Вопросы статуса судей и правового положения работников аппарата судов

Вопрос: - Облагается ли налогом ежемесячная надбавка к заработной плате в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания судьям, имеющим право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающим работать? (ст.3 Федерального закона № 6-ФЗ от 10 января 1996 года «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации»)

С этим вопросом и предложением внести дополнения в статью 3 Федерального закона № 6-ФЗ от 10 января 1996 года «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» в Совет судей Российской Федерации обратились представители судейского сообщества Иркутской области.

Ответ: - Обращение рассмотрено комиссией Совета судей Российской Федерации по вопросам судебной практики и совершенствования законодательства с привлечением научных работников.

Вывод комиссии таков: вносить в указанную правовую норму дополнение о запрете облагать налогом денежную сумму в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания нет необходимости, поскольку это содержание имеет природу государственной пенсионной выплаты, является альтернативой пенсии на общих основаниях, а поэтому оно не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в силу пункта 2 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по вопросу об обложении налогом на доходы физических лиц ежемесячной надбавки к заработной плате в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания судей, которое могло быть им начислено при выходе в отставку

 

При ответе на поставленный вопрос представляется необходимым исходить из следующего.

В соответствии с п.2 ст.217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством. При этом в силу п.1 ст.11 НК РФ используемые Налоговым кодексом институты, понятия и термины других отраслей законодательства применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. Поскольку иное не предусмотрено, понятие пенсии по государственному пенсионному обеспечению для целей налогообложения должно определяться в соответствии с отраслевым законодательством.

Понятие пенсии по государственному обеспечению содержит ст.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Однако в силу прямого указания той же ст.2 это понятие может использоваться только в целях данного закона, а потому не может распространяться на случаи пенсионного обеспечения не предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» отдельных категорий граждан. В соответствии с ч2 п.1 ст.1 упомянутого закона пенсионное обеспечение таких категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, регулируется иными федеральными законами.

Вопросы материального и социального обеспечения судей регулируются в значительной мере специальным законодательством, что обусловлено особенностями их публично-правового статуса, спецификой рода и характера их деятельности. Предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу ст.9 Закона РФ от 26.06.1992 №3132-1 «О статусе судей в РФ» признает одной из гарантий независимости судьи.

В соответствии с п.5 ст. 15 Закона РФ «О статусе судей в РФ» пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов заработной платы работающего по соответствующей должности судьи. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин - 50) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи.

Таким образом, по смыслу приведенной нормы ежемесячное пожизненное содержание судьи по своей правовой сущности является ни чем иным, как альтернативой пенсии на общих основаниях. Не случайно в связи с этим и особое указание закона на освобождение такого содержания от налогообложения. Следует, однако, заметить что даже и при отсутствии этого указания, ежемесячное пожизненное содержание судьи, имеющее явную природу государственной пенсионной выплаты, не могло бы облагаться налогом на доходы, поскольку это в условиях освобождения от налогообложения государственных пенсий привело бы к нарушению конституционного принципа равенства налогообложения.

Предоставление пребывающему в отставке судье ежемесячного пожизненного содержания регулируется специальным законодательством, включающим, в том числе, положения Закона РФ от 26.06.1992 №3132-1 «О статусе судей в РФ», Федеральным законом от 10.01.1996 № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппарата судов РФ», Постановлением Верховного Совета РФ от 20.05.1993 №4994-1 «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О статусе судей в РФ».

При этом важно заметить, что приведенные акты не исключают возможности выплаты судье ежемесячного пожизненного содержания и в случаях осуществления им оплачиваемой деятельности. Вместе с тем, поскольку характер и размер этой специальной пенсионной выплаты предопределен особым публично-правовым статусом судьи, ее получение не может иметь место в случае выполнения судьей в отставке оплачиваемой работы, несовместимой с работой судьи. В связи с этим Верховным Советом РФ в п.7 Постановления от 20.05.1993 №4994-1 прямо указано, что бывшие судьи, получая ежемесячное пожизненное содержание не вправе одновременно заниматься другой оплачиваемой работой, кроме перечисленной в пункте 3 статьи 3 Закона РФ «О статусе судей в РФ».

Таким образом, в случае выполнения оплачиваемой работы, допустимой в силу пункта 3 статьи 3 Закона РФ «О статусе судей в РФ», судья в отставке сохраняет право на получение ежемесячного пожизненного содержания. Не приостанавливается выплата ежемесячного пожизненного содержания судье, пребывающему в отставке, и на период временного исполнения им обязанностей судьи.

Поскольку выплата судье в отставке ежемесячного пожизненного содержания, имеющего природу государственной пенсионной выплаты, не прекращается и в случаях осуществления им допустимой в силу Закона РФ «О статусе судей в РФ» оплачиваемой деятельности, а также временного исполнения обязанностей судьи, это дает правовые основания для утверждения о том, что природа этой выплаты не меняется и тогда, когда она назначается продолжающему работу судье при возникновении у него права на отставку с ежемесячным пожизненным содержанием.

В связи с этим не может толковаться буквально положение статьи 3 Федерального закона от 10.01.1996 №6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппарата судов», в соответствии с которым выплата продолжающим работать судьям 50% ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им начислено при выходе в отставку, названа ежемесячной надбавкой к заработной плате. Буквальное восприятие соответствующего положения повлекло бы за собой включение соответствующей выплаты в заработную плату судьи с принятием ее во внимание, в том числе, и при определении размера ежемесячного пожизненного содержания судьи при выходе его в отставку. Вместе с тем сам Федеральный закон от 10.01.1996 №6-ФЗ, исчерпывающим образом определяя состав заработной платы судей в РФ, рассматриваемую выплату в него не включает.

Все это свидетельствует о признании законодателем пенсионного характера производимой судьям, продолжающим работать, выплаты в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им начислено при выходе в отставку. Фактически речь идет о сохранении за судьями, продолжающими работать, 50% ежемесячной пенсионной выплаты, право на которую у них возникает одновременно с возникновением права на отставку. Подтверждением правильности восприятия воли законодателя относительно природы рассматриваемой выплаты является и то, что при утверждении Закона о федеральном бюджете на соответствующий год средства на эти цели включаются в подраздел 1001 «Пенсионное обеспечение» целевую статью 490 00 00 «Пенсии» вид расходов «Пожизненное содержание судей» функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Таким образом, поскольку в соответствии с законодательством ежемесячная надбавка к заработной плате в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания судей, которое могло быть им начислено при выходе в отставку, имеет природу пенсионной выплаты, она не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в силу п.2 ст.217 НКРФ.

 

Заведующая кафедрой государственного

и административного права юридического

факультета СПбГУ, профессор, д.ю.н. Н.А.Шевелева

 

Доцент кафедры государственного

и административного права юридического

факультета СПбГУ, к.ю.н. М.В. Кускова

 

© Совет судей РФ

 

 



Оцените эту публикацию:
Голосов: , Среднее:
Коментарии (0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.