

Имеет ли судья, ушедший в отставку по возрасту или по истечении срока полномочий до 29 июля 1992 года (официальное опубликование закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 года) право на получение ежемесячного пожизненного содержания?

Возможно ли получение ежемесячного пожизненного содержания с 29 июля 1992 года с вычетом полученной пенсии по возрасту?

ОтветВ соответствии с п.5 ст. 15 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание  в размере восьмидесяти процентов заработной платы работающего по соответствующей должности судьи.

Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в этой должности более 20 лет, ежемесячное пожизненное содержание увеличивается из расчета за каждый год стажа работы свыше 20 лет - один процент указанного содержания, но всего не более 85 процентов заработной платы занимающего соответствующую должность судьи.

В соответствии с федеральным законом от 21 июня 1995 года № 91-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2002 года № 5-П указанная норма подлежит применению также в отношении тех судей, чьи полномочия были прекращены в связи с истечением срока или уходом на пенсию по основаниям, совместимым со статусом судьи, независимо от времени ухода на пенсию.

Из приведенных норм Закона следует, что ежемесячное пожизненное содержание может быть назначено судье в случае, если онушел или удален отставку по предусмотренным законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» основаниям, в том числе до принятия Закона, при наличии у него необходимого стажа работы по юридической профессии и соответствующего возраста.

Право на получение ежемесячного пожизненного содержания у бывших судей, ушедших  с должности судьи на пенсию по возрасту либо по истечении срока полномочий, при стаже работы в качестве судьи не менее 20 лет возникло с 29 июля 1992 года.

Согласно п.2.1 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировыми судьям, утвержденной Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ 29.07.2003 г., 09.07.2003 г., 03.07.2003 г. основанием для рассмотрения вопроса о назначении ежемесячного пожизненного содержания является заявление лица, имеющего на это право. Время его подачи, каким - либо сроком не ограничивается. Ежемесячное пожизненное содержание назначается с момента подачи заявления, а не со времени наступления права судьи на его получение.

Вопрос №11

Вправе ли судья пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет работать руководителем подразделения по обеспечению деятельности мировых судей субъекта РФ с одновременным сохранением права на получение ежемесячного пожизненного содержания судьи?

Ответ: Согласно п.4 ст. 3 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя.

Поскольку органы по обеспечению деятельности мировых судей относятся к органам государственной власти, то при наличии 20- летнего стажа работы в должности судьи, лицо вправе работать в должности руководителя подразделения по обеспечению деятельности мировых судей субъекта Российской Федерации, одновременно сохраняя право на получение ежемесячного пожизненного содержания. 

Вопрос №12

Каков порядок оплаты труда лицам, временно замещающим должности председателя или заместителя председателя суда?

Ответ: Вопросы, связанные с порядком оплаты труда судей в период временного исполнения ими обязанностей председателя или заместителя председателя суда не урегулированы специальными нормативными актами.

Согласно ст.22 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» на судей законодательство РФ о труде распространяется в части, не урегулированной настоящим законом.

Следовательно, при отсутствии специальной правовой нормы, регулирующей правоотношения с судьями, возможно применение нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

В соответствии с ч.3 ст.6.2 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» в случае временного отсутствия председателя суда (болезнь, отпуск, командировка) его полномочия осуществляет первый заместитель председателя суда, при отсутствии первого заместителя - по поручению председателя суда один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей - по поручению председателя суда один из судей суда.

Действующее законодательство не предусматривают возможности возложения исполнения обязанностей заместителя председателя суда на другого заместителя председателя суда или судью в случае его временного отсутствия.

Согласно абз.2 ч.4 ст.6.2 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» временное исполнение обязанностей заместителя председателя суда на другого заместителя председателя этого суда, а при отсутствии другого заместителя председателя - на одного из судей этого суда по поручению председателя суда может иметь место только в случае приостановления либо прекращения полномочий заместителя председателя суда.

Поручение исполнения полномочий отсутствующего председателя или заместителя председателя суда возлагается на вышеуказанных лиц Законом и переводом не считается.

При оплате труда данных лиц подлежат применению нормы трудового законодательства, регулирующие оплату труда при увеличении объема работы (при замещении заместителя председателя суда другим заместителем) или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором (при замещении председателя суда).

Согласно ст. 151 Трудового кодекса РФ при увеличении объема работы или при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику по соглашению сторон с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы производится доплата.

Размер доплаты определяется размером должностного оклада временно отсутствующего председателя суда или заместителя председателя суда. При этом доплаты, связанные с личностью временно отсутствующего председателя суда или заместителя председателя суда, начисляться не должны.

Вопрос №13

Каков порядок выплат стимулирующего характера работникам аппаратов судов районного звена, в частности, ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи?

Ответ: Статьёй 50 федерального закона №79-ФЗ от 27.07.04 года (в ред. Закона от 12.04.07 года) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что порядок выплаты указанных выше дополнительных денежных выплат стимулирующего характера федеральным государственным служащим определяется представителем нанимателя.

Согласно ст. 4 федерального закона от 10.02.1999 года № 30-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации» суды самостоятельно распоряжаются средствами, выделенными на обеспечение их деятельности, в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и соответствующим законом о федеральном бюджете на конкретный календарный год Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета в части финансирования судов общей юрисдикции, в силу чего он наделен правом составлять бюджетную роспись, распределять лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств, исполняя соответствующую часть бюджета. Таким образом, бюджетное законодательство не определяет районные суды в качестве самостоятельных субъектов получателей бюджетных средств.

Учитывая, что получателем бюджетных средств в субъекте РФ на финансирование судов общей юрисдикции является орган Судебного департамента в субъекте РФ, следовательно, правом на использование бюджетных средств в соответствии с утвержденной бюджетной росписью (в том числе на материальное поощрение аппарата районного суда) наделён орган Судебного департамента в субъекте РФ в лице его начальника.

Издание, по представлению председателя районного суда, начальником органа Судебного департамента в субъекте РФ распоряжения о поощрении работников аппарата районного суда не является дублированием действий председателя суда, а является выполнением своих обязанностей по осуществлению финансирования районного суда в пределах бюджетных средств выделенных в целом на финансирование всех судов общей юрисдикции данного субъекта РФ.

Районные суды получают денежные средства на осуществление дополнительных выплат работникам аппарата, предусмотренных указанными выше нормами законодательства о государственной гражданской службе, в пределах бюджетных ассигнований с учетом установленных организационно - штатных нормативов по распоряжению получателя бюджетных средств, каковым является орган Судебного департамента в субъекте РФ.

Действующим законодательством не предусмотрены полномочия председателей районных судов в части самостоятельного и непосредственного получения денежных средств из федерального бюджета на осуществление указанных выплат без учета согласования с органом Судебного департамента в субъекте РФ, как уполномоченным законом распорядителем средств федерального бюджета.

Исходя из изложенного, председатели районных судов вправе, в пределах смет соответствующих расходов, назначать своими приказами федеральным гражданским служащим аппаратов судов ежемесячные надбавки за особые условия гражданской службы, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, а начальник Управления, как распорядитель средств федерального бюджета, издавать соответствующий приказ об их выплате.

Вопрос №14

Каков статус судьи, ушедшего с должности судьи в связи с истечением срока полномочий до вступления в силу закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»? Засчитывается ли в стаж работы в должности судьи работа следователем прокуратуры и старшего консультанта по судебной работе отдела юстиции, предшествовавшие назначению на должность судьи? Имеет ли такой судья в отставке право на санаторно-курортное лечение?

Ответ: В соответствии с ФЗ от 21.06.95 года № 91-ФЗ «О внесении изменений и дополнении закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2002 гола №5-П указанная норма подлежит применению также в отношении тех судей, чьи полномочия были прекращены в связи в истечением срока или с уходом на пенсию по основаниям, совместимым со статусом судьи, независимо от времени ухода на пенсию.

Согласно ст.7 ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции, на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката, если эта работа предшествовала назначению на должность судьи.

Стаж работы в должности судьи, установленный п.5 ст. 15 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», с 1 января 1996 года необходимо исчислять с учетом положений ст. 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», которая определяет периоды работы, подлежащие включению в стаж работы в качестве судьи РФ, при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот.

Пункт 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 20.05.93 года №4994-1 «О некоторых вопросах, связанных с применением закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает, что выплата ежемесячного пожизненного содержания вместо пенсии судьям может производиться при стаже судебной работы не менее 10 лет. Данная норма устанавливает порядок выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям, ушедшим на пенсию до принятия закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Таким образом, периоды работы в должности следователя прокуратуры и старшего консультанта по судебной работе отдела юстиции, предшествующие назначению на должность судьи, включаются в стаж для назначения ежемесячного пожизненного содержания.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 14 ноября 2006 года, введение законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» института отставки судьи и закрепление в нем перечня оснований прекращения полномочий судьи, которые дают ему право считаться ушедшим и удаленным в отставку, само по себе не означает, что тем самым изменяется правовое положение всех бывших судей, чьи полномочия были прекращены до принятия данного Закона по аналогичным (сходным) основаниям, совместимым со статусом судьи, и что они приравниваются к судьям в отставке, в том числе при решении вопроса о праве на получение различных гарантий, льгот и компенсаций.

Общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу.

Статьей 2 федерального закона от 21.06.1995 года №91-ФЗ предусмотрено распространение действия статьи 15 (за исключением пункта 3) и пунктов 5 и 7 статьи 19 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» на судей, ушедших на пенсию с этой должности, независимо от времени ухода на пенсию.

При этом законодатель не предусмотрел, что все судьи, полномочия которых были прекращены в связи с истечением срока полномочий до принятия 26 июня 1992 года закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», приобретают статус судьи в отставке и имеют право на санаторно-курортное лечение и другие льготы, а распространил льготы, предусмотренные указанным Законом в усеченном, конкретно определенном объеме, в частности, на судей, ушедших на пенсию с должности судьи.

Вопрос №15

Вправе ли судья быть членом инициативной группы по организации потребительского гаражного кооператива?

Ответ: Действующее законодательство не содержит запрета на членство судей в потребительских кооперативах, в том числе на участие в их создании, которые создаются для удовлетворения личных бытовых нужд. Важно, чтобы такое участие не нарушало требований части 3 статьи 3 закона РФ от 26 июня 1992 года «О статусе судей в Российской Федерации» и статей 3 и 8 Кодекса судейской этики. В частности, работа в инициативной группе не должна быть оплачиваемой и судья не должен использовать свое должностное положение при решении вопросов организации и деятельности потребительского кооператива.

Вопрос №16

Может ли судья совмещать деятельность по отправлению правосудия с оплачиваемой преподавательской деятельностью в должности заведующего кафедрой высшего учебного заведения?

Ответ: В соответствии с частью 3 статьи 3 закона РФ от 26 июня 1992 года «О статусе судей в Российской Федерации» судья не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельностью. В статье 10 Кодекса судейской этики содержится уточнение о том, что такая деятельность судьи правомерна, если она осуществляется не в ущерб интересам правосудия.

Статьей 20 федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» должность заведующего кафедрой отнесена к профессорско-преподавательским должностям, которая согласно статье 332 Трудового кодекса РФ является выборной.

Исходя из системного толкования указанных норм, с учётом положения Европейской хартии о статусе судей от 10 июля 1998 года, следует сделать вывод о том, что такое совмещение допустимо при соблюдении судьей условия приоритетности судебной деятельности. Преподавательская деятельность не должна нанести ущерб выполнению полномочий судьи по отправлению правосудия.

Нанесение ущерба интересам правосудия следует оценивать с точки зрения качества исполнения судьей своих обязанностей (высокое качество принимаемых решений, отсутствие нарушений сроков рассмотрения дел, обоснованных жалоб лиц, участвующих в деле и т.п.).

Вопрос №17

Вправе ли судья, пребывающий в отставке, имеющий стаж работы непосредственно в должности судьи 19 лет 6 месяцев и 8-летний стаж в должности следователя прокуратуры до назначения на должность судьи, не достигший возраста 55 лет, заниматься деятельностью, указанной в абз. 1 пункта 4 статьи 3 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»?

Ответ: Пункт 4 статьи 3 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» определяет, что судья, пребывающий в отставке и имеющий  стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин-50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя.

Согласно статье 7 федерального закона от 10 января 1996 года №6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (в ред. от 22.08.2004 г.) в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации, дающего права на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката, если стаж работы в должности судьи составляет не менее пяти лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и  пункта 1 статьи 14 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

С учетом разъяснений Президиума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 1 Постановления от 19 марта 1997 года, если работа в должности следователя прокуратуры предшествовала назначению на должность судьи, она включается в стаж работы в качестве судьи, дающий право судье, пребывающему в отставке, заниматься деятельностью, предусмотренной пунктом 4 статьи 3 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Вопрос №18

Вправе ли судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж судебной работы 21 год, в том числе непосредственно в должности судьи 16 лет и 5 лет в должности следователя, заниматься адвокатской деятельностью?

Ответ: Статья 7 федерального закона от 10 января 1996 года №6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (в ред. от 22.08.2004 г.) устанавливает, что в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации, дающий право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката, если стаж работы в должности судьи составляет не менее пяти лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и  пункта 1 статьи 14 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Указанная работа на иных (не судебных) должностях включается в стаж работы в качестве судьи, если она предшествовала назначению на должность судьи.

При наличии общего стажа в качестве судьи не менее 20 лет, судья вправе работать в органах, учреждениях и на должностях, указанных в пункте 4 статьи 3 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Вместе с тем, комиссия полагает, что пребывающий в отставке судья, не вправе заниматься адвокатской деятельностью, поскольку она не относится к видам деятельности, указанным в пункте 4 статьи 3 закона РФ от 26 июня 1992 года «О статусе судей в Российской Федерации».

Такое толкование указанной нормы дано в определении кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2007 года № КАС07-310 по делу М. об отмене решения квалификационной коллегии судей Омской области о прекращении отставки судьи.

Вопрос №19

Включается ли работа в должности судьи в районах Крайнего Севера в стаж, дающий право судье, пребывающему в отставке, заниматься работой, указанной в п.4 ст.3 закона РФ от 26.06.1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации»?

Ответ: В соответствии с п.4 ст.3 закона РФ от 26.06.1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» Судья, пребывающий в отставке и имеющий  стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин-50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя.

Согласно п.2 ст.15 указанного Закона каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами 1,2,4,5,9 и 11 пункта 1 статьи 14 настоящего Закона. Время работы в должности судьи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитывается в стаж работы судьи в полуторном размере.

Полагаем, что из буквального толкования вышеприведенных норм следует, что в обеих из них речь  идет о стаже работы в должности судьи. Следовательно, судья, проработавший в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющий стаж работы в полуторном исчислении не менее 20 лет, уйдя в отставку, вправе заниматься деятельностью, предусмотренной п.4 ст.3 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Вопрос №20

Имеют ли право на получение ежемесячного пожизненного  содержания по основаниям абз. первого п.5 статьи 15 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» лица, ушедшие с судейской должности до введения в действие названного Закона в связи с переводом на работу в государственные органы и ушедшие на пенсию с этой работы?

Ответ: В части права на назначение ежемесячного пожизненного содержания бывшие судьи, переведенные на работу в государственные организации, законодателем приравнены к судьям, ушедшим на пенсию или прекратившим судебную деятельность в связи с истечением срока полномочий до введения в действие закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Такой вывод можно сделать из системного толкования действующего законодательства.

В частности, статья 2 федерального закона от 21.06.1995 г. №91-ФЗ распространила действие абзацев первого и третьего пункта 5 статьи 15 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» на судей, переведенных на работу в государственные организации и ушедших на пенсию с этой работы.

Абзац первый пункта 5 статьи 15 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации регулирует право пребывающего в отставке судьи и имеющего стаж работы в должности судьи 20 лет (и менее) на выплату по его выбору пенсии на общих основаниях или не облагаемого налогом ежемесячного пожизненного содержания в зависимости от стажа и возраста.

Таким образом, бывшие судьи, переведенные на работу в государственные организации до введения в действие базового закона, и ушедшие на пенсию с этой должности, при решении вопроса о назначении ежемесячного пожизненного содержания приравнены к судьям, пребывающим в отставке.

В соответствии с частью 2 статьи 7 федерального закона от 10.01.1996 г. №6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» положения части первой данной статьи о включении в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего  право на отставку, работы в определенных должностях распространено на судей, ушедших в отставку до принятия данного федерального закона, к которым федеральный закон от 21.06.1995 года №91-ФЗ отнес и лиц, названных выше. Следовательно, на них распространяется общее положение об исчислении стажа, установленного статьей 7 федерального закона №6-ФЗ.

Такая позиция отражена в Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировыми судьям, утвержденной Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ 29.07.2003 г., 09.07.2003 г., 03.07.2003 года.

Аналогичное толкование действующего законодательство дано Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 18.01.2005 г. №7-О по запросу Верховного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности статьи 7 федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (абзацы 4 и 5 пункта 2.2 определения).

Порядок исчисления 20-летнего стажа в должности судьи, предусмотренного пунктом 5 статьи 15 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», подробно изложен в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2005 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 4,11 и 18 мая 2005 года (вопросы 23,24).

Пожизненное содержание этим лицам назначается из расчета должностного оклада судьи соответствующего уровня, доплат за квалификационный класс (если он был присвоен) и выслугу лет (часть 3 статьи 2 федерального закона №91-ФЗ от 21.06.1995 г. «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и в пунктах 1.2.6 и 3.1 Инструкции).



Оцените эту публикацию:
Голосов: , Среднее:
Коментарии (0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.