Заключение комиссии Совета судей Российской Федерации по этике (июнь 2011)

О применении подпункта 11 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в связи с присвоением судье звания «Ветеран труда», учрежденного законом субъекта Российской Федерации

1. Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике рассмотрела обращение судьи о даче разъяснений по вопросам о том, требуется ли разрешение квалификационной коллегии судей для принятия звания «Ветеран труда» субъекта Российской Федерации, учрежденного законом субъекта Российской Федерации, и вправе ли судья получать денежные выплаты и компенсации, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации в качестве мер социальной поддержки лиц, которым это звание присвоено.

В данном случае судье было присвоено звание «Ветеран труда Республики Карелия» в декабре 2008 года в соответствии с Законом Республики Карелия от 25 июля 1995 года № 69-ЗРК «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения».

Статьей 3 названного Закона (в редакции Закона РК от 26.04.2006 № 978-ЗРК) предусмотрено, что Законом Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» устанавливаются меры социальной поддержки лиц, которым присвоено звание «Ветеран труда Республики Карелия».

В соответствии с этим Законом в качестве мер социальной поддержки судье выплачиваются определенные денежные выплаты и компенсации, установленные Законом. Указанные выплаты отражаются в декларациях о доходах.

2. Правило, установленное в подпункте 11 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации «О статусе судей Российской Федерации» (далее – Закон о статусе судей), предусматривает, что судья не вправе принимать без разрешения соответствующей квалификационной коллегии судей почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций.

В Заключении Комиссии Совета судей Российской Федерации от 1 декабря 2010 года № С/КЭ-3, утвержденном постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 24 марта 2011 года № 256 (далее – Заключение), разъясняется, что не требуется разрешение квалификационной коллегии судей для принятия юбилейных медалей Российской Федерации, наград, учреждаемых федеральными органами государственной власти и иными федеральными государственными органами, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п.4).

Вместе с тем, в пункте 7 Заключения указывается, что в тех случаях, когда для принятия званий, наград и иных знаков отличия не требуется разрешение соответствующей коллегии судей, однако их присуждение или награждение ими дают лицу, их принявшему, какие-либо привилегии имущественного либо социального характера (например, при исчислении трудового стажа, оплате коммунальных услуг), предполагают денежное вознаграждение, либо они имеют ювелирную ценность, то для их принятия следовало бы обратиться за разрешением в квалификационную коллегию судей.

3. Исходя из содержания правила, предусмотренного в подпункте 11 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 4 Заключения, можно сделать вывод, что судья не должен обращаться за разрешением в соответствующую квалификационную коллегию судей для принятия звания «Ветеран труда» субъекта Российской Федерации, утвержденного или установленного законом субъекта Российской Федерации.

Не усматривается необходимость обращения за соответствующим разрешением и в связи с тем, что присвоение указанного звания сопряжено с установлением мер социальной поддержки и дает право лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда» субъекта Российской Федерации, на получение денежных выплат и компенсаций.

Разъяснение, содержащееся в пункте 7 Заключения, в контексте подпункта 11 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей, не относится к случаям присвоения звания «Ветеран труда» субъекта Российской Федерации, установленного законом субъекта Российской Федерации.

Меры социальной поддержки, предусмотренные Законом субъекта Российской Федерации в связи с присвоением звания «Ветеран труда» субъекта Российской Федерации, в том числе денежные выплаты и компенсации, предоставляются равным образом всем гражданам, удостоенным этого звания, без каких-либо привилегий  и преимуществ в зависимости от места работы и занимаемой должности.

В связи с изложенным судья, признанный ветераном труда субъекта Российской Федерации или удостоенный такого звания в соответствии с Законом субъекта Российской Федерации и получающий в связи с этим меры социальной поддержки в виде денежных выплат и компенсаций, установленных законом субъекта Российской Федерации, не должен испрашивать разрешение на получение звания «Ветеран труда» субъекта Российской Федерации.

При этом вопрос о получении денежных выплат и компенсаций, выплачиваемых в качестве мер социальной поддержки ветеранов, решается с учетом положений законодательства, в том числе пункта 3 статьи 13 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

4. При решении вопроса о применении правила, предусмотренного подпунктом 11 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей, в каждом конкретном случае следует также учитывать, что оно действует  с 10 января 2009 года после вступления в силу Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции», которым были внесены изменения в пункт 3 статьи 3 Закона о статусе судей и обратной силы не имеет.



Оцените эту публикацию:
Голосов: , Среднее:
Коментарии (0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.